Главная > О проекте: История создания сайта www.alferovo.ru

Поиск утерянной истории

Опрос читателей сайта

Здесь результаты опроса за период с 7 декабря 2019 г. по 22 декабря 2020 г..


История создания сайта www.alferovo.ru и итоги поиска.

Отвечают тому, кто спрашивает…

Сайт www.alferovo.ru - это некоммерческий проект, осуществляемый на волонтёрских началах. История сайта www.alferovo.ru, как и положено любому сайту, началась с регистрации домена. Случайно выяснилось, что домен www.alferovo.ru свободен. Интернет-имя посёлка Алфёрово, который сейчас переживает не лучшие свои времена - кругом упадок, разруха и запустение, оказалось никем не востребованным. Регистрация домена www.alferovo.ru открыла возможность не только рассказать всему миру о непростом настоящем посёлка, но и напомнить о его недавнем относительно благополучном прошлом. Подвигли к этому не привязанность к округе Алфёрова, которая никогда не отличалась особой красотой, а простое любопытство и поиск ответа на вопрос: почему сельская местность так быстро деградировала и за последние 20 лет пришла в столь унылое состояние? Что послужило тому причиной? Могло ли быть по-другому? Принято во всём винить роковые 90-е, но причинно-следственные исторические цепочки обычно длиннее, чем это может показаться на первый взгляд. Поэтому необходимо было заглянуть в более глубокую историю местности вокруг Алфёрова. Такую информацию теперь принято искать во «всезнающем» Интернете. Но «списать» у других в этот раз не получилось - оказалось, что история Алфёрова всемирному разуму неведома. Следовательно, именно новому сайту и предстояло наполнить глобальную сеть летописью посёлка Алфёрово.

Первым источником исторических сведений об окрестностях Алфёрова для Интернета стал краеведческий музей Алфёровской школы. Музей существует с 2004 года. Преподаватель истории Николай Васильевич Томашев с великим энтузиазмом подошёл к его созданию. Многие жители посёлка были вовлечены им в создание краеведческой коллекции. Экспозиция разделена на 4 тематических части: Великая Отечественная война 1941-1945, история родного края, русская старина и крестьянская изба. В музее удалось почерпнуть сведения о знаменитом животноводе из села Бессоново помещике Дмитрии Александровиче Путяте и о владельцах села Третьяково дворянах Кардо-Сысоевых. Уникальные экспонаты об этих достойных русских родах передал музею алфёровский краевед Андрей Константинович Жаворонков, который собирал их всю свою жизнь. Экспозиция музея содержит также много фотографий, рассказывающих об истории школы и совхоза «Алфёровский». Сама Алфёровская школа способствует возбуждению краеведческого интереса, так как находится на месте бывшего барского поместья, о чём наглядно свидетельствуют двухсотлетние липы, растущие по периметру территории школы. Однако, кто и когда владел этой усадьбой, в тот раз выяснить в музее не удалось.

Среди собранных музейных материалов нашлась книга уроженца соседней с Алфёрово деревни Высоцкое Ивана Яковлевича Абрамова «Как это было». «Здесь много про историю этой местности», - сказал Николай Васильевич, рекомендуя прочитать эту книгу.

Личные воспоминания Ивана Яковлевича, изложенные в книге, стали первым лучом фонаря, осветившим прошлое из настоящего. Автор книги не только рассказал, «как это было», но и разбудил желание расширить познания о соседних с Высоцким деревнях. Очень дельный совет дали социальные работники Алферова: «Историей интересуетесь? Идите к Сергеевым, Даниловой и Бобневой. Они много нам рассказывают, и вам расскажут». Истории о довоенной жизни в окрестностях станции Алфёрово, с готовностью поведанные Александрой Ивановной и Виктором Филипповичем Сергеевыми, Натальей Андреевной Даниловой и Марией Ионовной Бобневой отодвинули занавес с давно минувших лет. Кроме того, они ясно дали понять, что мы очень мало знаем про места, в которых живём.

Прав был гениальный Пушкин: мы ленивы и нелюбопытны. Увы! Огромный массив бесценных сведений из человеческой памяти теперь утерян безвозвратно, потому что многих людей не сообразили в своё время расспросить о прожитом...

Так было положено начало восстановлению забытой истории окрестностей Алфёрова  на основе рассказов людей, родившихся здесь в довоенное время – алфёровских старожилов. У старожилов интереснейшее свойство памяти: картинки прошлого как бы стоят у них перед глазами. И они эти картинки описывают, практически дословно повторяя свой рассказ каждый раз, если доводится это делать для разных слушателей и в разное время. Такие своеобразные живые аналоги электронных «носителей информации». Особенно глубоко врезалась в их память война. Ведь война была их детством. У каждого человека, прожившего долгую жизнь, есть своя история, которую он расскажет, и своя мудрость, которую он обязательно поведает в беседе. Они помогают нам сформировать свою собственную картину мира, найти объяснение важным для нас вещам. Использование современных технических средств (видеокамеры и диктофона) позволяло не только сохранить информацию, но и передать колорит и живость речи рассказчика. Литературная обработка проводилась минимальная. Такая технология позволила за короткий срок собрать достаточное количество материала об истории деревень в округе Алфёрова, многих из которых уже давно не существует.

Возникает вопрос, насколько можно верить рассказам старожилов о былом? Существует мнение, что чем дальше от нас эти годы, тем меньше можно доверять рассказам о войне: старики путаются, что-то забывают, многое вообще перевирают по самым разным причинам. Здесь стоит заметить, что с сознательным искажением фактов за время сбора информации для сайта сталкиваться не приходилось. Для умышленного «перевирания» у людей, которым уже глубоко за восемьдесят, просто нет причин. Их жизнь началась во времена отсутствия радио в деревнях, прошла через войну, разруху и голод и  дотянулась до эпохи Интернета, что само по себе уже интересно и не требует дополнительного приукрашивания. Если кто-то что-то и путал (а происходило это нередко), то без злого умысла. Память обычных людей действительно не самый безупречный хранитель информации. Но бесспорным фактом является и то, что те, кто пережили это время, знают больше исторической правды, чем те, кто прочитал об этом в советских учебниках истории, полных идеологических штампов и мифов. Старожилы имеют право на то, чтобы что-то подзабыть, но, тем не менее, при критическом подходе именно их воспоминания стали бесценными источниками утерянной истории. Рассказы людей в возрасте свободны от идеологии и политики, в них нет однозначного деления людей на плохих и хороших. Они вспоминают былое с точки зрения собственных ощущений и эмоций. С горечью поминают людей, принёсших им беду, и говорят добрые слова в адрес тех, кто помогал им выживать в трудные времена.

Кроме того, наши старожилы – это не совсем обычные люди, что понимаешь лишь после личного общения с ними. Судьбы некоторых семей уникальны и поразительны. К необычным людям, безусловно, можно отнести супругов Сергеевых, братьев и сестёр Жаворонковых, Васильевых, Владимировых. Примером подражания для многих являются их трудолюбие, тяга к самосовершенствованию и образованию, разумное отношение к жизни и способность выживать в самых тяжелых условиях, оставаясь при этом приверженцами высоких человеческих моральных принципов и правил поведения.

Исторический портрет Алферова и окрестных деревень, представленный на сайте, в основном состоит из нарисованных старожилами отдельных штрихов. Собранные вместе, они не только складываются в единую полную картину, но и повышают её историческую достоверность. Одна и та же информация, пусть даже и самая невероятная на первый взгляд, повторенная совершенно разными людьми, уже не вызывает сомнения. Напротив, она начинает служить поводом для дальнейших исследований. Так было, например, с рассказом брата и сестры Жаворонковых о получении «небесной почты».

Доказательством ценности воспоминаний старожилов, как источников информации, служит также удивительная точность воспроизведения ими отдельных имён,  названий и дат, уже всеми давно забытых. Сопоставление полученных от старожилов сведений с архивными документами ГАСО и ГАНИСО позволили узнать о зажиточном крестьянине Голубкове из Марьино и зажиточной крестьянке Матрёне Муравьёвой из деревни Каменка (что рядом с Яковлевым),  владельце лесопильного завода на станции Алфёрово Мещерине, мещанах Яковлевых из Голочёлова, расстрелянном священнике церкви в Негошево Вениамине Головине, о дворянах Якушкиных на Уварове (родственниках декабриста Якушкина), о больнице, а затем госпитале в Лопатино, о партизане Иване Белякове из Куракино и многое-многое другое…

Воскрешённое прошлое покровительствовало созданию сайта www.alferovo.ru в лице людей, включившихся в работу над сбором исторического материала. Добросовестные старания наших старожилов по выуживанию информации из недр своей памяти были замечены и подхвачены в Интернете.

Очень большую помощь в восстановлении исторической истины и деталей давно минувших лет оказали:

  • Юрий Николаевич Шорин (главный редактор журнала «Край Смоленский»)
  • Любовь Николаевна Яковлева (директор Сафоновского краеведческого музея)
  • Ольга Еркешевна Селявина (директор МБУК «Вяземский историко-краеведческий музей»)
  • Юлия Витальевна Петрова (главный хранитель МБУК «Вяземский историко-краеведческий музей»)
  • Владимир Михайлович Пучков (учитель истории МБОУ «СОШ №7 г. Сафоново»)
  • Евгения Григорьевна Огурцова (хранитель краеведческого музея Издешковской школы)
  • Эвелина Валерьевна Богомолова (заведующая сектором ЦБС города Вязьмы)
  • Владимир Леонидович Куликов (член Совета ветеранской организации МИДа, в прошлом Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Боливия)
  • Владимир Петрович Филиппов (глава администрации Российского сельского поселения)
  • Алексей Владимирович Русаков и Игорь Ростиславович Власьев (потомки членов экипажа подводной лодки "Акула")
  • Зинаида Александровна Букина (учитель истории Семлёвской школы)
  • Наталия Александровна Калантарова (директор РГАКФД)
  • Марина Анатольевна Чертилина (работник РГАКФД)
  • Галина Семёнова (бывшая глава администрации Зимницкого сельского поселения)
  • Сергей Авраменко (командир поискового отряда «Серп и молот»)
  • Юлия Валерьевна Зилева (сайт http://www.poldnevo.ru)
  • Виктор Дмитриевич Афанасьев (житель Семлёва)
  • Александр Яковлевич Массов (профессор, зав. кафедрой истории СПбГМТУ) и Марина Поллард из Брисбена (Австралия)
  • Ваннина-Вассилия Ширинская-Шихматова из Аяччо (Корсика)
  • Михаил Валерианович Носков (профессор Сибирского федерального университета г. Красноярска) и его брат Александр Валерианович Носков
  • Егор Дивель и Галина Линовицкая (потомки членов латышской коммуны «Красный Стрелок»)
  • Анатолий Васильевич Руднев (уроженец деревни Костря)
  • Александр Воробьёв и Сергей Яковлев (потомки рода Воронцовых из Сережанской волости)
  • Дмитрий Колбасников (представитель рода Колбасниковых из округи Семлёва)
  • Ольга Александровна Никитина (дочь учителей Алфёровской школы (Харьков, Украина)
  • Виктор Алейников (выпускник Вяземского Учебного Авиационного Центра в Двоевке)
  • Николай Фёдорович Новосельцев из Новосибирска и его сестра Татьяна Григорьева из Краснодара
  • Алексей Евгеньевич Куркин (правнук священника села Бессонова Куркина Александра Петровича)
  • Андрей Свешников из деревни Третьяково
  • Игорь Рыжов из деревни Енино

Моральную поддержку оказал Глава администрации МО Сафоновский район Вячеслав Ефимович Балалаев. Плодотворное сотрудничество со школьным музеем Алфёровской школы продолжалось на протяжение всего времени работы над сайтом и, в частности, позволило узнать о подвиге Героя Советского Союза Трофимова Андрея Трофимовича.

Общими усилиями удалось не только расширить познания о дворянских владениях Путяты и Кардо-Сысоевых, но и добавить к истории края новые страницы, важнейшими из которых является трагическая история семьи внучки поэта Пушкина – Веры Александровны Мезенцовой. И, наконец, выяснилось, кому ранее принадлежало поместье в Кононово.

Наградой за приложенные усилия стало обнаружение многих интересных биографий, написанных в прошлом веке дневников, мемуаров и воспоминаний. Коллекцию  сайта пополнили:

Эти уникальные документы предоставили возможность увидеть происходившее в далёком прошлом глазами людей, с которыми нам никогда не суждено пересечься во временном пространстве.

Особо ценными историческими находками стали материалы семейных архивов:

Начало этим открытиям положили наши старожилы.

Кроме того, была проведена большая работа по восстановлению:

Алфёрово вновь обрело свою уже почти забытую историю, которая благодаря Интернету стала теперь всеобщим достоянием. В этой истории оказались очень славные страницы. Они составляют гордость не только Смоленщины, но и всей страны. К сожалению, эта местность не сумела извлечь никаких выгод в настоящем от бурной созидательной хозяйственной и просветительской деятельности помещиков Путяты, Мезенцова, Якушкиных, Кардо-Сысоевых, землевладельцев Яковлевых и Дрызлова, латышей-коммунаров. Во многом благодаря именно их стараниям теперь это место, у которого есть интересное прошлое. Но есть ли у него будущее?

Китайские мудрецы советуют: будь честен сам с собой, и у тебя всё пойдёт на лад. Говорят, что деревня умирает. Достаточно одного взгляда на густые заросли молодых березняков на былых полях, чтобы понять: правда заключается в том, что в XXI-м веке смоленской деревне места не нашлось. Она не умирает. Она уже умерла. Произошло это давно – ещё в 60-е, 70-е годы XX века. Именно тогда многие названия деревень окончательно исчезли с карты местности или стали «урочищами». Историки утверждают, что процесс этот объективный, обусловлен трансформацией аграрного общества в индустриальное. К сожалению, в случае смоленской деревни начало превращения сельской местности в первозданные пустоши положил  не быстрый экономический рост, сопровождающий замену человека на машины, (заметить который не удаётся и в масштабе столетия), а коллективизация и война. Завершился процесс развала в печально известные 90-е годы. Причиной бегства из деревни стало естественное стремление людей к благополучной жизни и цивилизационным благам, к самореализации через образование и работу. Ещё в 20-е годы XX века управляющий Бессоновской школой сыроварения, маслоделия и скотоводства отмечал, что окончившие обучение ученики не возвращаются в деревню, потому что деревенская обстановка становится им «несимпатичною». Кстати, всеобщая доступность образования стала одним из главнейших достижений послереволюционного периода истории окрестностей Алфёрова и облегчила процесс приспособления к новой городской жизни. Если бы, как положено при переходе к индустриальному обществу, машины вытеснили людей в города, заменив человека в сельском хозяйстве, то деревни не пришли бы в полный упадок. На деле же крестьянское население стало активно покидать родину предков всеми правдами и неправдами ещё в 30-е годы XX века, спасаясь от жестокой эксплуатации, насильственно насаждаемого колхозного крепостничества и технической отсталости. Прогресс обошёл деревню стороной, и люди устремились к нему сами. Это был тихий, но естественный протест против угнетения, отстутствия гарантий личной безопасности и неприкосновенности собственности. Из 60 старожилов, родившихся в окрестностях Алфёрова ещё до войны, чьи судьбы удалось проследить в процессе работы над сайтом, 22 человека (т.е. 36%) покинули деревню и стали городскими жителями. При этом 14 из них (23%) стали жителями Москвы и Московской области, 1 – Ленинграда (теперь Санкт-Петербурга). Теперь они настоящие москвичи и ленинградцы.

Эстафету переселения ближе к цивилизационным благам подхватило следующее поколение, родившееся уже после войны. Оказалось, что у 73% (44 человека) опрошенных старожилов потомки – уже постоянные жители городов (причём у 18 (30%) дети и внуки живут в Москве и Московской области). Частично в городе, а частично в деревне потомки остались у 4 (6,5%) человек, совсем не оказалось потомков у 5 (8%). Постоянно в  деревне продолжают жить потомки лишь у 7 человек (11.7%).

Такой немудрёный анализ показывает, что будущее у Алфёрова есть лишь в случае разворота развития местности в сторону удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей обычных людей. Т.е. местность должна стать им «симпатичною». Пример в истории тому есть - некоторое улучшение имело место в 60-х - 80-х годах XX века. Это совпало со временем существования совхоза «Алфёровский». Тогда отток населения в город был самый маленький, что позволяет вспоминать ту эпоху с ностальгией. В наше время можно рассматривать как начало проникновения цивилизационных благ в деревню проведение газа в 2014 году. Но возможностей для самореализации, удовлетворения стремления человека к гармонии, порядку и красоте пока не просматривается.

Работа над сайтом продолжается.

Замечания, предложения, комментарии, отзывы, а также содержимое своих семейных архивов присылайте по адресу:

Написанное живёт дольше, а человек жив, пока его помнят.

На главную