Материал страницы был обновлен 13.12.2021 г.
Газета «Бетлицкий вестник» 09 октября №81-82 (9681-9682)
В 2020 году исполнилось 200 лет со дня рождения Александры Евгеньевны Белокопытовой – основательницы Казанского Боголюбивого женского монастыря, который после полного разрушения сейчас восстанавливает в деревне Новодяглево монахиня Иосифа.
Отметить в монастыре массово юбилей Александры Евгеньевны матушке Иосифе не удалось из-за пандемии. На это, видимо, была такова и премудрость Божья, что не стоило тогда проводить празднования к этой дате. Только в этом году архивные исследования монахини Иосифы увенчались успехом и ей удалось определить точно, когда родилась Александра Евгеньевна Белокопытова, в какой церкви и в какой день её крестили, кто били её крестные родители.
Александра Евгеньевна Белокопытова (в девичестве Якушкина) родилась в небогатой дворянской семье 25 апреля по новому стилю 1820 года в Вяземском уезде Смоленской губернии. В 7 лет осталась сиротой, и её на воспитание взял родной дядя – Богдан Михайлович Лыкошин, племянник преподобного Зосимы Верховского.
В возрасте 16 лет Александра Евгеньевна вышла замуж за отставного полковника Ивана Григорьевича Белокопытова – 60-летнего вдовца, проживавшего в своем имении в с.Петропавловском (ныне д. Новодяглево Куйбышевского района Калужской области).
Через пять лет после женитьбы Иван Григорьевич скончался, завещав всё своё имущество супруге. Вдова тогда находилась под духовным руководством преподобного Макария Оптинского, а после его кончины – иеромонаха Гавриилы Оптинского, а также священника Андрея Щеголева. По их совету в начале 60-х годов XIX века Александра Евгеньевна приступила к устройству женской общины.
В 1865 году она обратилась с прошением к епископу Калужскому Григорию (Миткевичу) об открытии женской общины в с.Петропавловском и определении к ней для богослужения священника. Своё имение (485 десятин пахотной и сенокосной земли, водяную мельницу, хозяйственные постройки, большой деревянный дом) Белокопытова передала обители. Указом Святейшего Синода в 1868 году Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери община была открыта (к тому времени в ней насчитывалось около 30 сестёр). В большой зале барского дома была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в семье Якушкиных. Постоянным священником в общину назначен иеромонах Гавриил. После кончины иеромонаха Гавриила духовником общины стали настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Моисей и переехавший в общину в 1869 году священник Андрей Щёголев.
В 1880 - 1888 годах в общине был построен большой каменный пятиглавый Казанский храм с приделами в честь Животворящего Креста Господня и Архистратига Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, женское училище, больница и приюты, житницы и другие хозяйственные постройки.
В 1890 году в общине насчитывалось до 54 зданий, окруженных оградой. 29 мая 1892 года по представлению епископа Виталия (Иосифова) указом Синода община была преобразована в монастырь и игуменским управлением. В 20-х годах прошлого века монастырь был закрыт, а позднее и разрушен до основания.
Занимаясь восстановлением обители с 2015 года, монахиня Иосифа многое сделала на этом поприще. На территории монастыря построены деревянный храм в честь Собора Преподобных Оптинских старцев, звонница, келейный корпус. В 2017 году на месте захоронения Белокопытовских подвижников была постановлена часовня во имя Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил бесплотных, настоятельский корпус, открытый алтарь.
В 2019 году построено и открыто монастырское древнехранилище «Светорусье», в прошлом году возведён и продолжается строиться каменный храм в честь иконы Казанской Божией Матери, активно озеленяется территория монастыря. Монахиней ведется просветительная работа, выпускаются книги и альманахи, посвященные истории монастыря и его подвижниками благочестия.
В середине сентября нынешнего года монахиня Иосифа совершила поездку на родину основательницы Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря на Смоленщину, в Сафоновский район деревню Уварово.
– Раньше это был Вяземский уезд. В 1820 году, когда родилась Александра Евгеньевна, – владельческое сельцо Уварово, принадлежащее древнему роду Якушкиных. Оно располагалось на высоком правом берегу речки Дымицы, которая впадает в левый приток Днепра – в живописную реку Дыма – рассказывает монахиня. – Вот здесь, в междуречье Днепра и Вязьмы в начале 15 века роду польского шляхтича Якушкина Великий князь Московский пожаловал земли, которые включали в себя почти 30 деревень.
С 15 века этот район примерно в радиусе 15 километров всегда принадлежал роду Якушкиных, от которого отходило две ветви.
Одна ветвь славна декабристом Иваном Дмитриевичем Якушкиным, который родился в сельце Жуково. Этот род жил ближе к Днепру.
Там, в селе Агжель, позднее – Гжель, была церковь, где Якушкины этой ветви рода венчались, крестились, отпевались. Там же начиная с 15 века находился и самый древний некрополь рода Якушкиных.
Вторая ветвь этого рода жила южнее нынешнего Минского шоссе. К этой ветви и принадлежит основательница нынешнего белокопытовского монастыря. Родовым гнездом этих Якушкиных было сельцо Уварово. Причём какое-то время в 16-17 веках оно приходило в запустение, превратившись в пустошь, на которой потом начала отстраиваться деревня.
Род Якушкиных был служивым.
Отец, Евгений Петрович, был морским офицером, закончившим Морской кадетский корпус в Петербурге. Этот корпус заканчивал и его брат Севолод Петрович. Братья служили в разных местах. Евгений Петрович служил на Балтийском флоте. Командовал транспортным парусным судном «Вол». Во время Отечественной войны 1812 года на нём были установлены пушки и он являлся уже сражающимся кораблём. Участвовал в сражении под Данцигом, сейчас это польский город Гданьск. Войска Наполеона находились в осаде и вели жесткую оборону этого города. Есть предположение, что отец Александры Евгеньевны был ранен и это ускорило его уход из жизни.
На родину Евгений Петрович вернулся в 1818 году и сразу женился. Вскоре в семье Якушкиных появились две дочери – Александра и Анастасия. А когда Александре Евгеньевне было всего семь лет, она осталась без отца.
В деревне Уварово мы побывали с матушкой Иосифой в гостях у единственной оставшейся в живых преданно относящейся к месту своего рождения Анастасии Арсентьевны Воронцовой (в девичестве Кузнецовой), которой в этом году в ноябре исполняется 97 лет.
Сейчас деревня Уварово опустела от людей и заросла кустарником и травой. Летом сюда приезжают только две семьи, зимой же она полностью погружается в тишину и покой.
Бабушка Анастасия встретила нас с дочкой Еленой приветливо. Она была рада гостям, душевно улыбалась и по ее лицу было видно, насколько это чистый и добрый человек.
Находясь в здравом уме и прекрасной памяти, Анастасия Арсентьевна, можно сказать, до деталей вспоминала события, места, имена людей, которые жили в деревне ещё в довоенное время. И чем больше вспоминала, тем больше в её памяти всплывало событий, которые обрастали существенными подробностями.
Отец Анастасии Арсентьевны в давние времена дружил с потомками Якушкиных.
Рассказы о людях этого рода она слышала от своих бабушек, дедушек и прадедушек и помнит их до сих пор. А те в свои времена жили, когда в сельце жила Александра Евгеньевна.
Из рассказа бабушки Анастасии мы узнали, где жили потомки рода Якушкиных в 20 веке. Её дочка Елена показала нам, где находилось их имение. Увидели место, где раньше находилась мельница и кузница, узнали, кому они принадлежали, где раньше цвели сады Якушкиных, где располагались их шикарные оранжереи. Из архивных документов матушка Иосифа уже знала, что саженцы для своего сада Якушкины заказывали в разных странах. Техника для обработки земли заказывалась из Германии.
Когда-то сельцо Уварово было красивым и цветущим местом. Сейчас от былого величия не осталось и следа – вода из пруда давно ушла, а его дно стремительно зарастает, сады и дома уничтожены в Великую Отечественную войну. Не стало и поздних построек. Деревню захватили заросли. Некоторые плодовые саженцы с земли Якушкиных матушка Иосифа все же нашла, выкопала и привезла в Белокопытовский монастырь.
Кстати, как только мы приехали в Уварово, матушка Иосифа сразу обратила внимание на большие валуны, которые вросли в землю.
– Это межевые камни. Раньше такие валуны укладывали по границам владения. От них межевые инженеры составляли план и описание, кому какие земли принадлежат, – пояснила монахиня. – По ним и сегодня можно определить, где именно находилась усадьба Якушкиных.
Достоверно известно, что родители Александры Евгеньевны похоронены недалеко от сельца Уварово в селе Волково, где стояла церковь Преображения Господня. И вполне вероятно, что, будучи взрослой, Александра Евгеньевна приезжала в эти места поклониться праху предков и заезжала в родное сельцо.
Рассказывая о жизни в Уварово, Анастасия Арсентьевна поведала нам, как строились дома в этой деревне в незапамятные времена.
У тех, кто был побогаче, а это, как правило, владельцы сел, дома строились на камне, который привозили с речки Гжель. Дома простолюдинов из-за нехватки денег, на каменный фундамент, ставились на кокору – нижнюю комлевую часть ствола хвойного дерева, срубленного с ответвлениями корня.
Вот такие пни с корнями устанавливались по четырём углам дома (кто был позажиточнее и имел дом побольше, мог установить под фундаментом дома и больше кокор), между собой переплетались ивняком и засыпались землёй, формируя завалинку.
Матушка Иосифа сразу сравнила такой фундамент с куриными ножками избушки сказочной Бабы Яги.
– Вот откуда у избушки ножки растут! В сказках, видимо, не всё вымысел. В них намёк – добрым молодцам урок!
В этот осенний день, проведенный на Смоленщине, мы многое узнали – как из жизни дворянского рода Якушкиных, так и из жития простых крестьян.
Свои исследования в этом направлении матушка Иосифа планирует продолжить и далее.
– Конечно, мне ещё предстоит побывать на месте церкви Преображения Господня, которая была разрушена во время Великой Отечественной войны, возможно, удастся найти могилы родителей Александры Евгеньевны. Фотографии церкви, сделанные немецкими фотографами, сохранились и по ним можно представить, какой была жизнь в этом селе. Вероятнее всего, родители Белокопытовой венчались в этой церкви, там же они отпевались и, вероятнее всего, похоронены у стены храма. Так как там находится самое старое кладбище в этих местах. За последние годы много вышло из забытья из жизни нашей основательницы, но многое ещё предстоит узнать. Исследования продолжаются, – говорит матушка Иосифа.
Текст и фото
Веры Мартыновой.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня
Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь ВКонтакте https://vk.com/wall-110519075_1227
Газета «Бетлицкий вестник» 09 октября №81-82 (9681-9682)