Главная > История создания сайта www.alferovo.ru

История создания сайта www.alferovo.ru

Отвечают тому, кто спрашивает…

Сайт www.alferovo.ru - это некоммерческий проект, осуществляемый на волонтёрских началах. История сайта www.alferovo.ru, как и положено любому сайту, началась с регистрации домена. Случайно выяснилось, что домен www.alferovo.ru свободен. Интернет-имя посёлка Алфёрово, который сейчас переживает не лучшие свои времена - кругом упадок, разруха и запустение, оказалось никем не востребованным. Регистрация домена www.alferovo.ru открыла возможность не только рассказать всему миру о непростом настоящем посёлка, но и напомнить о его недавнем относительно благополучном прошлом. Подвигли к этому не привязанность к округе Алфёрова, которая никогда не отличалась особой красотой, а простое любопытство и поиск ответа на вопрос: почему сельская местность так быстро деградировала и за последние 20 лет пришла в столь унылое состояние? Что послужило тому причиной? Могло ли быть по-другому? Принято во всём винить роковые 90-е, но причинно-следственные исторические цепочки обычно длиннее, чем это может показаться на первый взгляд. Поэтому необходимо было заглянуть в более глубокую историю местности вокруг Алфёрова. Такую информацию теперь принято искать во «всезнающем» Интернете. Но «списать» у других в этот раз не получилось - оказалось, что история Алфёрова всемирному разуму неведома. Следовательно, именно новому сайту и предстояло наполнить глобальную сеть летописью посёлка Алфёрово.

Первым источником исторических сведений об окрестностях Алфёрова для Интернета стал краеведческий музей Алфёровской школы. Музей существует с 2004 года. Преподаватель истории Николай Васильевич Томашев с великим энтузиазмом подошёл к его созданию. Многие жители посёлка были вовлечены им в создание краеведческой коллекции. Экспозиция разделена на 4 тематических части: Великая Отечественная война 1941-1945, история родного края, русская старина и крестьянская изба. В музее удалось почерпнуть сведения о знаменитом животноводе из села Бессоново помещике Дмитрии Александровиче Путяте и о владельцах села Третьяково дворянах Кардо-Сысоевых. Уникальные экспонаты об этих достойных русских родах передал музею алфёровский краевед Андрей Константинович Жаворонков, который собирал их всю свою жизнь. Экспозиция музея содержит также много фотографий, рассказывающих об истории школы и совхоза «Алфёровский». Сама Алфёровская школа способствует возбуждению краеведческого интереса, так как находится на месте бывшего барского поместья, о чём наглядно свидетельствуют двухсотлетние липы, растущие по периметру территории школы. Однако, кто и когда владел этой усадьбой, в тот раз выяснить в музее не удалось.

Среди собранных музейных материалов нашлась книга уроженца соседней с Алфёрово деревни Высоцкое Ивана Яковлевича Абрамова «Как это было». «Здесь много про историю этой местности», - сказал Николай Васильевич, рекомендуя прочитать эту книгу.

Личные воспоминания Ивана Яковлевича, изложенные в книге, стали первым лучом фонаря, осветившим прошлое из настоящего. Автор книги не только рассказал, «как это было», но и разбудил желание расширить познания о соседних с Высоцким деревнях. Очень дельный совет дали социальные работники Алферова: «Историей интересуетесь? Идите к Сергеевым, Даниловой и Бобневой. Они много нам рассказывают, и вам расскажут». Истории о довоенной жизни в окрестностях станции Алфёрово, с готовностью поведанные Александрой Ивановной и Виктором Филипповичем Сергеевыми, Натальей Андреевной Даниловой и Марией Ионовной Бобневой отодвинули занавес с давно минувших лет. Кроме того, они ясно дали понять, что мы очень мало знаем про места, в которых живём.

Прав был гениальный Пушкин: мы ленивы и нелюбопытны. Увы! Огромный массив бесценных сведений из человеческой памяти теперь утерян безвозвратно, потому что многих людей не сообразили в своё время расспросить о прожитом...

Так было положено начало восстановлению забытой истории окрестностей Алфёрова  на основе рассказов людей, родившихся здесь в довоенное время – алфёровских старожилов. У старожилов интереснейшее свойство памяти: картинки прошлого как бы стоят у них перед глазами. И они эти картинки описывают, практически дословно повторяя свой рассказ каждый раз, если доводится это делать для разных слушателей и в разное время. Такие своеобразные живые аналоги электронных «носителей информации». Особенно глубоко врезалась в их память война. Ведь война была их детством. У каждого человека, прожившего долгую жизнь, есть своя история, которую он расскажет, и своя мудрость, которую он обязательно поведает в беседе. Они помогают нам сформировать свою собственную картину мира, найти объяснение важным для нас вещам. Использование современных технических средств (видеокамеры и диктофона) позволяло не только сохранить информацию, но и передать колорит и живость речи рассказчика. Литературная обработка проводилась минимальная. Такая технология позволила за короткий срок собрать достаточное количество материала об истории деревень в округе Алфёрова, многих из которых уже давно не существует.

Возникает вопрос, насколько можно верить рассказам старожилов о былом? Существует мнение, что чем дальше от нас эти годы, тем меньше можно доверять рассказам о войне: старики путаются, что-то забывают, многое вообще перевирают по самым разным причинам. Здесь стоит заметить, что с сознательным искажением фактов за время сбора информации для сайта сталкиваться не приходилось. Для умышленного «перевирания» у людей, которым уже глубоко за восемьдесят, просто нет причин. Их жизнь началась во времена отсутствия радио в деревнях, прошла через войну, разруху и голод и  дотянулась до эпохи Интернета, что само по себе уже интересно и не требует дополнительного приукрашивания. Если кто-то что-то и путал (а происходило это нередко), то без злого умысла. Память обычных людей действительно не самый безупречный хранитель информации. Но бесспорным фактом является и то, что те, кто пережили это время, знают больше исторической правды, чем те, кто прочитал об этом в советских учебниках истории, полных идеологических штампов и мифов. Старожилы имеют право на то, чтобы что-то подзабыть, но, тем не менее, при критическом подходе именно их воспоминания стали бесценными источниками утерянной истории. Рассказы людей в возрасте свободны от идеологии и политики, в них нет однозначного деления людей на плохих и хороших. Они вспоминают былое с точки зрения собственных ощущений и эмоций. С горечью поминают людей, принёсших им беду, и говорят добрые слова в адрес тех, кто помогал им выживать в трудные времена.

Кроме того, наши старожилы – это не совсем обычные люди, что понимаешь лишь после личного общения с ними. Судьбы некоторых семей уникальны и поразительны. К необычным людям, безусловно, можно отнести супругов Сергеевых, братьев и сестёр Жаворонковых, Васильевых, Владимировых. Примером подражания для многих являются их трудолюбие, тяга к самосовершенствованию и образованию, разумное отношение к жизни и способность выживать в самых тяжелых условиях, оставаясь при этом приверженцами высоких человеческих моральных принципов и правил поведения.

Исторический портрет Алферова и окрестных деревень, представленный на сайте, в основном состоит из нарисованных старожилами отдельных штрихов. Собранные вместе, они не только складываются в единую полную картину, но и повышают её историческую достоверность. Одна и та же информация, пусть даже и самая невероятная на первый взгляд, повторенная совершенно разными людьми, уже не вызывает сомнения. Напротив, она начинает служить поводом для дальнейших исследований. Так было, например, с рассказом брата и сестры Жаворонковых о получении «небесной почты».

Доказательством ценности воспоминаний старожилов, как источников информации, служит также удивительная точность воспроизведения ими отдельных имён,  названий и дат, уже всеми давно забытых. Сопоставление полученных от старожилов сведений с архивными документами ГАСО и ГАНИСО позволили узнать о зажиточном крестьянине Голубкове из Марьино и зажиточной крестьянке Матрёне Муравьёвой из деревни Каменка (что рядом с Яковлевым),  владельце лесопильного завода на станции Алфёрово Мещерине, мещанах Яковлевых из Голочёлова, расстрелянном священнике церкви в Негошево Вениамине Головине, о дворянах Якушкиных на Уварове (родственниках декабриста Якушкина), о больнице, а затем госпитале в Лопатино, о партизане Иване Белякове из Куракино и многое-многое другое…

Воскрешённое прошлое покровительствовало созданию сайта www.alferovo.ru в лице людей, включившихся в работу над сбором исторического материала. Добросовестные старания наших старожилов по выуживанию информации из недр своей памяти были замечены и подхвачены в Интернете. Очень большую помощь в восстановлении исторической истины и деталей давно минувших лет оказали:

  • Юрий Николаевич Шорин (главный редактор журнала «Край Смоленский»)
  • Любовь Николаевна Яковлева (директор Сафоновского краеведческого музея)
  • Владимир Михайлович Пучков (учитель истории МБОУ «СОШ №7 г. Сафоново»)
  • Евгения Григорьевна Огурцова (хранитель краеведческого музея Издешковской школы)
  • Эвелина Валерьевна Богомолова (заведующая сектором ЦБС города Вязьмы)
  • Владимир Леонидович Куликов (член Совета ветеранской организации МИДа, в прошлом Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Боливия)
  • Владимир Петрович Филиппов (глава администрации Российского сельского поселения)
  • Алексей Владимирович Русаков и Игорь Ростиславович Власьев (потомки членов экипажа подводной лодки "Акула")
  • Зинаида Александровна Букина (учитель истории Семлёвской школы)
  • Наталия Александровна Калантарова (директор РГАКФД)
  • Марина Анатольевна Чертилина (работник РГАКФД)
  • Галина Семёнова (бывшая глава администрации Зимницкого сельского поселения)
  • Сергей Авраменко (командир поискового отряда «Серп и молот»)
  • Юлия Валерьевна Зилева (сайт http://www.poldnevo.ru)

Моральную поддержку оказал Глава администрации МО Сафоновский район Вячеслав Ефимович Балалаев. Плодотворное сотрудничество со школьным музеем Алфёровской школы продолжалось на протяжение всего времени работы над сайтом и, в частности, позволило узнать о подвиге Героя Советского Союза Трофимова Андрея Трофимовича.

Общими усилиями удалось не только расширить познания о дворянских владениях Путяты и Кардо-Сысоевых, но и добавить к истории края новые страницы, важнейшими из которых является трагическая история семьи внучки поэта Пушкина – Веры Александровны Мезенцовой. И, наконец, выяснилось, кому ранее принадлежало поместье в Кононово.

Наградой за приложенные усилия стало обнаружение многих интересных биографий, написанных в прошлом веке дневников, мемуаров и воспоминаний. Коллекцию  сайта пополнили:

Эти уникальные документы предоставили возможность увидеть происходившее в далёком прошлом глазами людей, с которыми нам никогда не суждено пересечься во временном пространстве.

Особо ценными историческими находками стали материалы семейных архивов:

Начало этим открытиям положили наши старожилы.

Кроме того, была проведена большая работа по восстановлению:

Алфёрово вновь обрело свою уже почти забытую историю, которая благодаря Интернету стала теперь всеобщим достоянием. В этой истории оказались очень славные страницы. Они составляют гордость не только Смоленщины, но и всей страны. К сожалению, эта местность не сумела извлечь никаких выгод в настоящем от бурной созидательной хозяйственной и просветительской деятельности помещиков Путяты, Мезенцова, Якушкиных, Кардо-Сысоевых, землевладельцев Яковлевых и Дрызлова, латышей-коммунаров. Во многом благодаря именно их стараниям теперь это место, у которого есть интересное прошлое. Но есть ли у него будущее?

Китайские мудрецы советуют: будь честен сам с собой, и у тебя всё пойдёт на лад. Говорят, что деревня умирает. Достаточно одного взгляда на густые заросли молодых березняков на былых полях, чтобы понять: правда заключается в том, что в XXI-м веке смоленской деревне места не нашлось. Она не умирает. Она уже умерла. Произошло это давно – ещё в 60-е, 70-е годы XX века. Именно тогда многие названия деревень окончательно исчезли с карты местности или стали «урочищами». Историки утверждают, что процесс этот объективный, обусловлен трансформацией аграрного общества в индустриальное. К сожалению, в случае смоленской деревни начало превращения сельской местности в первозданные пустоши положил  не быстрый экономический рост, сопровождающий замену человека на машины, (заметить который не удаётся и в масштабе столетия), а коллективизация и война. Завершился процесс развала в печально известные 90-е годы. Причиной бегства из деревни стало естественное стремление людей к благополучной жизни и цивилизационным благам, к самореализации через образование и работу. Ещё в 20-е годы XX века управляющий Бессоновской школой сыроварения, маслоделия и скотоводства отмечал, что окончившие обучение ученики не возвращаются в деревню, потому что деревенская обстановка становится им «несимпатичною». Кстати, всеобщая доступность образования стала одним из главнейших достижений послереволюционного периода истории окрестностей Алфёрова и облегчила процесс приспособления к новой городской жизни. Если бы, как положено при переходе к индустриальному обществу, машины вытеснили людей в города, заменив человека в сельском хозяйстве, то деревни не пришли бы в полный упадок. На деле же крестьянское население стало активно покидать родину предков всеми правдами и неправдами ещё в 30-е годы XX века, спасаясь от жестокой эксплуатации, насильственно насаждаемого колхозного крепостничества и технической отсталости. Прогресс обошёл деревню стороной, и люди устремились к нему сами. Это был тихий, но естественный протест против угнетения, отстутствия гарантий личной безопасности и неприкосновенности собственности. Из 60 старожилов, родившихся в окрестностях Алфёрова ещё до войны, чьи судьбы удалось проследить в процессе работы над сайтом, 22 человека (т.е. 36%) покинули деревню и стали городскими жителями. При этом 14 из них (23%) стали жителями Москвы и Московской области, 1 – Ленинграда (теперь Санкт-Петербурга). Теперь они настоящие москвичи и ленинградцы.

Эстафету переселения ближе к цивилизационным благам подхватило следующее поколение, родившееся уже после войны. Оказалось, что у 73% (44 человека) опрошенных старожилов потомки – уже постоянные жители городов (причём у 18 (30%) дети и внуки живут в Москве и Московской области). Частично в городе, а частично в деревне потомки остались у 4 (6,5%) человек, совсем не оказалось потомков у 5 (8%). Постоянно в  деревне продолжают жить потомки лишь у 7 человек (11.7%).

Такой немудрёный анализ показывает, что будущее у Алфёрова есть лишь в случае разворота развития местности в сторону удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей обычных людей. Т.е. местность должна стать им «симпатичною». Пример в истории тому есть - некоторое улучшение имело место в 60-х - 80-х годах XX века. Это совпало со временем существования совхоза «Алфёровский». Тогда отток населения в город был самый маленький, что позволяет вспоминать ту эпоху с ностальгией. В наше время можно рассматривать как начало проникновения цивилизационных благ в деревню проведение газа в 2014 году. Но возможностей для самореализации, удовлетворения стремления человека к гармонии, порядку и красоте пока не просматривается.

Работа над сайтом продолжается.

Замечания, предложения, комментарии, отзывы, а также содержимое своих семейных архивов присылайте по адресу:

VK
OK
MR
GP

Написанное живёт дольше, а человек жив, пока его помнят.

На главную