Материал страницы был обновлен 24.01.2024 г.
Так сложилось, что сайт www.alferovo.ru начал своё существование с истории деревни Высоцкое. Не только потому, что уроженец этой деревни написал книгу «Как это было», но и по той причине, что в ноябре 2009 года, когда первые страницы сайта появились в Интернете, узнать что-либо про историю Кононова не удалось.
Создатель краеведческого музея Алфёровской школы, директор и преподаватель истории Николай Васильевич Томашев тогда сказал, что нет никакой истории у Кононова… Дверь в историческое прошлое этого места оказалась очень неподатливой – открывалась медленно и неохотно.
Это была месть истории за лень и отсутствие любопытства. Произошёл разрыв хронологической последовательности прошлого. Другими словами, пространственно-временной континуум был нарушен.
В Кононово до революции находилось дворянское поместье, на месте которого в 1925-м году была организована Кононовская школа. Позже, в 60-х годах, школа была переименована в Алфёровскую. О поместье сейчас напоминают ряды очень-очень старых лип, растущих по южной и западной сторонам периметра территории, занимаемой школой. Ещё одна старая липа до сих пор растёт внутри территории. Вдоль северной стороны раньше росли ёлки – теперь их почти не осталось.
Вековые липы на территории Алфёровской школы создавали уникальную атмосферу, сопровождавшую школьные годы всех поколений учеников на протяжении уже столетия её существования. Все четыре здания школы всегда располагались на месте барской усадьбы в сельце Кононово. Сменяющие друг друга директора этой школы были историками по образованию: Александр Васильевич Казаков, Клавдия Антоновна Никитина (жена Александра Яковлевича Никитина – директора школы с 1955-го по 1972-й год) и, наконец, Николай Васильевич Томашев, под руководством которого 30 декабря 2004 года открылся школьный краеведческий музей.
Дипломированным учителем истории была и Лидия Петровна Петрова, которая окончила Смоленский пединститут в 1961-м году и преподавала историю в Алфёровской школе вплоть до 90-х годов. Она сама была живой местной историей, как представитель коренного крестьянского населения.
Даже имя Лидии Петровны (1) – пример типичного образования крестьянских имён в этой местности: имя её отца – Петра Афанасьевича Афанасьева (2), было и её отчеством, и её фамилией. В свою очередь, у Петра Афанасьевича (родился 4 октября 1903) и фамилия, и имя были образованы от имени его отца Афанасия Аверькиева ((3), родился 17 января 1876 года). Предыдущие поколения предков Лидии Петровны обходились без фамилий (или без отчеств – это как посмотреть, так как отчество играло роль фамилии). Отцом Афанасия был Аверький Поликарпов (4). Отца Аверькия Поликарпова звали Поликарп Аврамов (5), а деда – Абрам Селеверстов (6) и т.д…
Все эти крестьяне жили в деревне Алфёрово прихода села Третьякова. Это Алфёрово в 19-м веке называлось «Дальнее Алфёрово» – для того, чтобы можно было отличать его от просто Алфёрова – теперь Малого Алфёрова, в то время находившегося территориально ближе к административному центру, роль которого выполняла церковь в селе Третьяково. Предки Лидии Петровны по прямой мужской линии были крепостными дворян Сополовичей. Сами Сополовичи жили в сельце Голочёлово. А до того этими крестьянами владели Ртищевы – в частности, подпорутчица Анна Ртищева. Другая часть этой же деревни Алфёрово принадлежала генералу Николаю Фёдоровичу Ртищеву, а затем перешла к известной красавице Варваре Дмитриевне Мергасовой (в замужестве Римской-Корсаковой). Её портрет теперь украшает парижский музей Орсе.
Обо всех этих местных особенностях Лидия Петровна никогда не упоминала на уроках истории.
Сейчас даже трудно понять, как так сложилось, что несколько поколений, окончивших Алферовскую школу, не особо интересовались вопросом: что здесь было раньше? А все перечисленные учителя никогда не рассказывали даже про Якушкиных…
Историком по образованию был и Андрей Константинович Жаворонков, окончивший в июне 1941-го года 9 классов Голочёловской школы, т.е. школы, которая была создана после революции в бывших владениях Ртищевых. Жаворонков прямо со школьной скамьи попал на Великую Отечественную войну. После тяжёлого ранения и долгого лечения поступил на исторический факультет МГУ. Историю он преподавал в московских школах, но всегда интересовался прошлым своей малой родины – Малого Алфёрова, и готов был делиться добытыми знаниями с другими любознательными. Он даже приезжал в Алфёровскую школу в ~1983 году и рассказывал ученикам интересные факты из местной истории. Хорошо запомнилось, как он тогда размашисто, во всю доску, написал уцелевшей левой рукой (правая сильно пострадала от ранения) свою крестьянскую фамилию «ЖАВОРОНКОВ». Само появление Жаворонкова в школе запомнилось хорошо, а вот за подробностями его рассказа пришлось обратиться к нему ещё раз уже позже, в 2010-м году. На вопрос: «Кому принадлежало поместье в Кононово?», Андрей Константинович тогда, не задумываясь, дал ответ: «Якушкиным». А вот ученики, оканчивающие Алфёровскую школу в 80-х годах XX века, не знали, что место, где они в течение 8 лет получали образование, принадлежало Якушкиным. Но не только Якушкиным. С Кононовым связаны такие громкие и значимые для истории России фамилии, как Лыкошины и Лопухины. При этом Якушкины были началом всех начал.
Кононово, Уварово и Третьяково (Волково) были связаны в единый исторический узел фамилией Якушкиных ещё в 1594 году, когда впервые были упомянуты в письменных источниках. Эта связь сохранялась вплоть до конца XIX века. Поэтому невозможно отделить историю Кононова от истории Уварова или Третьякова. Якушкины в конце XVI века объединяли в историческом плане более широкий ореол, в который входили нынешнее Якушкино, Истомино и даже Бессоново. Но там на историческую арену быстро вышли другие персонажи.
История Кононова – это история древнего рода Якушкиных. Они владели деревней (а с середины 19-го века – сельцом) Кононово, без малого три столетия. Проблема народной памяти заключалась в том, что слава декабриста Якушкина полностью затмила других Якушкиных. И даже то, что не относилось к декабристу, стали приписывать ему. А интересоваться дворянскими родами – «эксплоататорами», в советское время было и вовсе не принято. Кроме того, Кононово, находящееся «на задворках» владений Якушкиных и прихода села Третьякова, итак никогда не отличавшееся большой населённостью, практически вымерло к середине 1870-х годов в силу каких-то до конца не выясненных обстоятельств. Деградация места была столь катастрофична, что полностью была утеряна история, почти не осталось документальных следов. Разбираться в Якушкиных-недекабристах пришлось целых 10 лет. Это очень непросто — выловить все разрозненные факты из общей документальной массы и составить из них целостную хронологическую картину. Слишком много «крупинок», которые надо выискивать в документах.
В 2023 году, наконец, удалось, образно говоря, «отодрать от плотного дощатого забора прошлого пару досок» и заглянуть в дивный сад былого, чтобы увидеть: откуда пошли НАШИ ЯКУШКИНЫ? А без молодёжи разве за какой забор залезешь? Даже, если он исторический? Скакать через ограждения всякого рода – это дело молодых. Поэтому сразу хочется выразить благод арность молодому талантливому любознательному коллеге-краеведу из деревни Енино Игорю Рыжову. «Видя цель и не замечая препятствий», он очень хорошо подсобил в деле преодоления трудностей, до того считавшихся дипломированными историками непреодолимыми. Игорь «взял приступом» крепости – российские архивы. Заглянуть в века 17-й и 18-й удалось именно ему, раскопав прошлое Якушкиных в РГАДА и ГАСО. Он вытянул из архивов до того забытые имена Андрияна Онфилофьева сына Якушкина и Алексея Андриянова сын Якушкина, которые не являлись предками декабриста, но имели общие с ним корни.
Прежде чем переходить к хронологическому изложению истории Кононова, следует сразу обозначить два вопроса, поиск ответов на которые и подвинул к её изучению:
Единственным достоинством и, в то же время, достоянием, деревни Кононово в настоящее время является удобное расположение между двумя главными транспортными артериями, связывающими Москву с западом: железной дорогой Москва-Брест и автомагистралью Москва-Минск. Кононово не было бы в настоящее время тем, что оно есть, если бы не развитие коммуникаций: дорог и средств связи. Парадокс заключается в том, что во времена принадлежности Якушкиным, Кононово находилось на самых крайних «задворках» как их владений, так и прихода церкви села Третьякова. Деревня располагалась у истоков реки Дымки, в самом верхнем течении рек, связывающих между собой вотчины Якушкиных, которые предпочитали для своего обитания живописные берега Днепра. Это тормозило развитие Кононова. Земли вдоль нескольких левых притоков Днепра были дарованы московскими князьями и царями предкам Якушкиных за верную службу, когда не было сухопутных путей сообщения между деревнями. Передвигаться приходилось по рекам. Летом пользовались «водными» дорогами, зимой – теми же дорогами по замёрзшим рекам. Сухопутные дороги надо было прокладывать сквозь леса. Они появлялись очень медленно и были не всегда проезжими. А вот реки Дымица, Дымка и Гжелка местные старожилы помнят полноводными ещё в период времени перед Великой Отечественной. Строительство железной дороги, которая прошла в одной версте южнее Кононова уже в 1870-м году, положило начало новой эры: последние стали первыми, а первые – последними.
Дороги нужны для коммуникаций между людьми, и этим же целям служит теперь Интернет. Именно изобретение Интернета помогло вырвать прошлое кононовского поместья из забвения.
Совершенно неожиданно большой вклад в дело восстановления исторической истины внесла любознательная и трудолюбивая монахиня Иосифа, несущая своё послушание очень далеко от Кононова – в Калужской области. Возможно, и по сей день мы бы ничего не знали про владельцев имения, если бы Матушка Иосифа не взяла на себя труд позвонить в январе 2021 года в Зимницкую сельскую администрацию, имея целью установить место и время рождения основательницы Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря – Александры Евгеньевны Белокопытовой (урождённой Якушкиной).
Монахиня Иосифа восстанавливает этот монастырь в Калужской области после полного разрушения в 20-м веке: монастырь был закрыт в 1923 году, потом все строения были уничтожены. Последнее, что осталось от стен и храмов монастыря, после войны было разобрано на строительство печек местных жителей и хозяйственные постройки совхоза. Основательницей первой женской общежительной обители на Калужской земле – Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря была Александра Евгеньевна Белокопытова. В 1865 году Александра Евгеньевна обратилась к архиепископу Калужскому и Боровскому Григорию (Миткевичу), ходатайствуя перед ним о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину. В качестве средств, обеспечивающих жизнедеятельность своей общины, молодая женщина передала все свое имение, состоящее из пахотной и сенокосной земли, составляющей в целом 495 десятин, водяной мельницы, большого деревянного дома с хозяйственными постройками и инвентарем. Всё это Александра Евгеньевна получила по завещанию от своего мужа. В 1836 году шестнадцатилетняя Александра вышла замуж за шестидесятилетнего отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда Калужской губернии. Александра была сиротой, рано потерявшей родителей. В устройстве её судьбы принимали участие родственники, в том числе Яков Михайлович Лыкошин. Иван Григорьевич был вдовцом и проживал в своем имении Петропавловское. Замужество оказалось недолгим. Через пять лет, в 1841 году Иван Григорьевич скончался, завещав супруге все свое движимое и недвижимое имущество. Александра Евгеньевна, которой на момент смерти мужа едва исполнился двадцать один год, несмотря на юный возраст, не захотела вторично выходить замуж. Духовный отец посоветовал ей устроить в своем имении женскую монашескую общину.
Указ Священного Синода об открытии общины последовал в 1868 году. Первую церковь во имя Казанской иконы Матери Божией Александра Евгеньевна устроила в большой зале барского дома. Казанский образ особо почитался в семье Якушкиных. Сохранившееся предание рассказывает о том, что когда родители Александры Евгеньевны были живы, икону Казанской Божией Матери принес крепостной крестьянин и отдал матери девочки, сказав что нашел эту икону в кухне и не знает, откуда она там взялась. Этот образ был последним родительским благословением Александры Евгеньевны и почитался как чудотворный. Вторую Казанскую церковь построили на каменном основании к открытию Общины. После устроения Казанского храма, икону поместили в нем, и перед ней молилась основательница обители. В 1880 г. на средства, собранные родственниками, Александра Евгеньевна начала строить большой каменный пятикупольный собор с тремя престолами: во имя Казанской иконы Матери Божией, Животворящего Креста Господня и собора Архангела Гавриила.
К 1890 году монастырь был обнесен оградой, возведены 54 каменных строения. Его стали посещать многочисленные паломники, чтобы помолиться у чудотворного Казанского образа Божией Матери, но Александра Евгеньевна уже не увидела всего этого. 7 февраля 1883 года основательница обители мирно отошла ко Господу и была погребена на территории монастыря. За бесконечное терпение, смирение и боголюбие Александра Евгеньевна Белокопытова почитается Русской Православной Церковью как подвижница благочестия (память 17/30 ноября). С 2015 года началось возрождение обители. В середине октября 2015 года в Новодяглево приехала монахиня Иосифа, которую архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан благословил начать возрождение монастыря.
Матушка Иосифа, обнаружив в Интернете, на сайте www.alferovo.ru, рассказы уваровских старожилов про Якушкиных, первая предположила, что Александра Евгеньевна родилась на Уварове.
Хранящиеся в ГАСО метрические книги церкви села Третьякова полностью подтвердили её версию. Белые пятна в пазле истории Кононова и Уварова стали заполняться новыми именами и событиями, картина стала вырисовываться более ясная. Таким образом, Интернет предоставил в 21-м веке инструменты для изучения истории возникновения и исчезновения кононовского барского имения, на территории которого теперь существует Алфёровская школа. В 20-м веке таких возможностей не было у многочисленных учителей истории этого образовательного учреждения.
Так уж у историков повелось – считать датой основания первое письменное упоминание местности.
Поэтому все юбилеи следует считать от 1594 года. В 2024-м году Кононово празднует свой 430-й день рождения.
Деревня Кононово впервые упоминается в Писцовых книгах по Вяземскому уезду в 1594-м году (Источник: Список с приправочных книг 1594 и 1595 годов поместным и вотчинным землям в Гжельском стане, письма и меры Василия Волынского со товарищи):
За Шарапом за Семеновым сыном Якушкина, что было за Баш(ма)ком за Ивановым сыном Якушкина: дер. Кононово, на рчк. на Дымице, а в ней крестьян 6 дв., во дв. бобыль; пашни паханые сер. земли 27 четв., да пер. 3 четв. в поле, а в дву потомуж, сена 30 коп., лесу пашенного полтретьи дес., а непашенного 4 дес.
Имя ШАРАП следует запомнить – оно ещё дважды появится в нашем повествовании, а затем окончательно канет в лету. Очевидно, что сам Шарап Семёнович Якушкин в Кононове не жил. Он жил ниже по течению рек, почти у самого Днепра, в сельце Зекеево.
Итак, Кононово в XVI веке, во время царя Фёдора I Ивановича (последнего представителя московской ветви династии Рюриковичей), – маленькая деревушка с шестью-семью дворами, в которых живут крепостные крестьяне дворян Якушкиных.
Не будет ошибочным предположение, что располагались эти дворы на том же возвышении на правом берегу речки Дымицы, что и сейчас стоят дома в деревне Кононово по улице Родниковой. В таком неизменном виде деревня Кононово существовала на протяжении 250 лет (практически, вплоть до 1840-х годов), иногда почти полностью вымирая. Кононово было самой удалённой деревней прихода церкви села Третьякова на протяжении трёх столетий.
Марьина на противоположном, левом берегу речки Дымицы не существовало до начала XX века.
1700 год – времена Петра I.
В 1700 году Кононово – пустошь, которая принадлежит Семёну Иванову сыну Якушкину, а тому она досталась от отца его Ивана Михайлова сына Якушкина. В это же время Уварово – деревня, а Зимница (она же Сенница) – тоже пустошь. Они принадлежали тому же владельцу.
НАШИ ЯКУШКИНЫ – это уваровские Якушкины. Эта ветвь рода появилась там приблизительно после 1733 года (пока непонятно, когда точно, но в 1768-м году они там уже точно жили). А до того времени они вместе с предками декабриста Якушкина были прихожанами церкви в селе Сумароково. Их родовые гнёзда были тогда в живописных местах Днепра, по левую его сторону. Одни ветви рода Якушкиных разрастались, а другие, напротив, мельчали, приходили в упадок и обрывались. Но владения сохранялись за ближайшими родственниками. Так произошло с Шарапом Семёновым сыном и с Семёном Ивановым сыном Якушкиными. Их вотчины были поделены между детьми их двоюродных братьев. Алексею Андриянову сыну Якушкину достались деревня Уварово на речке Чернышевке и Кононово на речке Дымице. Он поселился на Уварове со своей женой Марфой Егоровой. Уварово стало сельцом. Их потомки жили здесь вплоть до февраля 1930-го года, когда их изгнали из этих мест как представителей «эксплоататорского класса», невзирая на родство с декабристом Якушкиным. В Кононово жили их крепостные крестьяне – в конце 18-го века это была небольшая деревня из трёх-четырёх домов с соломенными крышами.
Уваровские Якушкины с момента своего поселения на Уварове первые 100 лет брали себе в жёны женщин по имени «Марфа». Марфа Егоровна была женой Алексея Андриянова – первого Якушкина из этой ветви, заселившегося на Уварове. В 1786 году Марфа Родионовна (Юкавская) стала женой Петра Алексеевича. Сын Марфы Родионовны женился на Марфе Алексеевне ~ в 1823 году. Последняя в документах называется то «Марфой», то «Маргаритой». Мужчины Якушкины рано умирали, а их жёны вступали во владение имуществом.
Наверное, достаточно длительное время ничего особенно примечательного не происходило в истории деревни Кононова. В 1814-м году, спустя 220 лет после упоминания в Писцовых книгах Василия Волынского и через 2 года после «разорения» – нашествия Наполеона, владельцами продолжали значиться всё те же дворяне Якушкины.
Крестьяне Кононова в то время принадлежали вдове Марфе Родионовой Якушкиной. Сама Марфа Родионовна в Кононове не жила. Она была вдовой умершего корнета Петра Алексеевича Якушкина. Пётр Алексеевич умер 23 августа 1794 года 38 лет от роду.
Тогда близилась к закату эпоха императрицы Екатерины II, которая умерла спустя два года после смерти Петра Алексеевича Якушкина – в 1796-м году.
Документальные источники донесли до нас имена крестьян, проживавших тогда в деревне Кононово. Уместно будет их здесь привести. Это настоящие люди, по которым мы можем наблюдать историю деревни.
Двор Евдокима Фёдорова (~1782 г.р.) с женой Ириной Феоктистовой, (~1776 г.р.).
С ними проживали
вдова Устиния Евфимиева
(~1772) с сыном
Финогеном Ферапонтовым
(~1794 г.р.) и его женой Анной Егоровой (~1795 г.р.).
У Финогена и Анны были дети: сын Мирон (~1820 г.р.), дочь Матрёна (~1819 г.р.).
И здесь же жил ещё один сын вдовы – Андрей Ферапонтов (~1809 г.р.).
Венчание Финогена и Анны произошло в 1814 году, в апреле месяце:
«Вотчины карнетши Марфы Якушкиной деревни Конова крестьянский сын Финоген Парамонов, доныне холост, понял девицу оной же карнетши сельца Уварова крестьянскую дочь Анну Егорову».
Здесь мы видим, что священник сократил название Кононово до «Конова».
В другом дворе, принадлежащем корнетше Марфе Якушкиной, проживали три брата :
1. Тимофей Гаврилов (~1774 г.р.) с женой его Ксенией Федоровой (~1776 г.р.). Их дети: Василий, Ефимия, Анна.
2. Феодор Гаврилов (~1786 г.р.) с женой Степанидой Алексеевой (~1789 г.р.). Дети: Елена, Тихон.
3. Иван Гаврилов (~1793 г.р.) с женой Дарьей Ферапонтовой (1803 г.р.) – по всей видимости, дочерью вдовы Устинии Евфимиевой из 1-го двора.
Приблизительно в 1823-м году сын Марфы Родионовны Якушкиной – Всеволод Петрович, женился. Произошёл раздел имущества, и все крестьяне Кононова перешли Всеволоду Петровичу Якушкину. Всего он владел ~38 душами крепостных (данные на 1838 год). 16 крестьян из этих крепостных (10 мужского пола и 6 женского) проживали в двух дворах в деревне Кононово.
Состав семьи из первого двора в Кононово полностью сменился по сравнению с 1824 годом: сюда переселили крестьян из Уварова и хозяйкой двора стала значиться овдовевшая Ксения Фёдорова. Здесь проживали:
Двор
вдовы Ксении Феодоровой
(1776 г.р.)
1. Семён Иванов (1793) и его жена Екатерина Терентиева (1808) и их сын Пётр Семёнов (1819);
2. Стефан Егоров (1806), жена его Анна Тимофеева (1816) и их сын Леонтий Стефанов (1837);
Вторая семья была та же, что и раньше – братья Гавриловы. Но Степанида Алексеева к тому времени уже стала вдовой, а у Ивана Гаврилова и Дарьи Ферапонтовой родились дети.
Двор
вдовы Степаниды Алексеевой
(1788). Здесь живут:
её сын Тихон Феодоров (1821 г.р.);
Иоан Гаврилов
(1793), жена его Дарья Ферапонтова (1803) и их дети:
Михаил Иванов (1828),
Михаил Иоаннов (1826),
Сергий Иванов (1833).
Теперь всем хозяйством на Уварове и в Кононове занимался Всеволод Петрович Якушкин. Его женой была Маргарита Алексеевна. В этом браке родилось не менее 9 детей. Возможно, он даже пытался переименовать Уварово в ШАРАПОВО: это название проскочило в метрических книгах села Третьякова 7 февраля 1829 года при записи о рождении дочери Екатерины. Представители этой ветви Якушкиных всегда знали, что обживали владения, принадлежавшие в 16-м веке Шарапу Семёнову сыну Якушкину. В их семье хранился важный документ, свидетельствующий об этом:
Пожертовования в Смоленский Историко-археологический Музей
В течении двух последних месяцев в Музей поступили следующие пожертвованные предметы:
От Александр. Всевол. Якушкина подлинная грамота царя Михаила Федоровича, данная в 1621 году предкам Якушкиных-Шараповых на владение землями и деревнями, состоявшими в то время в Вяземском уезде в Гжатском стану. Грамота эта повторяет другую жалованную грамоту у царя Василия Ивановича Шуйского, в которой сказано, за что даны Якушкиным поместья, именно: за «осадное сиденье» на Москве во время прихода к ней королевича Владислава, что отец их «помятуя Бога, Пречистую Богородицу и московских чудотворцев, в нужное и прискорбное время за веру крестьянскую в осаде против польских и литовских людей стоял крепко и мужественность к царю Василию показал, голод, во всем оскудение и всяческую осадную нужду терпел; а на смуту не покорился, стоял в твердости разума своего» и т.д. Грамоту подписал сам царь Михаил Федорович. При ней вполне сохранилась висящая на шнурке государственная печать того времени с разными гербами на той и другой стороне.
Александр Всеволодович – это старший сын Всеволода Петровича. Но что-то не заладилось: название не прижилось. Осталось Уварово. И Кононово сохранило своё название, которое оно имело от времён Шарапа.
Никакого сельца, а, значит, и рядов посаженных лип в Кононове вплоть до 1838 года не было.
К 1838 году подросли две племянницы-сироты Всеволода Петровича: Александра Евгеньевна и Настасья Евгеньевна Якушкины. Их начали выдавать замуж. Это были дочери его родного старшего брата – Евгения Петровича, умершего в 1821-м году. Произошёл очередной раздел владений, по результатам которого Кононово досталось сёстрам Якушкиным.
Россией в то время правил уже Николай I.
Всех крестьян Всеволода Петровича переселили на Уварово, а в Кононово появились новые семьи крепостных, которые были собственностью дочерей его брата. Им же отошло сельцо с дворовыми и крестьянами в Дубках.
В Кононово было ещё два двора с крестьянами, принадлежащими другому владельцу. В 1845 году владельцем одной семьи крестьян в Кононово значился Яков Михайлович Лыкошин.
До Лыкошина, в 1824-м году, этими же крестьянами владел некий господин Николай Брагин. Это были два двора крепостных крестьян (11 душ):
Тимофей Феодулов женился на Соломонии Сергеевой. 29 июля 1845 года у них родилась дочь Евдокия.
Феодул Павлов умер 15 октября 1858 года в возрасте 70 лет (так в документе) от натуральной болезни (1858_48–1–2507, запись №24), будучи крепостным помещика Якова Лыкошина.
После скоропостижной смерти Сергея Феодулова в 1862-м году мужчин в этой крестьянской семье не осталось. А фамилия «Пудов» присутствовала в деревне Алфёрово ещё в 80-е годы XX века. Им принадлежал дом у самой дороги напротив нынешнего кладбища.
Семья Феодула Павлова в 1840-е годы перешла Якову Лыкошину, а затем, в 1850-е годы, его жене Ольге Павловне Лыкошиной (в девичестве Якубовской). Сама Ольга Павловна жила в сельце Кручи Чепчуговской волости. Очевидно, что Лыкошин каким-то образом успел породниться с уваровскими Якушкиными. Будучи глубоко верующим человеком, он и стал благодетелем, который принимал активное участие в судьбе сирот. Утверждается, что Лыкошин забрал на воспитание рано осиротевшую Александру Евгеньевну Якушкину. В 1836 году Александру Евгеньевну выдали замуж за богатого старого помещика из Калужской губернии Белокопытова, но она продолжала владеть крестьянами в Кононове. Муж её умер в 1841-м году – с этого времени Александра Евгеньевна встала на путь основательницы Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря.
Судьба её сестры сложилась иначе.
Вторая сестра – Настасья (Анастасия) Евгеньевна Якушкина родилась в сельце Уварово в 1822-м году, по всей видимости, уже после смерти своего отца.
После смерти матери, тоже рано умершей, Настасья жила в сельце Мишино прихода села Сережань в семье отчима Александра Петровича Щетихина вместе с его детьми – своими младшими двумя братьями и сестрой. Неподалёку от Мишина находились владения помещицы вдовы надворной советницы Натальи Алексеевой Якубовской, дочь которой – Ольга Павловна, вышла вскоре замуж за Якова Михайловича Лыкошина – покровителя сестёр-сирот Якушкиных.
Рано осиротевшую Настасью Евгеньевну Якушкину выдали замуж за представителя древнего рода Лопухиных – Николая Николаевича Лопухина. Она унаследовала от родителей вместе с сестрой крепостных крестьян в деревнях Кононово и Дубки.
Сельцо в Кононово, т.е. помещичий дом с хозяйственными постройками, начало обустраиваться именно при Настасье Евгеньевне и её муже Николае Николаевиче Лопухине, т.е. не ранее 1840-го года. Возможно, что липы по двум сторонам периметра усадьбы были посажены как раз в то время. Таким образом, им приблизительно по 185 лет. Можно предположить, что задумка создателей сельца заключалась в том, чтобы заложить парк по типу того, что был в Бессонове: с липовой аллеей для неспешных пеших прогулок по двум сторонам периметра барского поместья.
В 1858-м году Настасье Евгеньевне 36 лет.
К 12-му числу марта месяца 1858-го года ей принадлежали доставшиеся в наследство от отца и матери крепостные крестьяне: 31 душа мужского пола и 43 – женского пола.
Её делами с крепостными управлял муж – штабс-капитан Николай Николаевич Лопухин. Он подписывал по доверенности за свою жену ревизскую сказку.
Настасье Евгеньевне принадлежали три семьи крестьян в сельце Кононово:
Ей же принадлежит восемь семей крестьян в деревне Дубки:
По всей видимости, это было время максимального расцвета Кононова, начиная с его основания в 16-м веке: здесь кипела жизнь и стройка.
К сожалению, никаких ранних, дореволюционных, изображений Кононова обнаружить не удалось. Но здесь очень уместными будут картины Суходольского, изображавшего деревню в Калужской губернии. Дело в том, что в метрических книгах села Сережани за 1827 год удалось обнаружить очень любопытную запись, относящуюся к сестрам Якушкиным и содержащую имя «Ксения Петровна Суходольская». Пока совершенно непонятно, каким боком Суходольские были связаны с Якушкиными, но наверняка были. Очевидно, что деревня Калужской губернии ничем не отличалась от деревни Смоленской губернии того времени.
О замужестве Анастасии Евгеньевны Лопухиной известно мало. Она вышла замуж между 1838 и 1845 годами, т.е. когда ей было не более 23 лет. О детях в этом браке сведений нет. Возможно, её супруг был, как и у сестры Александры Евгеньевны, почтенного возраста, но она всё же прожила с ним в браке не менее 16 лет.
Николай Николаевич Лопухин упоминается в метрической записи церкви села Третьякова за 1861-й год. Он был восприемником у новорожденного младенца Антонины – дочери приходского священника Алексея Ивановича Белявского и его законной жены Елизаветы Дмитриевны. Антонина родилась 12 (крещена 13) февраля 1861 года. Восприемницей новорожденной была сельца Болохнят порутчица Елисавета Владимировна Дехтерева.
Неизвестно, когда Лопухин умер. Но в 1878 году согласно клировым ведомостям церкви села Третьякова (ГАСО Ф.48 Оп.2 Д.965) в сельце Кононово находится один двор, принадлежащий госпоже Лопухиной и проживает всего 1 женщина. Может быть, это сама Анастасия Евгеньевна, а, может быть, кто-то из бывших её дворовых. Из этого документа можно лишь сделать вывод, что новые владельцы в Кононово в 1878-м году ещё не появились.
В конце 1850-х у всех без исключения помещиков округи начинаются финансовые проблемы: имение Телепнёва в Бессонове продано за долги, Уварово заложено Дмитрием Всеволодовичем Якушкиным после смерти его отца, бывшие владения Ртищевых и Васильчиковых стали приобретаться мещанами Яковлевыми, а дворяне Грековы, давно растеряв большинство своих владений, вообще приблизились к вымиранию. Этим закончилось время правления императора Николая I и началась эпоха Александра II. Эпоха парадных портретов сменилось временем фотографии:
Происходило крушение уходящего дворянства, усадебной культуры, всего Старого порядка. Ему на смену приходил новый современный мир экономической целесообразности.
Деградация происходила и в Кононово. По документам церкви села Третьякова можно видеть, что в 1870-х сельцо Кононово явно приходит в упадок, практически прекращая существовать: после 1871 года нет ни одной метрической записи, относящейся к деревне Кононово или к сельцу Кононово. Складывается впечатление, что люди в имении почти вымерли. При этом с 1858 по 1871-й год там очень большой процент незаконнорожденных по отношению к небольшому количеству проживающих женщин детородного возраста. Также велика смертность этих незаконноприжитых детей.
Незаконные дети рождаются у дворовой девицы Екатерины Стефановой, у девицы Агафьи Феодотовой и у вдовы Екатерины Афиногеновой (у последней не менее трёх незаконнорожденных). Агафья и Екатерина из одного двора семьи Ивана Никитина.
Из глухого прошлого через память алфёровских старожилов дошёл до нас слух о трагедии, разыгравшейся когда-то в семье владельцев поместья в Кононово. Мария Ионовна Бобнева рассказала:
До революции помещичья усадьба была в деревне Кононово. Помню, что бабка одна старенькая в Кононово жила. Она рассказывала, что помещики были сами старые, а жён брали молодых. Женились не по разу, а по несколько раз.
Была одна барышня в поместье в Кононово. Приладился к ней какой-то шаромыга – она с ним своё имение и промотала. Не выдержала она такого позора. Зашла в ёлки, где сейчас новый клуб стоит – ёлки там росли большие. И там удавилась...
Куда делась сама Настасья Евгеньевна – пока остаётся загадкой. Записи о смерти как Настасьи Евгеньевны Лопухиной, так и её супруга, пока обнаружить не удалось. Но по косвенным признакам можно предположить, что народная память донесла до наших дней печальные сведения именно о её судьбе, так как никакие другие владельцы усадьбы не проживали в Кононово, а нравственный и физический упадок имения в 70-е годы 19-го века налицо.
Не исключено, что сбор средств Якушкиными для Александры Евгеньевны Белокопытовой на начало строительства в 1880 году большого каменного пятикупольного собора с тремя престолами в селе Петропавловском Калужской губернии был спровоцирован трагедией, произошедшей с капитаншей Настасьей Евгеньевной Лопухиной в сельце Кононово. А, если она ушла из жизни до 1865 года, то это могло повлиять и на решение её сестры подать ходатайство о разрешении открыть в сельце Петропавловском женскую общину. Пока судьба Лопухиных в Кононово остаётся до конца невыясненной.
То была уже эпоха «Великих реформ» – беспрецедентных по масштабу реформ, проведённых императором Александром II.
В 1874-м году в одном километре южнее сельца Кононово открылась железнодорожная станция АЛФЁРОВО. Название она получила по близлежащей деревне Алфёрово, более населённой в то время. Возможно, что причиной выбора такого названия было и то, что Кононово тогда находилось в состоянии – «скорее мёртв, чем жив». Именно такую картину можно наблюдать по документам. Так Алфёрово начало вытеснять Кононово из истории. Ввод в эксплуатацию Московско-Смоленской железной дороги состоялся ещё ранее: 20 сентября 1870-го года было открыто пассажирское и товарное движение от Москвы до Смоленска. Грохот поездов и паровозные гудки навсегда ворвались в спокойную и размеренную жизнь близлежащих деревень. Местность рядом с этим имением Якушкиных оказалась территориально очень удобно расположена между железнодорожными станциями Вязьма и Издешково. С этого времени для Кононова началась новая эпоха – из дальних задворок прихода села Третьякова Кононово постепенно выдвинулось на первый план, невзирая на своё плачевное состояние в то время, и, в конечном итоге, через 100 лет, стало уже центром местности, а Третьяково полностью утратило свои позиции и стало труднодоступным местом.
Изображений здания первой станции Алфёрово, запущенной в 1874-м году, пока обнаружить не удалось. Но все железнодорожные вокзалы небольших станций всегда строились по единому архитектурному проекту. Поэтому не будет слишком большим допущением предположить, что первое здание станции Алфёрово было похоже на типовые станции на Московско-Брестской железной дороге – такие, как на фото ниже:
Но это важное для всей местности обстоятельство не отразилось положительно на судьбе основательницы сельца в Кононове. Настасья Евгеньевна ушла в вечность вместе со старой эпохой, оставив очень мало документальных следов о своей жизни. После 1878 года деревня Кононово исчезает из метрических записей. По всей видимости, здесь никто не жил. В 1885 году в Кононове уже появляются новые хозяева – дворяне Минской губернии Микульские. Но выяснилось, что это были не совсем дворяне Микульские.
Итак, к 1885 году сельцо с барским домом и липовыми посадками существовало не более 45 лет. Но теперь, в силу очень удачного расположения, на него появился спрос. Если какая трагедия здесь и имела место, то о ней должны были уже начать забывать. Кроме того, это наверняка позволяло потенциальным покупателям снижать цену. И такие приобретатели нашлись.
Дальнейшая история Кононова – это пазл, который не очень хорошо поддаётся сборке. Историю за этот период времени можно отслеживать лишь по редким метрическим записям.
В 1885 году в метрических книгах Третьякова появляются дворяне Минской губернии Микульские: Савелий Дометиев Микульский и его жена Мария Яковлева.
Запись №36 от 2 декабря 1885 года (Источник: 1885_48–2–1866)
Варвара родилась 2 (крещена 3) декабря 1885 года. Родители города Духовщины мещанин Нил Моисеев Пастушенков и законная жена его Екатерина Васильева, оба православные.
Восприемники: Московской губернии города Звенигорода мещанин Александр Иванов Иванов, Минской губернии Новогрудского уезда дворянка Мария Яковлева Микульская.
Нил Моисеевич Пастушенков – это мещанин при селе Красикове Спас-Неразлученской волости, который владеет 29 1/6 десятинами земли. За прошедшие после отмены крепостного права четверть века мещане стали играть очень важную, если не главную роль в экономическом развитии местности. У них были деньги и возможности для приобретения бывших помещичьих владений. Таковыми были мещане Яковлевы из Голочёлова и дорогобужские мещане в Дымском.
Благодаря прокладке железной дороги стали появляться в округе Кононова неместные люди. Таким был дворянин Микульский из Минской губернии, с которой теперь было прямое железнодорожное сообщение.
Но кто такая Мария Яковлева, которая вышла замуж за минского дворянина Савелия Дометиева Микульского? Есть предположение, что она тоже была из местных мещан – дорогобужских.
Удалось обнаружить очень любопытную запись про дорогобужских купцов Никифоровых в метрической книге села Бессоново за 1879 год (Источник: 1879_48–2–1629):
Запись №46
14 августа 1879 года родился Андрей.
Родители: Безсоновской волости деревни Азарово крестьянин Евфимий Михайлов и законная его жена Дарья Филипова.
Восприемники: Города Дорогобужа купеческий сын Филип Иванов и купеческая дочь девица Мария Яковлева, проживающие на постоялом доме – Костре.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в бывших старинных владениях Шагаровых – рядом с живописным озером Костра, в 1879 году – постоялый дом. И живут там дорогобужские купцы Никифоровы. Никифоровы появились из сельца Славкова Дорогобужского уезда, что ниже по течению реки Костры. Никифоровых много. По всей видимости, главой семьи является Иван Никифорович Никифоров – дорогобужский купец. Из метрических книг сёл Бессонова и Третьякова можно сделать вывод, что были Никифоровы (мещане и купеческие сыны): Иван Иванов, Михаил Иванов, Василий Иванов (~1875(3?) г.р.), Филип Иванов, Константин Иванов и Андрей Иванов, а у них сестры (или дочери): дорогобужские купеческие дочери Мария Иванова Никифорова (~1874 г.р.), Надежда Иванова Никифорова, Анна Иванова Никифорова (~1878 г.р.) и Вера Ивановна Никифорова. Наверное, это дети и внуки Ивана Никифоровича Никифорова.
Никифоровы очень много «наследили» в документах, так как скупали заброшенные земли бывших помещиков. Так, согласно списку лиц, имеющих право участия в 1-м земском избирательном собрании, для выбора г.г. гласных по Вяземскому уезду на трехлетие с 1904 года Никифоров Иван Никифорович, дорогобужский купец сельца Кононово Сережанской волости владеет 444 ½ десятинами земли. Т.е. всё-таки именно Никифоровы приобрели заброшенное сельцо Кононово у Якушкиных, а затем породнились с дворянином Минской губернии Савелием Микульским. Земля на Костре в конечном итоге была приобретена Никифоровыми по купчей крепости от Московского купца Семёна Дмитриевича Грачёва приблизительно в 1907-м году. Таким образом благодаря Никифоровым появился хутор Костра с плодовым садом.
Кроме того, Никифоровы заключали выгодные браки, роднились с местной элитой.
9 февраля 1894-го года Мария Ивановна Никифорова в возрасте 19 лет вышла замуж и стала второй женой незаконнорожденного сына помещика Путяты – Петра Александровича Михайлова, живущего в Дымском, недалеко от Костры.
Запись №7 от 9 февраля 1894
Жених: Дорогобужский мещанин Петр Александров Михайлов православного вероисповедания, вторым браком, 28 лет;
Невеста: Дорогобужская купеческая дочь девица Мария Иванова Никифорова, православного вероисповедания, 19 лет; Поручители по жениху: Вяземского уезда Морозовской волости крестьянин Сергей Валерианович Семёнов и Дорогобужского уезда сельца Зарубежного дворянин Семен Львович Кусонский.
По невесте: Дорогобужский мещанин Михаил Иванов Никифоров и купеческий сын Василий Иванов Никифоров.
Священник Александр Куркин
Псаломщик Илья Зыков
19 февраля 1898-го года у этой пары родилась дочь ЕВДОКИЯ, которая, являясь внучкой дворянина Путяты, в 20-х годах нового века стала женой внука дворянина Дмитрия Всеволодовича Якушкина – Анатолия. Очевидно, что дорогобужские мещане Никифоровы так же, как и вяземские мещане Яковлевы, очень внимательно относились к налаживанию социальных связей при помощи выгодных браков. Взаимоотношения между родом Яковлевых и дорогобужскими мещанами Никифоровыми установились благодаря браку Алексея Ивановича Яковлева и Анны Ивановны Никифоровой.
В документах Смоленской духовной консистории, в метрической книге церкви села Волково Вяземского уезда за 1897 год имеются сведения о бракосочетании 10 февраля 1897 года сельца Голочёлова Вяземского мещанина Алексея Иванова Яковлева и Дорогобужского уезда села Славкова купеческой дочери девицы Анны Ивановой Никифоровой. Жениху – 29 лет, невесте – 19 лет.
Поручители по жениху: города Ельни мещанин проживающий в сельце Юшкове Вяземского уезда Андрей Михайлов Бодин, вяземский мещанин Антон Алексеев Рукавичников.
По невесте: Духовщинского уезда села Приселья священник Пётр Костин(?) и мещанин города Дорогобужа проживающий в селе Бессоново Вяземского уезда Пётр Михайлов.
С этого времени Никифоровы и Яковлевы находились в тесном общении, крестили детей друг друга.
11 января 1898 года у сельца Голочёлова Вяземского мещанина Алексея Иванова Яковлева и законной его жены Анны Ивановой родился сын ИОАНН. Восприемники: Дорогобужского уезда прихода села Славкова купеческий сын Василий Иванов Никифоров и вдова почетная гражданка Вера Иванова Орлова.
Через год, 23 марта 1899 года у этой же пары родился сын ВАСИЛИЙ. Восприемники – вновь сельца Кононова Дорогобужский купец Василий Иванов Никифоров и Минской губернии Новогрудского уезда Дворянина Савелия Дометиева Микульского жена Мария Яковлева.
Следующая метрическая запись очень показательна: ещё через год после второго ребёнка, 12 июля 1900 года, у Алексея Ивановича и Анны Ивановны родился ещё один сын – Владимир. Восприемником стал сам Иван Никифорович Никифоров – надо полагать, дед новорождённого, который записан как «сельца Кононова дорогобужский купец», а восприемницей – того же сельца Кононова дорогобужского купца Ивана Иванова Никифорова дочь девица Вера Иванова (Источник: 1900_48–4–16 Запись №26 ).
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что барское поместье в Кононово принадлежало после Якушкиных дорогобужским купцам Никифоровым. В это же время Никифоровы жили и на Костре. Хозяином там был купеческий сын Василий Иванович Никифоров, который родился в 1875-м году. Есть предположение, что Василий Иванович женился на дочери вяземского мещанина Елизавете Николаевне Яковлевой.
В 1904 году КОНОНОВО – только владельческая усадьба , в которой 1 двор, где проживали 2 мужчины и 1 женщина. Заброшенное место возраждалось. Деревни Кононово по-прежнему ещё нет.
Но рядом, за речкой Дымицей, уже появилось сельцо Марьино. В деревне Марьино в наше время можно также наблюдать несколько очень старых лип – свидетелей попыток обустройства сельца. Обживать это место на противоположном от сельца Кононова берегу реки Дымицы стали братья Астрюхины. Герасим Борисов Астрюхин, надо полагать, женился на Анне Алексеевне Блудовой – дочери Алексея Георгиева Блудова и Агрипины Григорьевой Яковлевой. Т.е. и здесь не обошлось без вездесущих Яковлевых. Герасим Астрюхин также замечен в связях с неординарным крестьянином-собственником дворянского происхождения Алексеем Александровым Фалькенштейном из сельца Дымского. Астрюхины крестили своих детей в церкви села Бессонова. Как минимум, четверых детей этой пары крестила Татьяна Алексеевна Блудова, причём трижды – в паре с Алексеем Фалькенштейном из Дымского.
Согласно описанию 1904 года МАРЬИНО – владельческая усадьба , 2 двора, 4 мужчины, 2 женщины;
Запись №43
17 (крещена 19) 1906 родилась Капиталина
Родители: Города Москвы Московский мещанин Сергей Андреев Кожевников законная его жена Александра Николаева.
Восприемники: Дорогобужский мещанин Василий Иванов Никифоров и сельца Марьина собственника-крестьянина Николая Борисова дочь девица Наталия Николаева Голубкова.
В 1909 году имение Кононово Сережанской волости (до почтовой станции Издешково 13 вёрст, до железнодорожной станции Алфёрово – 1 верста) принадлежало дворянину Коверию (Савелию?) Домниковичу Микульскому . Он владел 146 десятинами земли, лесопильным заводом и мелочной лавкой. В имении занимались хлебопашеством.
Во владельческой усадьбе КОСТРА в Морозовской волости было 2 двора, проживали 1 мужчина и 1 женщина. Дорогобужский мещанин Василий Иванович Никифоров владел здесь 262 десятинами земли (Источник: 1909 год Список землевладельцев Вяземского уезда по 1-му стану, владеющими землёю от 50-100 и более десятин).
В 1917-м году в Кононово, которое называлось тогда «ХУТОР АЛФЁРОВО» и входило в состав Сережанской волости Вяземского уезда. Как видим, название «Алфёрово» опять соперничает со старинным названием времён Шарапа Якушкина – «КОНОНОВО». Проживала здесь одна 56-летняя дворянка Мария Яковлевна Микульская (~1861-го года рождения) вместе с прислугой 25-ти лет. Ей принадлежало 26 десятин земли. В хозяйстве у неё – 1 корова и 2 свиньи. Сельхозинвентаря никакого в хозяйстве не было (Источник: ГАСО Ф.653, Оп.8, Д.622). Надо полагать, что муж её умер в период времени между 1909 и 1917-м годами.
(В округе Кононова в 1904-м году была ещё одна Мария Яковлевна – Мария Яковлевна МЕЩЕРИНА, почётная гражданка при деревнях Высоцкой и Куракино Сережанской волости, которая владела 1345 десятинами земли. Для такой небольшой местности такое совпадение имён заслуживает внимания для дальнейшего изучения вопроса. Одна и та же это женщина или нет, пока понять не представляется возможным.)
В тоже время в Марьино, в 1917-м году согласно Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи, проживал хозяин – 70-летний Николай Борисович Голубков с женой такого же возраста и их 25-летним сыном. У них было 59 десятин земли, в хозяйстве были плуг и косилка. Держали одну лошадь и одну корову. Был также поросёнок с подсвинком (Источник: ГАСО Ф.653, Оп.8, Д.622). Голубков построили себе дом совсем недалеко от станции Алфёрово. На этом месте теперь растёт большая сосна рядом со зданием поселковой администрации.
На станции Алфёрово в 1917-м году числились живущими два еврея, называвшие себя рабочими-лесовщиками: 25-летний Натан Исаков Луцет и 27-летний Евсей Абрамов Микулинский. Здесь же, на станции, в патруле работал Франц Лоцоков, которому тогда было 38 лет. Больше никто из жителей Кононова, станции Алфёрова и Марьино не попал во всероссийскую перепись. Наверное, никто больше здесь и не жил тогда.
История поместья Якушкиных-Никифоровых-Микульских в Кононово закончилась тем, что в доме на месте старинной барской усадьбы организовали школу-семилетку. Произошло это 1 сентября 1925 года. Дом Голубковых рядом со станцией тоже национализировали – в нём была организована младшая школа.
Никифоровы продолжали жить на Костре, но недолго после этого – всего два года. 21 июня 1927 года Василий Иванович Никифоров, по национальности русский, крестьянин, беспартийный, был арестован ОО ОГПУ 29 СД. Его осудила 16 сентября 1927 г. Коллегия ОГПУ Смоленской губернии по статье 58, п. 13 и приговорила к лишению права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе, Киеве. 1 февраля 1930-го года арестовали сына Василия Ивановича – Николая Васильевича, 1910-го года рождения. Обвинение не предъявлялось, из-под стражи он был освобожден. В результате, Никифоровы предпочли покинуть эти места. Их дома с плодовыми садами на Костре заняли Рудневы из деревни Леоньково.
Кононовская школа отсчитывает своё образование с 1 сентября 1925. Место поместья Якушкиных оказалось самым удобным для организации школы. Это был вторая причина, по которой Кононово начало стремительно обгонять все близлежащие места. Переезд в эту деревню теперь означал близкое соседство с образовательным учреждением.
О том, как люди воспринимали изменения, произошедшие в жизни с 1917 года, можно узнать от очевидца – учительницы Кононовской школы Анны Семёновны Матвеевой, которая написала заметку, опубликованную в газете «Сталинское знамя» в ноябре 1938-го года.
Сталинское знамя. №105 (229), 7 ноября 1938 года, С.3.
Мне ещё не было 17 лет, когда я окончила городское училище и сдала экстерном за 7 классов гимназии. Семья, где я родилась, состояла из восьми человек, но образование получить смогла только одна я. Отец и вся остальная семья работали на кожевенном заводе в Брянске. Были все неграмотными.
Получив звание учителя, я была очень рада, но скоро радость сменилась огорчением. Меня направили работать в бывшую Осташковскую волость в церковно-приходскую школу.
Это было в 1913 году.
С первых дней моей работы в школе я попала под опеку к попу Адоевскому, который с то время ведал Боровщинской школой. Школа и учителя всецело были подчинены попу. Вынуждена была, чтобы не лишиться работы, из зарплаты 20 рублей 15 рублей платить попу за квартиру и стол.
Жизнь была тяжелая. Мне каждый день грозила участь быть без работы. Я была вынуждена слушать угрозы со стороны попадьи за то, что разговаривала с теми людьми, которые попадье были не угодны.
Вот работа и жизнь в дореволюционной школе.
До революции имели право получить образование только дети имущих классов. Образование же детей бедных крестьян и рабочих ограничивалось первым-вторым классом.
Великая Октябрьская революция уничтожила навсегда проклятое прошлое. С первых же дней советская власть вынесла декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Огромная забота партии, правительства и лично товарища Сталина о нашей школе и учащихся выразилась в том, что у нас нет ни одного ребёнка и взрослого неграмотного. Сейчас поставлена задача, чтобы каждый молодой советский гражданин получил не менее семилетнего образования , а там дорога открыта в средние и высшие учебные заведения. Институт стал достоянием каждого молодого юноши и девушки.
Только в нашем Советском Союзе каждый гражданин имеет возможность учиться, работать и отдыхать. Эти права записаны золотыми буквами в Сталинской Конституции.
Для нас, советских учителей, имеются громадные перспективы, у нас есть чему учиться, есть для чего учиться и есть на благо чего отдавать свои знания.
Я поставила себе задачей получить высшее образование. Сейчас я оканчиваю второй курс учительского института.
Наш советский педагог является не только педагогом, но и общественником. Я весь период после Октябрьской революции активное участие принимала в культурно-массовой работе.
В 1928 году была избрана членом райисполкома, а в период коллективизации проводила большую работу по организации колхозов.
В период выборов в Верховные Советы СССР и РСФСР работала доверенным на избирательном участке. Эту работу выполняла честно.
Сейчас я усиленно готовлюсь к вступлению в ряды ВКП (б). Повседневно читаю Краткий курс истории коммунистической партии (большевиков). Кроме того, читаю газеты, журналы, художественную литературу.
Я заверяю коммунистическую партию, советское правительство и лично вождя народов товарища Сталина, что великое звание советского учителя оправдаю с честью.
Учительница Кононовской НСШ А.Матвеева.
К сожалению, «Великая Октябрьская революция уничтожила навсегда проклятое прошлое» вместе с историей, поэтому его пришлось так долго восстанавливать.
Про историю школы после 1955-го года удалось узнать от дочери директора школы Александра Яковлевича Никитина (1955–1972) – Ольги Александровны Никитиной:
В 1955 отца направили в Алфёрово директором школы. В то время школа была чуть ли не единственным деревянным зданием – после войны люди жили в землянках и только начинали строиться.
Школа размещалась в маленьком деревянном доме. Я её очень хорошо помню, вот просто сразу представляю: там были три комнаты под классы, учительская и самая маленькая комната с печкой-плитой (здесь и жили родители). Мама работала учителем истории, отец - учителем географии.
Помню учителей некоторых. Был такой Михаил Петрович. Он был инвалидом - рука не действовала, и хромал. Кажется, он вел физику. Елизавета Петровна - очень представительная и строгая, как мне казалось. Помню, как звонили в колокольчик на урок и на перемену. Так мне хотелось позвонить - не разрешали. Помню, как в учительской пахло глобусом - он был такой большой. Еще были плакаты с картинками – наверное, какие-то учебные пособия.
Возле школы был большой школьный огород. А за огородом были деревянные сараи - там держали кроликов. Это школьное хозяйство было. За кроликами ученики ухаживали: траву приносили, воду меняли. Помню этих забавных кроликов в клетках.
Началось строительство новой школы – шлакоблочной. Был выкопан под фундамент очень глубокий ров - целые лабиринты по периметру школы под несущие стены. При этом находили всякие любопытные вещи: осколки красивых тарелок, флаконы старинные из-под духов и лекарств. Говорили, что на этом месте раньше был барский дом. Может, что-то ещё было – это то, что я, будучи ребенком, не запомнила. Судя по расположению старых лип, это могло быть местом барского дома в Кононове.
В 1961 году школа открылась, и я в этом году пошла в первый класс. Помню торжественное открытие школы: 1 сентября была линейка на улице, помню речь отца – директора школы, как он волновался, как приветствовал нас, первоклашек, и всем пожал руку. В этой школе отец проработал всю свою жизнь.
На большой перемене нам давали горячие пончики и чай. Наверное, никогда потом я не ела вкуснее тех пончиков! В раздевалке «работали» сами ученики старших классов – дежурные. Принимали у младших одежду.
Помню, в школе всегда было чисто и тепло. Отопление было печное. Моя бабушка работала в школе техничкой вместе с тётей Нюрой Каталкиной и тётей Полей Дулетовой.
Техничкам нужно было зимой натопить 15 печей в школе к приходу детей: чтобы всё было тепло, и вымыты полы! Они по очереди дежурили.
Учителя Кононовской (Алфёровской школы):
В Кононово появилась не только школа, но и в 30-х годах – колхоз. Сюда стали переселяться семьи из других деревень, в частности, из деревни Алфёрово. В Кононово поселились Никифоровы и Петровы из Алфёрова, учителя Подобедовы и семья учителя Селиванова.
В Кононово был создан колхоз «Кононово», а в деревне Алфёрово – колхоз им. Стаханова.
Дела в колхозе «Кононово» шли не блестяще, о чём можно судить по газетным заметкам 1930-х годов:
Искра Социализма. №98(341), 22 сентября 1935 года
В колхозе «Кононово», Алфёровского сельсовета около 2-х гектар разостланного льна возле заготовительного пункта перележивает, начинает гнить. Правление колхоза не организует под’ем льна, плохо следит за отлежкой льна.
Кагановский
Искра Социализма. №120(362), 20 ноября 1935 года
В плохом состоянии находится скотный двор в колхозе «Кононово», Алфёровского сельсовета. По размеру скотный двор очень маленький. Коровы не привязываются и ходят по двору вместе с телятами и овцами. На дворе невыносимо грязно.
Предправления и бригадир на это не обращают внимания. Когда доильщица напомнила правлению, что на скотном дворе невыносимо грязно, предколхоза сказал: «Это не наше дело».
П.
Колхоз, по всей видимости, был настолько слаб, что к 1941-м году уже прекратил своё существование. В газете «Сталинское Знамя» №24(512) от 22 марта 1941 года в Алфёровском сельсовете числятся только колхозы:
Великая Отечественная война нанесла сокрушительный удар по окружающим деревням – местность была просто выжжена немецкими войсками при отступлении. Полностью сожгли и Кононово. Но уникальные липовые насаждения уцелели, благодаря им сохранилась первоначальная планировка усадьбы.
В 50-х годах XX-го века между деревнями Кононово и Марьино, по дороге к станции Алфёрово, появилась братская могила, в которую были перезахоронены останки погибших во время Великой Отечественной войны. Вокруг могилы был заложен липовый парк, который теперь воспринимается неотъемлемой частью алфёровского пейзажа, но он существовал не всегда. Инициатором закладки парка был Александр Яковлевич Никитин – директор школы в то время и сам участник войны. Таким образом, липы, которые растут в парке рядом с братской могилой, имеют 70-летний возраст. На самых ранних фотографиях братской могилы можно видеть, что деревьев вокруг неё почти нет – они ещё очень молодые.
И, наконец, образование центральной усадьбы совхоза «Алфёровский» в 1960-м году подняло Кононово на недосягаемую высоту для всех окружающих деревень. Но под названием АЛФЁРОВО. Теперь причиной было название близлежащей железнодорожной станции Алфёрово.
Во времена существования совхоза было принято называть четыре исторически самостоятельные и отдельные деревни – Кононово, Марьино, Плешково и Заленино, – а также старую деревню и посёлок при железной дороге Алфёрово, одним названием – АЛФЁРОВО. Именно такой адрес указывался на почтовых отправлениях, и они доходили. Но старые названия не забывали и всегда ими пользовались.
Следующие 30 лет облик места постоянно менялся: единственная улица Кононова стала удлиняться на юг, вплоть до железной дороги, и перестраиваться, появилась массовая плановая застройка совхозными строениями с северной и восточной стороны поместья. Были построены столовая, контора, детский сад, баня, котельная, медпункт, магазин.
С южной стороны поместья появился целый коттеджный комплекс.
Ещё на картах 50-х годов 20-го века можно видеть, что территория поместья находилась на самой окраине деревни, практически соседствовала с лесом.
Совхозная застройка поместила усадьбу в центр плана, так как происходила вокруг неё. Обычные деревенские деревянные дома стали соседствовать в Кононове с кирпичными двухэтажными многоквартирными – было построено целых 6 таких домов. Они были призваны в советские времена приблизить деревню к городу, но так и не приблизили. В деревне появилось централизованное отопление, водоснабжение и канализация. Работа отопительных систем всегда оставляла желать лучшего, а канализация открытым способом стала спускаться в реку Дымицу – теперь она несла загрязненные воды от Кононова к Днепру – в направлении, противоположном направлению движения рода Якушкиных от Днепра. Но самое главное – в тот период времени были очень быстро построены дороги, которых так не хватало Кононову раньше и не хватает до сих пор другим соседним деревням, обречённым на вымирание. В 1979 году был открыт новый большой современный сельский клуб. Это сделало Кононово ещё и местом центра культуры и деревенской самодеятельности.
Деревня продолжала расти, развиваться и строиться, и во второй половине 1980-х появилась ещё одна улица, которая позже получила смелое название Молодёжная. Эта улица своим возникновением обязана исключительно существованию совхоза.
Присвоение названий улицам было отдельным историческим событием. Необходимость в этом возникла лишь в первые десятилетия 2000-х годов – до этого прекрасно обходились без них. Но шанс зафиксировать историю в названиях улиц использован не был, так как не было интереса к самой истории. Названия получились блёклые и ни о чём не говорящие. Как уже упоминалось ранее, даже учителя истории Алфёровской школы считали, что никакой истории здесь не было. Имена Якушкиных, Лопухиных, Лыкошиных, Микульских и Никифоровых были начисто забыты, а новых героев у Алфёрова за советские времена не появилось. Повезло деревне Марьино – уже более 100 лет ей удаётся сохранять своё историческое наименование. Осталось лишь выяснить, в честь какой из Марий – жён и дочерей местных мещан, назван был сначала этот хутор, а затем маленькая деревенька в 6 домов.
На фоне полного забытья вызывает удивление, как смогла пробиться через столетнюю толщу времени, используя в качестве средства передвижения народную память, легенда о трагедии, произошедшей в позапрошлом веке с владелицей имения в Кононово? Очевидно, что у такого носителя информации, как народная память есть свои критерии отбора данных, не совпадающие с официальной точкой зрения.
В 60-х годах 20-го века название Алфёрово нанесло почти смертельный удар названию Кононово, когда была переименована школа: из Кононовской она превратилась в Алфёровскую. Дело дошло до того, что молодое поколение не понимало, о чём идёт речь, когда слышало от старожилов почти забытое название «Кононово». Но Кононово выжило и победило. К тому же и совхоз Алфёровский, и деревня Алфёрово оказались нежизнеспособными в новых условиях, принесённых лихими девяностыми. Этот слом эпох ударил именно по ним.
В настоящее время названия Кононово и Алфёрово стали соседствовать без конкуренции. Исторически это оправдано, так как помимо старинных вотчин Якушкиных рядом также всегда находилось Алфёрово – вотчина Ртищевых, Мергасовых, Сополовичей – со своим отдельным путём развития. Деревня вернула себе название Кононово, а школа сохранила название Алфёровская. Дом культуры также продолжает существовать под названием «Алфёровский». Близлежащая платформа железной дороги называется «Алфёрово». Дорожные знаки указывают на деревню Кононово. Правда, бывший Алфёровский сельсовет стал Зимницкой администрацией. Название «Зимница» тоже вступило в борьбу за место под солнцем. Но и это название исторически связано с Якушкиными и обязано им своим возникновением.
Подводя итого, можно выделить 4 важных исторических этапа, которые способствовали победе Кононова в борьбе за существование:
Итак, счастье оказалось зарытым в коммуникациях и дорогах. Алфёрову (читай – Кононову) повезло, так все дороги прорыли именно вокруг этого места, откопав, таким образом, неожиданную его удачу. Людям во все времена нужна связь друг с другом.
История Кононова за 430 лет – это история взлётов и падений. Жизнь – это не подарок с небес, это арена для постоянной борьбы за выживание. История находится в непрерывном движении, иногда меняя направление на ровно противоположное, поэтому не стоит стремиться всё время менять названия.
Три фактора, способствовавшие восстановлению – даже после полного вымирания, продолжают существовать и в настоящее время. Значит, благополучию Кононова (читай Алфёрова) пока ничего серьёзно не угрожает, несмотря на сложные переживаемые времена. Шанс на новое возрождение у бывшей древней вотчины Шарапа Семёнова сына Якушкина сохраняется.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня