Алфёрово

Дневники
Жаворонкова Андрея Константиновича

1938-1941

Малое Алфёрово и округа

Вторая тетрадь

21 мая 39 года. Подготавливался к диктанту. Ходил в Голочёлово к Толкачёву Петру Никитовичу. Был сильный дождь, от которого земля сильно намякла так, что гряды расползлись в разные стороны.

22 мая 39 года. Религиозный праздник «Никола летний». Вечером был в Голочёлове,где была товарищеская беседа с Толкачёвым Петром Никитовичем. В горячей товарищеской беседе он говорил нам (я был не один, а с товарищами Петром и Александром Казаковым): «Да, Жаворонков, мечтать о хорошем будущем – это отлично. Но, если будешь мечтать без знаний, то это не пригодно для нашего общества и не будет соответствовать нашей действительности. Следовательно, нужно выполнять заветы нашего отца и учителя Владимира Ильича Ленина «Учиться, учиться и учиться». Вот тот человек, который имеет хорошие знания и может соединять их с мечтой, он может стать крупнейшим писателем и поэтом. Учись, Андрей, при каких угодно обстоятельствах. Будет ли тебе плохо или хорошо – всегда не забывай науку, и тогда ты только станешь видным человеком нашего социалистического общества, и тогда тебя героическое, передовое человеческое общество не забудет и сохранит о тебе память в веках. А ещё самое главное: любить и уважать родину-мать. Никогда не переходи на сторону врага, ибо это – самое тяжкое преступление перед родиной, перед партией, перед народом. Будешь умирать в борьбе с врагом, крикни на весь мир: «Да здравствует коммунизм! Да здравствует Сталин!». Поцелуй свою родную землю, умирая, которая тебя воспитала и сделала патриотом и интернациональным глубоко человеком, сделала борцом за счастье народа всего мира». Ещё рассказывал эпизоды из своей жизни. Один из них как «чуть-чуть не ограбили и не убили бандиты», от которого у меня волос поднялся дыбом. Всё это мне понравилось, и я должен это выполнить.

23 мая 1939 года. Было испытание по русскому письменно… Диктант написал на плохо… (опущены фрагменты с негативным отзывом в адрес одного из учителей).

24-25 мая 1939 года. Подготавливался.

26 мая 39 г. Испытания по русскому устно, где ассистентом был Ширяев Михаил Федорович. Испытание сдал на отлично.

28 мая 39 г. Была прогулка в лес с лучшим преподавателем школы Соловьевым Николаем Дмитриевичем. Беседы были на различные темы, а более на научные: астрономия, физика, техника и т. д.

29 мая 1939 год. Происходили испытания по физике, где ассистентом был Эрастов П.М. Физику сдал на хорошо.

1 июня 1939 г. Были испытания по геометрии. Где ассистентом был Соловьев Н.Д. Испытание сдал на отлично.

4 июня 1939 г. Были испытания по литературе письменно. Было изложение по произведению Л.Н. Толстого «После бала», написал на хорошо. Ассистентом был Селедцов А.С.

6 июня 39 г. Были испытания по литературе устно. Ассистентом был Ширяев М.Ф. Сдал на отлично.

8 июня 39 г. Испытания по Конституции. Ассистент Толкачёв П.Н. Сдал на отлично.

8 июня 39 г. В нашей Голочеловской школе происходила теоретическая конференция по изучению истории ВКП(б). Активное участие принимал и я.

10 июня 39 г. Были испытания по немецкому яз. Ассистент Борисова Н.В. (пропуск негативного отзыва об одном из учителей). Сдал на посредственно.

13 июня 39 г. Были испытания на географии. Ассистент Соловьев Н.Д. Сдал на отлично.

15 июня 39 г. Были последние испытания по зоологии. Ассистент Толкачёв П.Н. Сдал на хорошо.

17 июня 39 г. Был выпускной вечер. На вечере преобладающее большинство была молодёжь, и притом, учащиеся. Вечер мне не понравился.

18 июня 39 г. Получил свидетельство об окончании семилетки.

Свидетельство получил при отличном поведении и по следующим знаниям:

по русскому устно – отличные,
по русскому письменному – посредственные,
по литературному чтению – отличные,
по арифметике – посредственные,
по алгебре – посредственные,
по геометрии – хорошие,
по естествознанию – хорошие,
по Конституции СССР – отличные,
по истории – отличные,
по физике – хорошие,
по химии – посредственные,
по немецкому яз. – посредственные,
по рисованию – посредственные,
по черчению – хорошие,
по физкультуре – отличные.

23 июня 1939 год. Мой лучший товарищ, друг и приятель, с которым я провел и проучился свои молодые детские годы до 17 лет, уехал в Москву. Теперь я с ним не встречусь и не увидимся друг с другом на протяжении 3-4 лет. Тогда мы будем взрослыми по иному будем смотреть на жизнь. Прощай, Петя, прощай дорогой и любимый на 3-4 года. Вечером мы с Казаковым Александром и Младовым Михаилом Петю свезли на ст. Алферово. Там на прощанье купили на 6 руб. и закусили.

24 июня 39 год. Пастил в колхозе коней. Ночь была тихая, темная и туманная. Бледно смотрела луна.

25 июня 39 год. Первый раз получил великий, большой, красный советский паспортище. Как я был рад, что я получил паспорт.

10 июля 39 года. Поступил работать в Третьяковский сад и пробыл вплоть до первого сентября этого же года. В саду было много случаев и анекдотов. Ночи были тёплые – без дождей, около сада близко были вечеринки. И вот лежишь под ароматной яблоней и думаешь: о жизни, о любви и о других жизненных вопросах. Луна то показывается из-за туч, то опять скрывается, то она весело улыбнётся и хочет что-то сказать ласково, тихо, нежно: «Живи с любовью к женщине, а не без любви». Тут на пригорке раздастся мелодичный звук девушек, напевающих что-то такое задумчивое, и гармонь знает свои права.

Молодёжь веселится полную ночь.

20 июля 39 года. Моя учительница Борисова Наталья Васильевна выходит замуж, и у них это называется свадьба. Что такое свадьба? Я даю ответ. Свадьба – это есть слияние двух человеческих жизней, т. е. женщины и мужчины, и когда оба сердца действуют вместе. Борисовой 20 лет от роду. Среднего роста, волос мягкий, рыжий. Лицо красивое. Глаза приятные на вкус. Вообще как и учительница, так и человек он была хорошая и соответствовала нашей действительности. Я любил её за разговор и за признание вообще.

22 июля 39 г. Моя мечта поступить в юридическую школу, я думаю, что не выйдет… (далее опущен фрагмент с эмоциональным, резко негативным выпадом против одного из своих друзей).

10 августа 39 года. Я находился в саду. День был тёплый, тихий солнечный. В природе кругом стояла тишь. Ни веточка не шелохнётся, ни кустик. Не слышно было птиц и их гортанных звуков. Кругом царила могильная тишина. И вдруг послышался среди этой никем не нарушаемой тишины человеческие вопли и стоны, и жалобный плач. Звук доносился от Третьяковского кладбища (погоста). Этот плач был по умершей женщине. Эта женщина из деревни Холм нашего с/c. Потом она вышла замуж в Болохнята [16] за Трифонова Николая (он в настоящий момент председатель сельсовета). И после трудных родов, как и у всякой женщины, которая рожает пару детей, она умерла. Она была моей покойной бабы Агаши внучка. Моему покойному отцу Константину племянница. Мне она – двоюродная сестра. Она была ровесница моему старшему брату Петру, который живёт в Крыму. Она – блондинка. Высокого роста. Женщина душевная, как и весь наш род Жаворонковых. Ничего нельзя сделать. Судьба наша тоже такова, как и Нюшки. И придёт тот момент в жизни, когда наш организм истратит все силы, и мы ляжем в сырую землю и будем спать непробудным сном. Кругом будет стоять могильная тишина. Но род будет вспоминать о нас.

1 сентября 39 года. Первый день нового учебного года. Я учащийся VIII кл. Голочёловской средней школы. Почему? Потому что Смоленская юридическая школа не допустила меня до приёмных испытаний. Почему? Не знаю, но сдогадываюсь, потому что характеристика или поздно пришла, или совсем не дошла… (пропуск с негативным выпадом в адрес одного из своих друзей). Раз там не вышло, то я буду учиться здесь. Передо мной стоит крепость и эта крепость называется наукой. И эту крепость я должен во что бы то ни стало взять. И я возьму. Что я должен сделать в этом году? Расправиться как следует с русским языком и химией. Читать много книг. И начинать собирать литературный материал.

5 сентября 39 года. Было классное собрание, где меня ученики избрали классным организатором. Что в этом я вижу? В этом я вижу силу авторитета, и я должен оправдать доверие учеников. Наш класс дерётся за красное знамя.

15 сентября 39 года. Было школьное собрание с повесткой дня:

1. Выборы в Д.С.У.

2. Выборы в редакцию школьной газеты.

Я был выдвинут кандидатом в редколлегию учениками. Я хотел отказаться, но с силой ничего не поделаешь… (пропуск, содержащий негативные оценки учителей, которые высказывались против выдвижения его кандидатуры в редколлегию школьной газеты).

17 сентября 39 г. Находился в Издешкове, где слушал речь В.М. Молотова по радио, где он дал распоряжение тов. Ворошилову о переходе Западной границы и протянуть братскую руку Западным Белорусам и Украинцам [17].

Германия – Англия и Франция продолжают военные действия [18].

20/IX-39 г. Я сильно тронут. Сердце облилось кровью и грудь расширилась.

Братская рука Советского Союза протянула единокровным братьям Западным Украинцам и Белорусам. Заветы В.И. Ленина выполняются с каждым днём и годом и будут выполняться «о расширении и укреплении союза трудящихся». Близится тот день, когда во всех частях мира будет развеваться и гордо реять знамя коммунизма.

Коммунизм восторжествует скоро!!! Капитализм погибнет завтра.

1/X-39 г. Польское государство не существует более. В Западной Белоруссии и Украине советская власть. Трудящиеся готовятся к выборам в Верховный совет. Мой брат Коля, знать, находится там.

14/X-39 г. Комсомольское собрание. Происходят довыборы комитета. По отчетному докладу я выступил в прениях… (пропуск с негативными оценками одного из своих товарищей, который не поддержал кандидатуру А.К. Жаворонкова).

22/X-39 г. Исполнилось семнадцать лет! Горячие годы, юношеские годы более в жизнь не вернутся, а только их будешь вспоминать, когда уже будешь старцем седовласым. Прощай, прощайте, годы молодые, они свой путь обратно не вернут мне. Кое-что есть мне вспомнить из детства: сине-голубое небо, родной дом кирпичный. Девушки... Товарищество... Дружба и, наконец, бедность существования.

Не жили и не должны подыматься в гору... к счастью.

Да здравствует хорошее будущее и счастье... Дружба!!!

Нужда, бедность, одиночество, книги сделали меня мудрым человеком эпохи. Бедность – не порок!

7/XI-39 г. Я находился в доме Васильева Ивана, где он читал отрывки из своего дневника. Я поражен его стихоплетством! Здесь много заключается ума, разума и рассудка. Это вкус изящного, юное благоухание. Кто таков Васильев Иван? Это мой земляк, друг по бедности и осиротелости. У него отец умер, как и у меня! Ему 20 лет от роду, средне-высокого роста. С головой большого рассужденья. Коренаст, широкоплеч; телосложенье Спартака. Мускулы – тяжи. Лицо приятное на вид. Стоит, точно стальной. В настоящий момент работает учителем, но с тем же готовится в ряды РККА.




www.alferovo.ru в социальных сетях