Материал страницы был обновлен 15.11.2024 г.
100 лет для истории – очень большой срок.
За это время слуги могут стать хозяевами, а хозяева кануть в лету. А может произойти и так, что рабыня станет законной тёщей своего бывшего владельца. Так и произошло в округе Алфёрова.
Изучение давно минувшего привлекательно тем, что мы знаем его будущее. Несмотря на то, что судьбы людей позапрошлого века оказались погруженными в мрак забвения, существует возможность высветить их ярким лучом из нашего настоящего. Волшебный свет этот зажигается над рукописными потрёпанными документами в архивах.
Роль прорицателя в прошлом увлекательна. Например, мы можем со стопроцентной гарантией предсказать судьбу трём девочкам, которые при рождении получили имя ЕВДОКИЯ (АВДОТЬЯ).
Самая младшая из трёх родилась 19 февраля 1898 года в деревне Дымское (все даты приводятся по старому стилю).
19 (крещена 21) ФЕВРАЛЯ 1898, Запись №10
Родилась ЕВДОКИЯ. Родители: Дорогобужский мещанин Пётр Александров Михайлов и законная его жена Мария Иванова, оба православные (выдано свидетельство 19/XI 1949 и 6/X 1959);
Восприемники: Догоробужский купеческий сын Филип Иванов и Сычевского мещанина Нила Иванова законная жена Александра Иванова.
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1898 год, 48–4–7, Л.137об. – 138)
Эта девочка свяжет собой одновременно два древних дворянских рода – Путята и Якушкиных, с крестьянскими родами, выйдя замуж за Анатолия Ивановича Якушкина, который родится позже – в 1900 году в сельце Уварово.
У пары родится три сына и дочь. 15 декабря (н.ст.) 1921 года в селе Черепово Хиславического района у них родится сын Евгений, который станет врачом. Во время Великой Отечественной войны он будет старшим лейтенантом медицинской службы. После войны станет отоларингологом, доктором медицинских наук. Потомки Якушкиных-Михайловых здравствуют и поныне.
Вторая Евдокия – это бабушка мужа первой Евдокии (Анатолия Ивановича Якушкина). Она родилась 1 марта 1852 года в сельце Уварово. Была незаконнорожденной, поэтому при рождении её записали по крёстному отцу – Евдокия Семёнова. Происхождение её загадочно. Возможно, оно уже было не совсем крестьянским, так как дед её Васарион Васильев (~1807 г.р.) был дворовым человеком у Якушкиных, а у её матери – Дарьи Васарионовой, в 1856 году родится ещё один незаконнорожденный ребёнок – Семён по крёстному Алексеев. Этой девочке предстоит стать дворянкой, законной женой ДМИТРИЯ Всеволодовича Якушкина, который узаконит отношения с ней 27 января 1895 года. Одним из поручителей по жениху будет мещанин сельца Голочёлова Сережанской волости Александр Яковлев. До брака она успеет родить ему не менее 10 детей, старший из которых – Иван Дмитриевич Якушкин, окажется полным тёзкой знаменитого декабриста.
Восприемником у некоторых детей будет её родной незаконнорожденный брат.
Третья Евдокия (Авдотья) родилась почти в то же время, что и вторая – в 1850-м году в селе Бессоново. Её родители – дворовый человек Дмитрий Семёнов (~1807 г.р.) и законная его жена Ефросинья Анисимова. Этой Евдокии мы также предскажем необычную для простой крестьянки судьбу в будущем. За свою жизнь она побывает дочерью крепостного крестьянина, дворовой девкой, мещанкой и, наконец, станет дворянкой, матерью двоих детей ДМИТРИЯ Александровича Путяты – Александра и Анны.
Анна Дмитриевна Путята станет единственной наследницей Путяты. В последние два года жизни отца она добавит к своим крестьянским корням ещё один дворянский род – Кардо-Сысоевых. Но эта ветвь угаснет. Последняя представительница – филолог Марина Фёдоровна Кардо-Сысоева, уйдет из жизни в самом конце 20-го века, перед этим раздав близким и дальним знакомым все памятные реликвии и документы, доставшиеся ей от предков. Так оборвётся дворянская линия рода, но не крестьянская, так как третья Евдокия доводится двоюродной сестрой бабушке первой Евдокии (см.схему, если эти «евдокийные» хитросплетения уже вызывают головную боль) – Евдокии Петровне, чей отец Пётр Александрович Михайлов – это незаконнорожденный сын всё того же Дмитрия Александровича Путяты.
Таким образом, два дворянина ДМИТРИЯ – Дмитрий Всеволодович Якушкин и Дмитрий Александрович Путята, предпочли крестьянок дамам из высшего общества.
Анализ метрических книг села Безсонова и ревизских сказок владельцев бессоновского имения приводит к выводу, что своим «социальным взлётом» эти три Евдокии изначально обязаны не только своей природной крестьянской красоте, но всё же и особому положению, заработанному их дедами (дворовыми людьми) у своих хозяев.
Показателем отличительного социального положения крестьянина или дворового человека в позапрошлом веке выступала возможность пригласить дворян в восприемники к собственным детям. Эта опция была доступна не всем. Дедом 3-й Евдокии (самой старшей и самой успешной) – Евдокии Дмитриевны, был Семён Евстафиев(~1775 г.р.). Жену его звали Александра Филиппова. Одновременно он доводился прапрадедом 1-й Евдокии – Евдокии Петровне. Другим прапрадедом Евдокии Петровны был дворовый Михаил Иванов (~1774 г.р.), женатый на Евдокии Васильевой. Крёстными детей и внуков этих дворовых соглашались быть как собственные владельцы – Анна Васильевна Гринёва и Николай Васильевич Телепнёв, так и другие помещики округи Бессонова.
26 октября 1822 года, Запись №34.
Вотчины г-жи Гринёвой села Знаменского у дворового человека Семёна Евстафьева с женою его Александрою Филиповою родился 26-го числа законноприжитый сын АФРИКАН.
Крещён того же числа священником Павлом с причтом, а при крещении восприемник были дворовый человек Филип Григорьев и порутчица Анна Васильева Гринёва.
Филип Григорьев – это, скорее всего, дед новорождённого, отец матери. Он был ~1756 г.р. Жену его звали Екатерина Кондратьева. В 1838-м году она уже вдова.
15 июля 1824 года Запись №15
Вотчины г-жи Гриневой села Знаменского у дворового человека Семена Евстафиева с женою его Александрою Филиповою родилась законноприжитая дочь АЛИМПИАДА. Восприемник были подпоручик Николай Васильев Телепнёв и порутчица Анна Васильева Гринёва. Крещена 16-го числа священником Павлом Соколовым с диаконом и с причетником.
19 июля 1848 года Запись №23
Родилась ОЛИМПИАДА (крещена 20 июля). Родители: порутчицы Анны Васильевой Гринёвой села Знаменского дворовый человек Александр Михайлов и законная жена его Елисавета Семёнова.
Восприемники Сельца Леонькова дворянин Василий Алексеев Руднев и села Знаменского дворового человека Тарасия Иванова дочь девица Фотиния Тарасова.
Другим важным индикатором «избранности» выступает возможность получения свободы до отмены крепостного права в 1861-м году. Её надо было заслужить, продемонстрировав незаурядные умения, например, предприимчивость, и добившись доверия и уважения своего хозяина. Предкам Евдокий это удалось.
Они не только добились свободы для себя и своих потомков у предыдущих владельцев, но и не упустили возможность влиять на нового хозяина Бессонова – оборотистого, умного и предприимчивого дельца Дмитрия Александровича Путяту. То было «крестьянское движение» с местным колоритом. Способ стар, как мир – Шерше ля фам (Cherchez la femme).
У дочерей этих приближенных ко двору регулярно случались незаконноприжитые дети.
Процесс обретения свободы крестьянами в Бессонове шёл задолго до начала крестьянской реформы. Происходил он ещё при помещице Анне Васильевне. В 1845-м году, незадолго до своей смерти, она отпустила на волю нескольких дворовых и крестьян с семьями. При помещике Телепнёве этот процесс продолжился: свободу стали получать мужики, которых в наше время можно было бы назвать «предпринимателями». Начиная с момента обретения независимости от помещика, они означались в документах как «мещане» – вяземские или дорогобужские. И у этих мещан были деньги и прилагаемый к ним общественный авторитет: их детей крестили помещики и служители церкви, они становились родоначальниками фамилий. Кроме того, у них была возможность обучать своих детей грамоте.
Семён Евстафиев обрёл свободу в 1848 году. Значился он тогда уже не дворовым, а проживал в деревне Ермолино и был отпущен на волю вместе с сыновьями Валерианом (1816 г.р.) и Африканом (Источник: ГАСО Ф.10 Оп.3 Д.80). Известно, что Валериан Семёнов был обучен читать и писать. В 1857-м году жил в сельце Негошево – именно он читал и писал письма к Николаю Васильевичу Гринёву. Ещё один брат – Дмитрий Семёнов (тот самый, которому предстоит стать свёкром самого Путяты), сначала поступил из деревни Ермолино в дворовые в село Знаменское, а затем, в самом конце, в 1857-м году, получил свободу от Николая Васильевича вместе с ещё тремя дворовыми.
Крестьянин Александр Михайлов из деревни Ермолино (~1808 года рождения) был отпущен Телепнёвым вместе с Семёном Евстафиевым 1848 году и был женат на его дочери – Елисавете Семёновой (~1814 г.р.). Александр Михайлов и Дмитрий Семёнов были ровесниками. Михайлов писался в документах дорогобужским мещанином, а Семёнов – вяземским. Их семьи очень тесно общались, а также имели перекрёстные родственные связи. Дочери этих двух мещан и стали самыми удачливыми фаворитками Путяты.
В исповедальных ведомостях села Бессонова за 1824-й год семьи Семёна Евстафиева, его тестя Филипа Григорьева и Михаила Иванова идут сразу за самой помещицей Анной Васильевной Гринёвой, что указывает на приближенность к хозяйке.
Семья Семёна Евстафиева – деда Евдокии Дмитриевны Семёновой по отцу
Семён (Семион) Евстафиев родился ~1775 (74?) г.р., в 1824 году был дворовым порутчицы Анна Васильевы Гринёвой. В 1833 жил с семьёй в деревне Ермолино, в 1838 – опять в Бессонове.
Жена Александра Филиппова (~1785 г.р.)
Тесть Филип Григорьев (~1757 г.р.)
Тёща Екатерина Кондратьева (~1772 г.р.)
Дети Семёна Евстафиева и Александры Филипповой:
Дмитрий Семёнов женился на Ефросинье Анисимовой (дочери Анисима Иванова).
Дети Дмитрия Семёнова и Ефросиньи Анисимовой:
В сентябре 1850-го в семье Дмитрия Семёнова проживает свояченица (сестра жены) Наталья Анисимова со своей незаконнорожденной 2-месячной дочерью Агафьей по крестному отцу Родионовой – ровесницей Евдокии Дмитриевой.
Семья Михайлы Иванова – прадеда Евдокии Петровны
Михайла Иванов родился ~ 1778 г., умер в 1844 году. В 1824 году дворовый порутчицы Анна Васильевы Гринёвой. В 1833 живёт с семьёй в деревне Ермолино, в 1838 – в Бессонове.
Мать Михайлы Иванова вдова Салманида Матфеева (~1744 г.р.).
Жена Евдокия Васильева (~1781 г.р.), брак 24 июля 1800 г. (Запись №12).
Дети Михайла Иванова и Евдокии Васильевой:
Александр Михайлов женился на Елисавете Семёновой (брак ~ между 1834 и 1836). В 1850-м живут в деревне Ермолино.
Дети Александра Михайлова и Елисаветы Семёновой:
Мать Александра Михайлова – Евдокия Васильева позже жила в семье дочери Гликерии Михайловой и её мужа Тарасия Иоаннова.
Семья Тарасия Иоаннова
Тарасий Иоаннов (~1798 г.р.), переведён в дворовые из деревни Азеречни в 1817-м году.
Женился на Гликерии (Лукерья) Михайловой (умерла до 1858-го), дочери Михаила Иванова.
Дети Тарасия Иванова и Гликерии Михайловой:
Тёща Авдотья Васильева проживала в семье зятя. Тарас Иванов, его сын Спиридон и тёща Авдотья Васильева продолжали оставаться крепостными дворовыми у Путяты в 1858-м году.
Семья Анисима Иванова – деда Евдокии Дмитриевны Семёновой по матери
Анисим Иванов (~1782(81?) г.р.)в 1815-1824 – дворовый человек. В 1833 – крестьянин, живёт с семьёй в деревне Комово.
Жена: Васса Тимофеева (~1782 г.р.) умерла между 1824 и 1833 годами.
Дети Анисима и Вассы Тимофеевой:
У Натальи Анисимовой ~ в 1850-м родилась незаконноприжитая дочь Агафья по крестному отцу Родионова.
Прежде, чем рассказывать о 2-ой законной жене Путяты – мещанке из крестьян Евдокии Дмитриевне Семёновой, следует вспомнить другую мещанку – её двоюродную сестру Евфимию Александрову Михайлову. Она была старше и раньше стала фавориткой Путяты.
Предположительно, она родилась в 1846-м году и была более, чем на 10 лет младше жены Путяты – Александры Александровны.
В 1866-м году она родила от Путяты сына ПЕТРА, которого крестил дед – Александр Михайлов, а потому тот получил имя Пётр Александрович Михайлов. К этому моменту Путята владел Бессоновым уже 9 лет, но известно, что в 1861-м году он в Бессонове ещё не жил. К сожалению, метрические книги за период с 1863-го по 1870-й годы в архивы не поступали: не представляется возможным найти запись о рождении Петра Александровича.
Путята не оставлял своим вниманием ни своего сына, ни его мать. В конечном итоге он наделил их имением в деревне Дымское (не ранее 1878 года), по соседству с Фалькенштейнами. Там была построена сыроварня – это, наверняка, не обошлось без участия Путяты, увлечённого животновода.
Дед у Петра Александровича – Александр Михайлов – был свободным человеком с 1848 года – дорогобужским мещанином. С 1853 года он поступил на должность церковного сторожа. В 1861-м продолжал быть сторожем (в 1873 эту должность занял крестьянин деревни Озеречни Антон Платонов). Интересно, что в то время у дорогобужского мещанина Александра Михайлова уже была фамилия – Капустин. Александр Михайлов умер 3 марта 1880 года в возрасте 73 года (так в документе: Источник 1880_48–2–1667).
Петру Александровичу следует уделить особое внимание в нашем повествовании, так как именно его потомки продолжили род Путяты.
В 1879-м году Пётр Александр Михайлов начинает появляться в метрических книгах села Бессонова в качестве восприемника. Тогда ему было 13 лет. Впоследствии его часто приглашали крестить новорожденных, что есть признание окружающими его особого статуса. Это же касается и его матери – она тоже часто крестила детей, в том числе и незаконнорожденных. Это хорошо просматривающаяся в метрических книгах закономерность: повзрослевшие незаконнорожденные или матери незаконнорожденных часто сами становились восприемниками у детей с отсутствующими отцами. Иногда крёстными таких богом данных детей становились священнослужители или их жёны.
Привлекает внимание метрическая запись от 1882 года (1882_48–2–1743 №13): новорожденную Александру тогда крестили вместе Пётр Александрович Михайлов и его мать Евфимия Александровна. При этом Пётр Александрович тогда был записан в качестве восприемника по фамилии Капралов.
11 (крещена 12) марта 1882 Запись №13
Родилась Александра. Родители: Ярославской губернии Любимского уезда Заобнорской волости деревни Карганово безсрочно отпускной евфрейтор Ларион Яковлев Дмитров и законная его жена Евдокия Дмитрова.
Восприемники: Дорогобужский мещанский сын Петр Александров Капралов и Дорогобужская мещанская девица Евфимия Александрова Михайлова.
Священник Михаил Басов
И.д. псаломщика Илья Зыков
И.д. псаломщика Пётр Зыков
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1882 год, 48–2–1743)
Ни фамилии Капралов, ни фамилии Капустин в метрических книгах больше не попадалось.
Петра Александровича Михайлова приглашали охотно в качестве восприемника не только потому, что все знали, что он незаконнорожденный сын Путяты, но также он исполнял должность церковного старосты.
Пётр Александрович Михайлов женился в первый раз 23 июля 1890 года в возрасте 23 лет. Его избранницей стала Варвара Константиновна Букварева:
23 ИЮЛЯ 1890, Запись №16
Жених: Дорогобужский мещанин Петр по крестному отцу Александров (он же Михайлов) православного вероисповедания, первым браком, 23 года;
Невеста: Вяземского уезда Спас-Неразлученской волости безземельная крестьянская девица Варвара Константинова Букварева, православного вероисповедания, 20 лет;
Поручители по жениху: Землевладелец села Безсонова Василий Арсеньевич Дрызлов, дворянин Алексей Васильевич Мицевич.
Поручители по невесте: Тульской губернии с.Алексина мещанин Арефий(?) Степанович Дергачев, Вяземского уезда Спас-Неразлученской волости безземельный крестьянин Александр Константинович Букварев и сельский учитель Филип Иванович Тархов.
Священник Александр Куркин
Псаломщик Илья Зыков
Псаломщик Петр Зыков
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1890 год, 48–3–12, Л.202об. – 203)
Обращает на себя внимение тот факт, что поручителем по жениху был Василий Арсеньевич Дрызлов – новый владелец знаменитого хозяйства в Бессонове. Это обстоятельство подтверждает необычный высокий статус жениха.
Через год у пары родилась дочь ОЛЬГА:
4 ИЮЛЯ 1891, Запись №25
Родилась ОЛЬГА. Родители Дорогобужский мещанин Пётр Михайлов и законная его жена Варвара Константинова, оба православные.
Восприемники: Дорогобужский купеческий сын Филипп Иванов и безземельная крестьянская девица Наталия Константинова.
Священник Александр Куркин
Псаломщик Илья Зыков
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1891 год, 48–3–14, Л.531об. – 532)
Ещё через год мать Ольги умерла от чахотки:
30 АВГУСТА 1892 года, Запись №21
Дорогобужского мещанина ПЕТРА АЛЕКСАНДРОВА МИХАЙЛОВА жена ВАРВАРА умерла в возрасте 22 лет от чахотки.
Погребение совершено священником Александром Куркиным с псаломщиком Ильёй Зыковым на кладбище при церкви.
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1892 год, 48–3–18, Л.580об. – 581)
В 1894-м году Пётр Михайлов женился вторым браком на купеческой дочери Марии Ивановне Никифоровой.
9 ФЕВРАЛЯ 1894 Запись №7
Жених: Дорогобужский мещанин Петр Александров Михайлов православного вероисповедания, вторым браком, 28 лет;
Невеста: Дорогобужская купеческая дочь девица Мария Иванова Никифорова, православного вероисповедания, 19 лет;
Поручители по жениху: Вяземского уезда Морозовской волости крестьянин Сергей Валерианович Семёнов и Дорогобужского уезда сельца Зарубежного дворянин Семен Львович Кусонский.
Поручители по невесте: Дорогобужский мещанин Михаил Иванов Никифоров и купеческий сын Василий Иванов Никифоров.
Священник Александр Куркин
Псаломщик Илья Зыков
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1894 год, 48–3–26, Л.580об. – 581)
Как видно, в этой записи тоже есть косвенное указание на родство с семьёй Евдокии Дмитриевны Семёновой: Сергей Валерианович Семёнов – это, очевидно, её двоюродный брат, сын того самого грамотного Аверьяна (Валерьяна) Семёнова, который проходил по делу о неповиновении крестьян в 1857 году, когда Путята вступал во владение Бессоновым.
В 1895 году у пары родился первый ребёнок – сын Илья, который впоследствии стал офицером:
7 АВГУСТА 1895, Запись №32
Родился ИЛИЯ. Родители Дорогобужский мещанин Пётр Александров Михайлов и законная его жена Мария Иванова, оба православные.
Восприемники: Дорогобужский купеческий сын Филип Иванов Никифоров и купеческая дочь девица Анна Иванова.
Священник Александр Куркин
Псаломщик Илья Зыков
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1895 год, 48-3-30, Л.444об. – 445)
Ещё через полтора года у Михайловых родился сын Иоанн:
5 ЯНВАРЯ 1897, Запись №3
Родился ИОАНН. Родители: Дорогобужский мещанин Пётр Александров Михайлов и законная его жена Мария Иванова, оба православные;
Восприемники: Дорогобужский купеческий сын Филип Иванов Никифоров и Дорогобужская купеческая дочь Анна Иванова.
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1897 год, 48-4-3, Л.561об. – 562)
19 февраля 1898 года Мария Ивановна родила дочь ЕВДОКИЮ (это и есть наша 1-я Евдокия), а спустя всего 3 месяца, 8 мая 1898 года, она умерла в возрасте 23 лет.
8 МАЯ 1898 года, Запись №15
Дорогобужского мещанина ПЕТРА АЛЕКСАНДРОВА МИХАЙЛОВА жена МАРИЯ ИВАНОВА умерла в возрасте 23 лет от натуральной болезни.
Погребение совершено 10 мая священником Александром Куркиным с псаломщиком Ильёй Зыковым на вновь отведенном кладбище при церкви.
(Источник: ГАСО, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви села Бессоново (Знаменское) за 1898 год, 48–4–7, Л.179об. – 180)
Пётр Александрович Михайлов не был счастлив в семейной жизни – в 33 года он остался вдовцом с четырьмя маленькими детьми. По всей видимости, больше он не женился.
Мария Ивановна Никифорова была из рода многочисленных дорогобужских купцов Никифоровых, которые уже с 1879-го года обживали хутор Костру, где ранее были господские владения Шагаровых, к тому времени давно заброшенные. Евдокия Петровна выросла без матери. Можно предположить, что её воспитывала бабушка, мать Петра Александровича. В 1917 году, во время Всероссийской сельскохозяйственной переписи Евфимия Александрова жила в доме сына в Дымском. Ей было тогда 70 лет.
Хозяйство у Петра Александровича было большим: у него было около 34 десятин земли, 7 лошадей, 7 голов крупного рогатого скота, 10 свиней. Поэтому держали работников, включая пастуха и кухарку.
Сохранились фотографии 1959 года с видами имения Петра Александровича Михайлова в Дымском: от него не осталось ничего.
Двоюродная сестра Евфимиии – 66-летняя Евдокия Дмитриевна, в то же время, в 1917-м году, жила в барском доме в Третьяково с 29-летней дочерью, двумя внучками – новорожденной Мариной и 8-летней Людмилой, их гувернанткой и зятем – дворянином Фёдором Николаевичем Кардо-Сысоевым.
Она не только доводилась тёщей сразу двум дворянам Кардо-Сысоевым – Василию Николаевичу и Фёдору Николаевичу, но и была кумой их отцу – Николаю Владимировичу Кардо-Сысоеву, так как они вдвоём крестили своих внучек.
Это была максимальная точка её социального взлёта. К её услугам были также кухарка и кучер. Дети Евдокии Дмитриевны – Анна и Александр, не просто были обученными грамоте, как их двоюродный дед Аверьян Семёнов, но получали образование в учебных заведениях в Москве, носили форменную одежду.
Разобраться в сетях, накинутых Евдокиями из простонародья на дворянские роды, действительно непросто. Например, историк Фокин в 1916-м году добросовестно записывал рассказы о личной жизни Путяты со слов старухи Глебихи. Как обычно у местных водится, рассказчица скакала при повествовании между разными темами: «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Слушатель её явно «поплыл» при прослушивании сбивчивых местных сплетен: кто кому жена, а кто кому любовница... Записать у него получилось так:
«Уж как барыня [1-я жена Путяты] этих горничных перебирала, гоняла их, а через них и погибель себе получила. Была одна, Петрина дочка, ту приняли, взяли так девчоночку маленькую, токареву дочку, отец ее бедный – тарелки, чашки делал, и сама некрасивая, в веснушках, подросла, полюбила барина, барин ее полюбил. Барыня волновалась, волновалась, болезнь на (?) сердце подошла, отвезли в Москву операцию делать, триста рублей доктор взял и зарезал барыню. А все от токаревой дочки, а барыня хорошая была, крестила у меня Андрюшу, я им о седьмом брюхе была, а Вася самый меньший. 11 детей у меня было, шесть сынов и две дочки померли, очень мне их жалко было. У барина сын был от токаревой дочки, Петр Ликсандрович, барин ему имение наделил».
Вряд ли Фокин вообще придавал большое значение правдивости этой информации. Записал, как понял и запомнил. Получилась не совсем правда – полуправда: вводящее в заблуждение утверждение, которое включает в себя некоторый элемент правды.
«Петрина дочка» – это, возможно, был скачок повествования Глебихи в сторону дочери самого Петра Александровича, не нашедший отражения в записях (но это не точно).
«Токарева дочка» – это сама Евдокия Дмитриевна Семёнова. Это уже точно, потому что в некоторых метрических записях именно так она и записывалась, когда выступала в качестве восприемницы у новорожденных: «Токарева». Но эта фамилия не прижилась ровно так же, как фамилии Капустин и Капралов.
«У барина сын был от токаревой дочки, Петр Ликсандрович, барин ему имение наделил» – сын «Пётр Ликсандрыч» действительно был, но не от «токаревой дочки», а от её двоюродной сестры Евфимии Александровой.
Фокин соединил всех действующих лиц в одну героиню. Барыня – Александра Александровна (помимо всего прочего, Фокин неправильно записал её имя, перепутав с женой священника – Марией Ивановной Солнцевой), умерла не в Москве, а в Санкт-Петербурге, где родилась. В Москву её привезли только хоронить.
Сбивать с толку неискушенных исследователей продолжил Андрей Константинович Жаворонков, который лично был знаком с потомками – двумя внучками – 3-ей Евдокии – Евдокии Дмитриевны Семёновой. Он ввёл в заблуждение утверждением, что мать той была простой крестьянкой из деревни Телятково. И это тоже полуправда. Мать была простой крестьянкой, но не из Теляткова, а из Комова, а, когда жила в Теляткове, была уже вяземской мещанкой, а затем вдовой вяземского мещанина.
Сверка слухов и народных легенд с документами способна приблизить к истине. Оказалось, что вполне возможно распутать эти сплетни при помощи записей в метрических книгах. На выходе — история, максимально приближенная к реальной. Главная фраза здесь: «Уж как барыня этих горничных перебирала, гоняла их». Т.е. горничных – дворовых девок, мещанок – было много. Но не все были так удачливы, как две внучки Михайлы Иванова и Семёна Евстафиева. Были и другие.
Одна из дочерей дворового человека Михайлы Иванова – Гликерия (Лукерья) Михайлова, вышла замуж за другого дворового – Тарасия Иоаннова. У них родилась дочь Фотинья (~1832 (31?) г.р.).
Фотиния упоминалась выше – она была в 1848-м году восприемницей у своей двоюродной сестры – Олимпиады, вместе с дворянином из сельца Леонькова Рудневым.
В 1872-м году у неё родилась незаконноприжитая дочь Евфросиния (1872_48–1–2831).
19 сентября 1872 года Запись №38
Родилась незаконная дочь Евфросиния у Вяземской мещанской девки Фотинии Тарасовой.
Восприемники: деревни Ермолина крестьянин Африкан Онуфриев и Вяземская мещанская дочь девица Наталья Онисимова.
Примечательно, что Наталья Онисимова – это тётка Евдокии Дмитриевны (родная сестра её матери). Она и сама имела незаконнорожденную дочь Агафью.
Вместе с Дмитрием Семёновым волю получил дворовый человек Козьма Павлов. В дворовые он поступил из деревни Телятково до ревизии 1834 года.
У Миропии Косьминой в 1879-м году родилась незаконная дочь Варвара.
В метрических книгах села Бессонова остались два намёка на особое происхождение Варвары: во-первых, священник Михаил Басов записал Миропию как «вяземская мещанская девица, проживающая при сельце Бессоново у Г.Путяты», что очень нетипично, а, во-вторых, восприемником при крещении был сам незаконнорожденный сын Путяты – Пётр Александрович Михайлов (ему тогда было 13 лет).
1 декабря 1879 года Запись №49
Родилась Варвара, незаконнорожденная, у вяземской мещанской девицы, проживающей при сельце Бессоново у Г.Путяты Миропии Косминой.
Восприемники: Дорогобужский мещанский сын Пётр, по крестному отцу Александров Михайлов и Дорогобужского уезда Какушкинской волости, проживающая при сельце Бессоново девица Ксения Алексеева.
Священник Михаил Басов,
И.Д. псаломщика Пётр Зыков.
Эта запись очень ценна и тем, что это единственное доказательство, что Пётр Александров Михайлов был незаконнорожденным (самой записи о его рождении не сохранилось).
Через два года Миропия оказалась уже не в сельце Бессоново, а в деревне Азеречня. У неё родились ещё два незаконнорожденных ребёнка: сын Александр в 1881 году и дочь Мария в 1885 году. Оба умерли вскоре после рождения. Судьба её оказалась незавидной – в Бессонове была большая конкуренция за благосклонность барина.
О Фотинье Тарасовой и Миропии Косьминой (как и о других мещанках, живших тогда при доме Путяты и имевших незаконнорожденных детей) ничего нельзя сказать наверняка. Но в деревне незаконнорожденность – вообще не тайна. Все всегда всё знают, как будто сами «свечку держали». Но, если к этому имел отношение помещик, то это не только не скрывалось, но и было предметом для гордости, которая пережила века.
Евдокия (Авдотья) Дмитриевна родилась приблизительно в августе 1850-го года в семье дворового человека Дмитрия Семёнова и его законной жены Ефросиньи Анисимовой. С 1857 года, когда Дмитрию Семёнову была дарована помещиком Телепнёвым свобода, они стали именоваться в документах вяземскими мещанами.
Мать Евдокии умерла в 1878 году в возрасте 65 лет (так в документе, на самом деле ей было 63 года) от тифозной болезни, будучи уже вдовой. В то время она жила в деревне Телятково. Очевидно, что именно по этой причине возникли сведения, что мать Евдокия Дмитриевны – простая крестьянка родом из Теляткова. Отец Дмитрий Семёнов умер до 1878, но не ранее 1858.
Где-то в это же время – в середине 1870-х их дочь Евдокию устроили горничной в господский дом в Бессонове. С 1876-го года её часто приглашали в восприемницы к новорожденным. Ей было тогда 26 лет. Наверняка, здесь не обошлось без влияния её тётки Натальи Анисимовой и двоюродной сестры Евфимии Михайловой, да и другой родственницы – Фотинии Тарасовой. У всех троих уже были неазаконнорожденные дети. Не надо обладать большой фантазией, чтобы предположить, что родственницы не только поспособствовали, чтобы Евдокию взяли в дом к Путяте, но и обучили её всем премудростям, которыми должна владеть горничная. За 4 года она добилась упрочения своего положения при дворе Путяты до такой степени, что 28 августа 1880-го года у неё родился незаконноприжитый сын от Путяты, которого нарекли Александром.
28 августа 1880, Запись №39
Родился незаконнорожденный сын АЛЕКСАНДР у Дорогобужской Вяземской мещанской девицы Евдокии Дмитровой Семёновой.
Восприемники: Потомственный почётный гражданин Матвей Григорьев Зверев и Сычевского уезда дочь умершего коллежского секретаря Вера Яковлева Смирягина.
Священник Михаил Басов.
И.Д. псаломщика Пётр Зыков.
Выбор восприемников вновь подтверждает особый статус новорожденного. Этот незаконноприжитой сын родился у Путяты при живой жене.
В 1885-м году от болезни почек у Путяты умерла законная жена Александра Александровна Путята.
Теперь Евдокия Дмитриевна перебралась из Бессонова в Москву. Крёстную своего сына она взяла с собой. Вера Яковлевна будет верным другом семьи.
Через 8 лет, в 1888-м году, родив, уже в Москве, второго ребёнка от Путяты – дочь Анну, она взяла в Знаменской церкви села Бессонова копию свидетельства о рождении сына за №8814 и потребовала исправить метрическую запись о его рождении, где она была записана как «дорогобужская мещанка»: вступивший с 1878 года в должность новый священник Михаил Басов явно перепутал двух фавориток Путяты, двоюродных сестёр: Евфимию и Евдокию.
Так Евдокия Дмитриевна обошла всех остальных фавориток, о чём уже было подробно рассказано. Но узаконивания своего положения ей пришлось ждать ещё 9 лет. Венчание дворянина Дмитрия Александровича Путяты и мещанской девицы Евдокии Дмитриевны Семёновой состоялось 5 октября 1897 года в Московской Богоявленской в Ямской Дорогомиловской слободе церкви. И здесь не обошлось без недоразумений: Евдокия Дмитриевна при бракосочетании была записана 45-летней и как московская мещанка Басманной слободы, что не соответствовало действительности. А для венчания понадобилось разрешение Епископа Тихона. По всей видимости, заключению брака предшествовали какие-то препятствия и связанные с ними хлопоты. Недаром для этого была выбрана не ближайшая церковь к месту жительства этой пары в Москве, а та, на кардинальную перестройку которой к 100-летней годовщине Бородинского сражения активно собирались денежные средства.
20 октября того же года жениху исполнилось 80 лет.
За два года до этого события (27 января 1895 года) и наша 2-я Евдокия – Евдокия Семёнова из Уварова, вышла замуж за дворянина Дмитрия Всеволодовича Якушкина (тому было 56 лет).
А через 137 дней после брака Путяты родилась его внучка, с которой мы начали рассказ – 1-я Евдокия, которая свяжет его род с родом Якушкиных.
У Путяты в это время уже был законный внук Николай, который родился 10 сентября 1882 года:
10 (крещён 26) СЕНТЯБРЯ 1882, Запись №139
Родился НИКОЛАЙ.
Родители: Состоящий в Ведомстве Министерства Иностранных дел Титулярный советник Алексей Димитриевич Путята и законная жена его Валерия Михайлова, оба первобрачные и православные.
Восприемники: Отставной Надворный Советник Димитрий Александрович Путята, а при купели был Генерал Лейтенант Пётр Иванович Мезенцов, вдова княгиня София Алексеевна Видбильская, а при купели была девица из дворян София Михайловна Шиловская.
(копия 4 марта 1900, 27 марта 1934)
Протоиерей Николай Проценкев.
Псаломщик Петр Кутузов.
(Источник: ЦГИА Спб, Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти Сергиевского собора за 1882 год, 19-125-395_86)
Николай Алексеевич унаследовал от отца и деда уникальные умственные способности и стал математиком, преподавал в Горном институте.
Завершая рассказ о незаконнорожденных, следует напомнить, что бабушка мужа 1-й Евдокии – уваровская крестьянка Евдокия Семёнова, которая родила Дмитрию Якушкину 10 детей, была незаконнорожденной уже сама у своей матери, дочери дворового человека, Дарьи Васарионовой. Поэтому, бог весть, какие ещё дворянские или другие роды продолжились этой ветвью…
В школе на уроках истории об этом не рассказывают: век 19-й ознаменовался не только отменой крепостного права, но и либерализацией нравов. Такая свобода привела к смене элит эволюционным путём. На передовой этого эволюционного процесса были женщины.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня