Материал страницы был обновлен 06.10.2023 г.
Долгое время Третьяково имело два названия – Третьяково и Волково. В конечном итоге победило Третьяково. Про Волково теперь знают только архивисты и интересующиеся историей.
Село в конце XVI века входило в Гжельский стан Вяземского уезда. Свое название оно получило от имени владельца – Третьяка Якушкина, представителя смоленского дворянского рода Якушкиных.
Впервые Третьяково упоминается в писцовой книге Вяземского уезда 1594/1595 г. как сельцо Волково на речке Гжелке:
За стрелецким головою Третьяком Семеновым сыном Якушкиным, что было за Иваном Семеновым сыном Носовым сельцо, что было селище Волково на речке Гжелке.
Там же упоминается Мальцово:
...да к тому же селу припущено в пашню селище Мальцово.
Третьяк Семенович Якушкин оставил заметный след в истории.
Отцом Третьяка был Семён Иванович Якушкин – истопничий при царском дворе. «На лестнице мимо царевичевых хором от сенника Стоять истопничему Семёну Якушкину» – описывалось участие дворянина в свадьбе Ивана IV Грозного и Марфы Васильевны Собакиной.
Согласно Боярскому списку 1588-1589 гг. Третьяк Семёнович являлся выборным дворянином по Вязьме. На момент русско-шведской войны, в 1590/91 годах Якушкин – стрелецкий сотник. В 1594 году стрелецкая голова Третьяк значится владельцем Волково, да Холма и 16 деревень в Гжельском стане Вяземского уезда, среди этих обширных владений была и деревня о четырёх дворах, «да бобылей два двора» – Енино.
По указу царя Федора Иоанновича в 1596 г. были посланы на укрепление южных русских границ, на Донец «ставить города» воеводы М.В. Ноздреватый, кн. А.Р. Волконский и стрелецкие головы Иван Лодыженский и Третьяк Якушкин. Ими были основаны для обороны южных рубежей Руси от набегов крымских татар города Белгород, Оскол, Валуйки. Таким образом, Третьяк Якушкин является основателем одного из губернских городов России.
В 1601 году Третьяка Семёновича вновь посылают в Валуйки: «А на Волуйку Матвей Васильевич Бутурлин да головам: Максим Денисьев сын Ивашкин да Третьяк Семенов сын Якушкин».
Во время Смутного времени Третьяк Якушкин находился в Новгороде (Великом). Историк А.А. Селин в работе «Новгородское общество эпохи Смуты» приводит данные, что в 1612 году Якушкин бил челом новгородскому правительству с просьбой выдать ему денег на погребение умершей жены. В челобитной указывалось о крайней бедности дворянина: «нит ни хлеба, ни соли, нет ни единые денги».
Третьяк Семёнович пережил события Смуты, купил себе новый дом в Новогороде. Упоминания о нём можно найти и в позднейшем делопроизводстве, когда в спорах за землю обращались к истории тех или иных мест, входивших когда-то в якушкинские владения.
Нерукотворным памятником Третьяку Семёновичу является деревня Третьяково, получившая своё название от его имени.
В 1861 г., с введением волостного деления уездов, Третьяково находилось в Жуковской волости Вяземского уезда, а с 1894 года – в Городищенской волости: 7 вёрст до железнодорожной станции Алфёрово и 8 вёрст до железнодорожной станции Издешково.
Впервые село Волково упоминается в 1594/1595 гг. в Писцовых книгах Василия Волынского со товарищи. В селе находились деревянная церковь Николы Чудотворца с приделом Фрола и Лавра, двор помещика, три людских двора, а также дворы двух попов, пономаря, проскурницы [женщина, ответственная за выдачу просфор], две кельи нищих:
...а в селе церковь Николы чудотворца да пределы Флора и Лавра, древяны, а на церковной земле дворов: во дв. черной поп, во дв. поп, во дв. понамарь, во дв. проскурница, да 2 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии [1].
По переписной книге 1677/1678 г., селом Волковом владел Семён Григорьевич Греков. В селе строилась новая церковь Преображения Господня [2].
Согласно описанию прихода 1774 г., в Третьякове стояла двухпрестольная деревянная церковь: главный престол – во имя Преображения Господня, в приделе – Святого Великомученика Иоанна Воина.
«Села Волкова-Третьякова церковь деревянного здания, двухпрестольная, из коих настоящий храм во имя Преображения Господня, да в приделе вверху Святого Великомученика Иоанна Воина. Оная церковь построена при речке Вжелке [Гжелка] в 1771 году тщанием и старанием вкладчика майора Михаила Авдеева сына Ртищева [скорее всего ошибка], с вотчинником того села капитаном Александром Максимовым сыном Грековым, с прихожанами. Около оной церкви ограды не имеется. В 1774 году в причте поимеванного села состояли: 1 священник, 1 дьякон и 2 причтеника, в приходе было 107 дворов [2*]». [3]
Михаил Ртищев и Александр Греков в 1899 году были занесены в список деятелей Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования [4].
В Генеральном межевании 1776-1779 гг. владельцем села Волково, Третьяково тож с деревней Алферово значится Александр Максимович Греков [5]. После смерти Александра Максимовича в 1791 году село перешло к его жене Татьяне Федотовой, а потом и к сыну Петру Александровичу.
Подробнейшее описание жизни в селе Волково (Третьяково) представлено в Клировой ведомости 1878 года:
<…>
4. Утварь достаточна
<…>
6. Земли при оной церкви 42 десятины, из коих три десятины усадебной, девятнадцать пахотной, двенадцать сенокосной, девять под кустарником и шесть десятин болотистой. Плана и межевой копии на оную землю нет, а значится оная в плане Васильчиковой. Оною землёю священно-церковно-служители живутся сами.
7. Дворы у священно-церковно-служителей деревянные, содержатся на церковной земле.
8. Жалованьем на содержании священно-церковно-служителей штатных получается из государственного казначейства сто пятьдесят рублей. Из них священник получает 88 рублей 22 коп., дьякон 35 рублей 28 коп. и пономарь 23 р.52 коп. Село принадлежит к 6 классу.
9. Здания, принадлежащие сей церкви: деревянная караульня, построенная в 1852 году священником Алексеем Белявским и ветхая, каменная, близ церкви караульня, построенная г.Якушкиным.
10. Расстоянием оная церковь от Духовной Консистории в 135 верстах, от местного благочинного в 20 верстах.
11. Ближайшие сёла к сей церкви: Гжель в 5 верстах, Городище в 6 верстах, Сережань и Богдановщина в 7 верстах.
12. Причтенной церкви при оной нет.
13. Домовой церкви в оном приходе нет.
14. Опись церковного имущества есть, сделана в 1854 году, <…>
15. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной, вычитая в 1857 году <…>.
16. Копии с метрических книг за утратою 1805 и 1806 с 1791 года хранятся в целости.
17. Исповедальные росписи с 1824 года за исключением 1825 года хранятся в целости.
18. В обыскной книге [3*], выденной за шнуром и печатью Смоленской Духовной Консистории 2 сентября 1870 года за №7200, скреплённой членом Духовной Консистории Протоиреем Иоанном Непелепаевским, писанных 64 листа, а не писанных 46 листов» [6].
На 1897 год [4*] храм выглядел следующим образом:
«Храм деревянный, на каменном фундаменте, пострен в 1772 году [дата приведена ошибочно] капитаном Александром Максимововичем Грековым. Престолов два: в настоящий — во славу Преображения Господня и придел — во имя славу великомученика Иоанна Воина, холодный. Особенно почитаемая польз., икона Почаевской Божией Матери, считаемая чудотворной. Прихожан 685 мужского полу и 751 женского полу; расстояние. 11 селений [в] 1-10 верстах. Земли церковной 40 1/2 десятин, в том числе усадебной 2 десятин, 10 1/2 десятин пахатной, 12 десятин сенокосной, 9 десятин под кустарником и 7 десятин болотистой. Жалованье священника, получает 90 рублей, псаломщика 24 рублей Священник Феодор Иаковл. Строгонов, 29 лет, студент семинарии 1891 г., священник с того же года. Псаломщик Алексей Петрович Страхов, 44 лет. В приходе 3 школы грамоты, учащихся до 50 человек. От благочинного. 5 вёрст. Адрес: станция Издешково, Московско-Брестской железной дороги [7] »
21 ноября 1908 г. в селе Третьякове был освящен новый теплый пятиглавый каменный храм, возводившийся с весны 1902 г. под наблюдением председателя строительного комитета священника Фёдора Строганова. Им же были построены двухэтажный корпус церковно-приходской школы, в котором расположилось и жильё священнослужителей:
«Село Третьяково, Вяземского yезда. Освящение вновь построенного храма. Двадцать первого ноября минувшего года в ceле Третьякове, Вяземского yезда, происходило освящение новогo теплого каменного храма. Этот храм начат постройкой весной 1902 года и строился до текущего года под наблюдением председателя строительного комитета местного священника о. Феодора Строганова. Храм выстроен пятиглавый, — обширный, светлый и просторный. По распоряжению Его Преосвященства освящение храма совершено кафедральным пpoтoиepeeм о. Иоанном Соколовым в сослужении окружного благочинного священника, о. Александра Куркина, священников церквей, Вяземского yезда, Гжельской о. Н.Белкина, Городищинской о. А.Волочкова, Краснинскаго yезда, Покровской, о. Иоанна Строганова и строителя храма о. Ф.Строганова. Непосредственно после освящения о. Феодором сказано было поучение о значении храма для христианина, а пред окончаниeм литургии — о. протоиереем Соколовым. В своем слове о. протоиерей с похвалой и благодарностию отозвался о местном священнике, построившем двух-этажное здание Третьяковской церковно-приходской школы и каменную церковь и выразил глубокое сожалениe о том, что в виду перемещения о. Ф. Строганова на должность yездного наблюдателя церковных школ, село Третьяково лишается в нем своего благоукрасителя, а приход примерного по трудолюбию и служебной исполнительности священника.»
Прихожанин с. Третьякова. [8]
Храм был возведён прихожанами из кирпича, изготовленного жителями деревни Малое Алферово на своих 8 кирпичных заводах. Можно утверждать, что на малоалфёровских заводах отсутствовало клеймирование изготовленных кирпичей. Краевед и историк, уроженец Малого Алфёрова– Андрей Константинович Жаворонков утверждал, что на церкви была памятная доска с благодарственной надписью: «Благодарить жителей деревни Малое Алфёрово за изготовление кирпича для церкви самого превосходного качества».
Относительно качественной составляющей строительного материала сохранившихся строений, нужно отметить, что дом причта имеет двухслойную структуру: внутренний состоит преимущественно из кирпичей низкого качества, имеющих многочисленные вкрапления, внешний – из лучших.
На 1909 год в селе Третьяково церковного дома нет, церковной земли 40 десятин, прихожан: мужского пола 778, почтовый адрес: станция Алфёрово Московско-Брестской железной дороги [9].
Отдельного рассмотрения заслуживает история Третьяковской школы, тесно связанная с историей храма. Первая школа в Третьякове появилась в конце XIX века. В 1902 году постановлением Школьной комиссии от 23 сентября – 4 октября за №1868, утверждённым Его Преосвященством архиепископом Смоленским Петром, Третьяковская и Ларинская школы грамоты были переформированы в церковно-приходские. Заведующим и законоучителем школы стал священник села Третьяково Фёдор Строганов. На 1910 год учителем Третьяковской школы был Александр Николаев, отмеченный наибольшей исполнительностью, "усердием и успехом преподавания". 22 марта 1910 г. Александр Николаев "слушатель Московских пастырских курсов" был назначен исполняющим дела псаломщика к Николаевской церкви города Белого. В 1914 году в школе существовал школьный хор. Особым усердием в деле преподавания и заботой о школе отметился священник Иоанн Строганов (на посту с 1909г.). На ноябрь 1916 г. в Третьяковской церковно-приходской школе было 72 учащихся.
В 1923 г. помимо каменного храма продолжала существовать и упраздненная к тому времени старинная деревянная церковь. По воспоминаниям старожилов, деревянный храм был разобран в 1928 г. и перевезен в деревню Куракино, где из него была выстроена школа.
Каменный храм взорван в марте 1943 г. немецкими войсками при отступлении. Ныне от него на Третьяковском кладбище видны лишь остатки фундаментов, также сохранились руины кирпичного дома причта – двухэтажного корпуса церковно-приходской школы. История школы в Третьякове неразрывно переплелась с историей храма.
О том, как немцы взрывали храм, рассказал Кузнецов Василий Иванович (1930 г.р. родом из Болохнят, во время войны жил в Третьяково):
«Взрыва было два. Сначала был взорван купол поменьше, и было очень много пыли, а главный купол остался стоять. А потом фашисты заложили много тола и взорвали ещё раз. Взрыв был очень сильный, в домах все стекла повылетали. Восточная стена чуть держалась, потом деревенские бабы с детишками растащили кирпичи на печи, ведь они жили в землянках».
Фото Церковь Спаса Преображения в Третьякове на https://sobory.ru/photo/312114 (народный каталог православной архитектуры).
В 1799 г. в селе находилось 4 двора, в которых жило 29 мужчин и 19 женщин. В деревне Алферово – 6 дворов с 26 мужчинами и 29 женщинами. Владельцами поместья являлись капитанша Татьяна со своими детьми – подпоручиком Петром и девицей Анной Грековыми. В деревне Алферовой еще 4 дворами (23 мужчины и 22 женщины) владела поручица Анна Радванская.
В 1838 году к приходу церкви Преображения Господня относилось всего 10 деревень:
Эти селения в большинстве своём устойчиво прописывались за приходом и до 1838 года и после. Однако, существовали и важные изменения.
7 мая 1857 года благочинным священником села Сережани Константином Орловым было подано прошение архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Тимофею о присовокуплении к его смотрению села Третьяково взамен села Станище, которое он просил передать в смотрение смежного благочинного Якова Смирягина. Резолюцией, наложенной на документ, село Станище было передано от Орлова, к сожалению, уточнение по поводу Третьяково в документе отсутствовало [10].
На 1881 год приход входил во 2-ой Благочинный округ Вяземского уезда [11], а также в пятый десяток Вяземского училищного округа Смоленской епархии [12]. В 1889 году во время выборов депутатов на окружно-училищные и обще-епархиальные съезды духовенства Третьяково (Вяземский училищный округ) вошло во второй участок [13]. Известно о том, что из села Третьяково в 1913 году не было прислано описание прихода [14] в адрес Смоленских Епархиальных Ведомостей, хотя это и было необходимо.
В 1838 г. в селе Третьяково было 4 двора: 3 духовных дома и 1 – помещика. Проживало 36 жителей – 23 мужского пола и 13 женского.
Имя | Год рождения |
---|---|
Священник Димитрий Алексеев | 1781 |
жена его Анна Полиектова | 1786 |
дети их Максим | 1819 |
Елисавета | 1823 |
Константин | 1828 |
Диакон Василий Иванов Попов | 1795 |
жена его Мария Афонасьева | 1796 |
дети их Алексей | 1816 |
Агрипина | 1820 |
Пётр | 1821 |
Андрей | 1824 |
Иоанн | 1833 |
Георгий | 1836 |
Дьячок Тимофей Иванов | 1794 |
жена его Праскева Васильева | 1791 |
дети их Акилина | 1820 |
Евдокия | 1828 |
Внештатный дьячек Василий Андреев вдов | 1771 |
Пономарь Иоанн Иаковлев холост | 1815 |
Отставной унтер офицер Иоанн Прокофьев | 1774 |
жена его Феодосия Понтилеева | 1791 |
дети их Иоанн | 1820 |
Параскева | 1821 |
Диаконская дочь девица Марфа Иосифова | 1779 |
Работник у священника Косьма Иоанов | 1801 |
Работница девица Матрона Иаковлева | 1823 |
Источник: ГАСО Ф.48 оп.2 д.616 (Волково). Документы Смоленской духовной консистории, исповедальная ведомость церкви села Волково Вяземского уезда за 1838 год.
В 1838 году в селе Третьяково находится дом генерала Дмитрия Васильчикова (владельца усадьбы «Аделаидино», которая входила в приход села Сережани) и проживают его дворовые люди:
Имя | Год рождения |
---|---|
Дворовые люди: Савва Евсигнеев | 1787 |
жена его Елена Трофимова | 1786 |
сын их Георгий | 1830 |
Ольга Косьмина вдова | 1797 |
дети ея Димитрий | 1823 |
Гавриил | 1830 |
Василий | 1835 |
Алексий | 1837 |
Никифор Иванов холост | 1796 |
вдова Пелагея Герасимова | 1777 |
Источник: ГАСО Ф.48 оп.2 д.616 (Волково). Документы Смоленской духовной консистории, исповедальная ведомость церкви села Волково Вяземского уезда за 1838 год.
Других жителей и домов в Третьяково в то время не было.
С полным списком жителей прихода Спасо-Преображенской церкви села Волкова, в который в 1838-м году входило 10 деревень, можно ознакомиться здесь.
По сведениям 1859 г., в селе насчитывалось 4 двора, 9 мужчин, 12 женщин. В 11 окрестных селениях было прихожан 685 мужского пола и 757 – женского.
По списку населенных мест 1904 г., в Третьякове было 5 дворов, в которых жили двое мужчины и пять женщин, 6 августа проходила Преображенская ярмарка.
Источник: Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904 г.
В 1774 году в селе Третьяково были 1 священник, 1 дьякон и 2 причтенника. К 1873 году «по церковному штату положено: 1 священник и 2 причтенника» [15]. В 1918 году в селе находился один священник.
1918 году священническое место уже стало вакантным.
После должность дьячка в Волково не существовала.
Исполняющим дела псаломщика в последние годы своего служения отмечался Николай Полканов. После 1883 года эта должность утвердилась в Третьяково окончательно.
На 1917 год псаломщика в селе Третьяково не было.
– На 1878 год сторожем числился крестьянин деревни Алфёрово Сережанской волости Василий Семёнов 57 лет, был выбран на должность приходом. Был человеком честного поведения.
16 декабря 1871 года Его Преосвященством архиепископом Серафимом было учреждено Волковское приходское попечительство [10*]. Председатель: поручик Алексей Павлович Сопорович, сын генерала Павла Сопоровича, владельца Голочёлово, Куракино и др. Непременные члены: священник Алексей Белявский, церковный староста Ефрем Петров, волостные старшины [11*]: Жуковоской волости Михаил Константинов, Сережанской – Алексей Осипов [94].
31 декабря 1875 года архиепископ Иосиф утвердил попечительство на второе трёхлетие. Попечителем избран потомок владельца Третьяково, генерала Дмитрия Васильчикова, гвардии ротмистр Виктор Николаевич Васильчиков. Виктор Николаевич - кавалергард, вышел в отставку в 1869 году. Женился на купеческой дочери Елене Николаевне Савельевой [95]. Свои должности сохранили А. Белявский, Е.Петров, А.Осипов. Непременным членом стал и Жуковский волостной старшина Лукьян Николаев [96].
Весною 1882 года попечительство было вновь утверждено [97]. Подошедшее к концу трёхлетие (1878-1880) стало отчётным. Отчёт о деятельности Волковского приходского попечительства был опубликован в Смоленских Епархиальных Ведомостях [98]:
Волковское приходское попечительство, открытое с благословения Преосвященного Серафима, бывшего Епископа Смоленского в 1871 году, ныне просуществовало свое третье трёхлетие. В отчетном трехлетии оно состояло из следующих членов: Председателя, Гвардии Ротмистра Виктора Николаевича Васильчикова, непременных членов попечительства священника Алексея Белявского, церковного старосты крестьянина Ефрема Петрова, прапорщика Дмитрия Всеволодовича Якушкина, и. д. старшины Жуковской волости, Григория Пахомова, старшины Сережанской волости Алексея Осипова и 25 членов попечительства, приходских крестьян. В отчетном трехлетии было четыре заседания. Одно из таких было 21 ноября 1878 года, под председательством Васильчикова, причем присутствовали все члены попечительства. Второе заседание было 9-го декабря 1879 года. На этих заседаниях положено было для приобретения средств на украшение церкви, носить кружку во время молебствий в деревнях и предлагать хозяевам жертвовать на этот предмет. Вследствие этого каждый раз при отправлении `раз в приходе крестьяне приглашались к пожертвованию в пользу церкви, и кроме того за каждою воскресною и различною службою производился сбор в церкви. Следствием этого оказалось, что в это время было собрано 25 р. 83 к. Собрание постановило собранный деньги принять в кассу и продолжать сбор и на будущее время. Третье заседание было 6 января 1880 г., во время этого заседания положено было членами попечительства стараться окрасить церковь извне [снаружи] и просить у епархиального начальства разрешения приступить к исполнению доброго намерения. Разрешение последовало, церковь в 1880 году была окрашена и ограда починена. Четвертое заседание было 25 декабря 1880 г.
Постоянных источников дохода попечительство не имеет. Случайные источники: сбор в кружку в церкви и в домах прихожан при богослужении, а также добровольные пожертвования.
1. Осталось от 1877 года в пользу церкви 25 рублей.
2. Поступило в 1878 году в пользу церкви 55 рублей. Итого 80 рублей. Израсходовано в 1878 году денег на украшение церкви 80 руб.
1879 год. От 1878 года в следующем году денег не осталось. В 1879 году поступило: в пользу церкви 25 р. 83 коп. Итого 25 руб. 83 копеек. В сем 1879 году расходования на церковь не было.
1880 год. От 1879 года осталось к 1880 году 25 руб. 83 коп. В 1880 году поступило в пользу церкви 409 руб. 17 копеек. Итого 435 руб. В 1880 году израсходовано на церковь денег 430 руб. Осталось в попечительстве денег 5 рублей.
Как видно из представленного отчета о приходе и расходе денег попечительства, деятельность попечительства состояла в следующем.
А. В пользу церкви собрано 515 руб., из которых 510 руб. употреблено на починку церковной ограды, окрашивание крыши и наружных стен церкви. Осталось 5 руб., и они находятся в кассе попечительства.
Б. В нравственном отношении попечительство старалось возбудить в прихожанах усердие к церкви.
Тысяча восемьсот восемьдесят первого года месяца сентября 27 числа Вяземского уезда села Волкова Преображенской церкви прихожане на основании изъясненных в Высочайше утвержденном положении во 2 -й день августа 1861 г., о приходских попечительствах, изъявили желание при своей приходской церкви возобновить попечительство на четвертое трехлётие. О чём из среды своей по выбору общим собранием представляешь список членов Волковскаго приходского попечительства.
I. Председатель Попечительства:
1) Гвардии Ротмистр Виктор Николаевич Васильчиков.
II. Непременные Члены:
2) Священник Алексей Белявский,
3) Церковный Староста, крестьянин, Ефрем Петров,
4) Прапорщик Дмитрий Всеволодович Якушкин,
5) И. д. волостного Старшины крестьянин, Григорий Пахомов,
6) Сережанской волости Старшина Алексей Осипов.
III. Члены попечительства доверенныѳ от прихожан:
7) Вяземский мещанин Иван Григорьев Яковлев [сельцо Косняковка],
Алферовскаго общества крестьяне д.[Малого] Алферова,
8) Сельский Староста Мамонт Архипов,
9) Василий Капитонов,
10) Евсигней Игнатьев,
11) Василий Павлов,
12) Антон Ефремов,
он же и делопроизводитель.
Деревни Бели крестьяне
13) Артемий Фотиев,
14) Тарас Петров.
Энинскаго общества крестьяне д.Энина [Енино]
15) Устин Антонов [9*],
16) Зосим Игнатьев.
Деревни Бородина
17) Стефан Иванов.
Горловскаго общества крестьяне д.Горлова
18) Сельский Староста Мирон Михайлов,
19) Дмитрий Кондратиев.
Деревни Куракина
20) Кирей Васильев,
21) Алексей Павлов,
22) Калинник Павлов,
23) Иван Андреев.
Деревни Дальнего Алферова
24) Ананий Максимов,
25) Стефан Петров,
26) Исак Авдеев.
Дубковского общества крестьяне д.Дубков
27) Дмитрий Владимиров,
28) Иван Стефанов.
Деревни Уварова
29) Сельский Староста Феодор Анисимов,
30) Платон Егоров,
31) Тихон Стефанов.
За отсутствием Председателя, Непременный Член, священник Алексей Белявский [13*].
Результатами активных действий попечительства под руководством Васильчикова стали всесторонние ремонт и украшение деревянного Спасо-Преображенского храма, его окраска, приведение в порядок церковной территории. Вплоть до 1917 года, и, скорее всего, после него ремонт деревянного храма более не проводился. Стараниями попечительства он был приведён в порядок на многие десятилетия вперёд.
1871 год. Церковный староста села Волково, крестьянин Ефрем Петров пожертвовал из собственного капитала 250 рублей на устроение новой железной кровли [99].
1876 год. 8 марта преподано Архиепископом Иосифом Архипастырское благословение прихожанину села гвардии ротмистру Виктору Васильчикову, церковному старосте Петрову, приходскому попечительству за исправление церковной ограды, возобновление иконостаса и прочие украшения по церкви с употреблением свыше 1500 рублей [100].
1877 год. Прихожанам села Третьяково, в том числе за пожертвования размером 310 рублей Виктору Николаевичу Васильчикову, 80 рублей старосте Петрову, приходскому попечительству за жертвование 200 рублей и священнику Белявскому, за пожертвование в 20 рублей, Его Преосвященством архиепископом Иосифом преподано Архипастырское благословение [101].
1882 год. На возобновление церкви пожертвовано председателем приходского попечительства Виктором Васильчиковым 25 рублей, церковным старостой Ефремом Петровым 110 рублей, членом попечительства 25 рублей, прихожанами 55 рублей [102].
1902-1908 год. Крестьянину Максиму Спиридонову за труды по сбору денег на строительство кирпичного Спасо-Преображенского храма и крестьянину Иосифу Калллинникову за усердное прохождение должности представителя от прихожан села Волково было преподано Архипастырское благословение Архиепископа Феодосия [103].
1914 год. Преподано благословение с выдачей установленных свидетельств безземельному крестьянину Николаю Петрову Крейнину, проживавшему временно при станции Алфёрово Московско-Брестской железной дороги, за пожертвование, сделанное им в церковь села Третьяково [104].
1917 год. Мещанин Алексей Иванович Яковлев пожертвовал в храм два священнических облачения ценою в 250 рублей, за что 23-го февраля ему было преподано Архипастырское благословение Архиепископа Феодосия [105].
1876 год. От села Волково в пользу бедных духовного звания пожертвовано 1 рубль 92 копейки [106].
1886 год. В период с 01.05 по 03.10.1886 в Братство преподобного Авраамия Смоленского [14*] от священника Белявского и старосты села Волково пожертвованы 1 рубль 20 копеек [107].
1889 год. От прихода села Волково в Смоленский Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества пожертвовано 3 рубля 20 копеек [108].
1890 год. Пожертвовано весною из села Волково в Смоленский Епархиальный комитет Православного Миссионерского Общества в размере 2 рублей [109].
1891 год. В Смоленский Епархиальный комитет Православного Миссионерского Общества от прихода пожертвовано 1 рубль 15 копеек [110].
1892 год. В пользу голодающих из Третьяковского прихода пожертвовано суммарно 3 рубля 25 копейек111. Священник Фёдор Строганов оставил членский взнос в Братстве Преподобного Авраамия в размере 3 рублей [112].
1893 год. Действительный член Смоленского Авраамиевского общества оставил членский взнос в размере 3 рублей [113].
1895 год. В апреле Третьяковским приходом пожертвовано в Смоленский Епархиальный комитет Православного Миссионерского Общества 93 копейки [114].
1896 год. Из села Волково пожертвовано в Смоленский Епархиальный Комитет Православного Миссионерского Общества в апреле 85 копеек [115].
1898 год. Священник села Волково пожертвовал в Братство Преподобного Авраамия 2 рубля [116].
1900 год. Староста села Волково Дмитрий Владимиров пожертвовал на домовую церковь Вяземского духовного училища 2 рубля [117]. Священник Строганов Фёдор пожертвовал 2 рубля в братство Преподобного Авраамия [118].
1914 год. От Третьяковского приходского попечительства в период с 31 октября по 15 ноября пожертвовано в Смоленский Епархиальный комитет помощи жертвам войны 54 рубля, 54 кальсон, 24 полотенца, 1 скатерть, 1 простыня, 11 портянок, 4 платка, 8 пар носков, 2 сенника. Пожертвование доставлено священником Иоанном Строгановым [119].
В Третьякове на кладбище при церкви были похоронены:
В начале 1960-х на кладбище Третьякове появилась могила учителей Голочёловской школы. Их останки были перенесены с прежнего места захоронения у деревни Горлово. Перезахоронением руководил Соловьёв Николай Дмитриевич (коллега расстрелянных).
В январе 1942 года, когда местность вокруг Третьякова была оккупирована немецкими войсками, в деревне Голочёлово разыгралась трагедия, которая привела к гибели двух семей школьных учителей. Сначала были арестованы двое учителей Голочёловской средней школы: Толкачёв Пётр Никитович и директор Селедцов Андрей Семёнович. За мужьями, уводимыми немцами, бросились их жёны, тоже учительницы – Наталья Васильевна Воробьёва, жена Селедцова, и Мария Афанасьевна Толкачёва. Вслед за родителями побежала дочь Селедцова и Воробьёвой – семилетняя девочка Галя. Точные обстоятельства причин их ареста до сих пор неизвестны. Возможно, что их заподозрили в связях с партизанами и возложили на них вину за гибель немецких солдат и офицеров. После недолгого следствия в доме старосты, находившегося в Третьякове, учителей повели на казнь и расстреляли у северо-восточной окраины деревни Горлово. Вместе с родителями была расстреляна девочка Галя.
Несмотря на практически полное разрушение церковного ансамбля села Третьяково-Волково в XX веке, некоторые части ушедшей церковной жизни сохранились.
Были утрачены:
– Деревянная Спасо-Преображенская церковь
– Кирпичная Спасо-Преображенская церковь
– Некрополь села, включая могилы внутри церковной ограды, старое кладбище. Взрыв кирпичного храма погрёб под собой и большую часть нового кладбища [15*].
– Получил серьёзные повреждения, превращённый в руины дом причта.
На месте разрушенного кирпичного храма был установлен поминальный крест с надписью: «На сем месте построена церковь Преображения Господня, разобрана в 1928 г. В 1909 году возведён храм, взорван немцами в 1943 г.» Просим обратить внимание читателей, что данная запись, несмотря на ошибочное приведение части фактов (в том числе дат и местоположения церквей), носит скорее лирический характер, призванный напомнить о важной странице истории. Данный крест является единственным памятником разрушенному храму.
9 июля 2022 года в развалинах дома причта был организован субботник, в котором приняли участие активные граждане, подвижники. Разрушенное здание было очищено от травы, кустарника, деревьев. Был вывезен мусор, собраны кирпичи. У дома установлена табличка, гласящая: «Дом причта 1902-1908 гг. постройки. Памятник истории и культуры».
Рост нынешнего исследовательского интереса к селу Третьяково во многом связан с его вхождением в культурно-краеведческое пространство Енинского края.
Примечания составителя статистической информации – Рыжова И.Р. (краеведа деревни Енино).
Администратор сайта благодарит:
Игоря Рыжова (краеведа деревни Енино)
за активную помощь в подготовке историко-статистического описания села Третьяково, розыск и предоставление архивных данных. Скрупулёзный сбор кусочков исторических фактов, выуживание относящихся к округе Енина слов и строчек из огромной массы текстов позволили отделить от общей информационной массы историю Третьякова и создать объемную достоверную картину прошлого, насыщенную именами, датами и событиями.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня
Историография
Публикации
Дьяченко С.С., Дворяне Грековы. 2021. Грековы (alferovo.ru)
Дьяченко С.С. Метрические книги села Третьяково. Обработанные метрические материалы по селу Третьяково, включающие инструкцию по работе. 2022. Метрические Третьяково (alferovo.ru)
Дьяченко С.С. Субботник в Третьяково. 2022. Субботник в Третьяково (alferovo.ru)
Рыжов И.Р. Алексей Белявский и его приход // Край Смоленский, 2023.№8. С.13-16.
Рыжов И.Р. Дело о наличии места священника в церкви с. Третьяково-Волково. История церковного прихода на стыке эпох.2022. Дело о наличии места священника в церкви с. Третьяково-Волково (alferovo.ru)
Рыжов И.Р. Третьяковская школа. Исторический образовательный центр Енинского края. 2022. Третьяковская школа (alferovo.ru)
Шорин Ю.Н. Из истории сёл Сафоновской земли. Третьяково (Волково) //Край Смоленский, 2014.№12.С.117-118.
Чижков А.Б., Гурская Н.Г. Каталог с картами расположения усадеб. Смоленск, 2009. Третьяково.
Упоминания в публикациях.
Дьяченко С.С. Легенды Уварова. Предание о Платоновой десятине // Енная земля, 2023. №2.С.6-11.
Жаворонков А.К. С чего начинается родина. Сафоновская правда. № 7(9683), 19.01.1995. С.3.
Рыжов И.Р. Данилова Наталья и её родословная. К 95-летию со дня рождения старожила // Енная земля, 2023. №2.С.12-17.
Рыжов И.Р. Енино, или как восстанавливалась история. 2020. Игорь Рыжов о деревне Енино (alferovo.ru)
Источники:
Примечания
Просим обратить внимание: даты, приведённые в статье, указаны по старому стилю.
[1*]изначально село именовалось Волково («Волкова»), приставка Третьяково относительно села появилась позже, а к началу ХХ века встала на первое место. Изначально - Волковым назвалась часть поселения с церковью, расположенная рядом усадьба вела же своё название от Третьяка Семёновича Якушкина - в XVI веке местного помещика.
[2*]в документе присутствует ссылка на оригинальный источник: «Исполн. 1774 г. №11.п.18 лист 53.»
[3*] «Обыскная книга»- или же брачные обыски – документы, фиксировавшие факты бракосочетания и обстоятельства заключения брака с перечислением выполнения обязательных для вступления в брак условий.
[4*] данный материал был также опубликован в СЕВ №1. 1898. С.176. Текст приводится в обработке составителя статистической части.
[5*] Запись о рождении Фёдора Иоанновича (04.02) встречается в метрической книге села Волково (ГАСО.Ф.48.Оп.1.Д.308). Запись №1 от 8 февраля 1803 года. Общие сведения обоих записей идентичны: родители - священник Иоанн Мефодиев и законная жена его Ксения Родионова. Крещение проведено священником Леонтием Петровым (Юхновский уезд, село Фатова Завода) и причтенниками села Волково дьяконом Иосифом Петровым, дьячком Василием Андреевым. Восприемниками выступили священник Леонтий Петров и дворовая девица Татьяна Андреева (с.Волково, вотчина Татьяны Федотовой Грековой). По всей видимости, в обеих записях речь ведётся об одном ребёнке. Одна из них, скорее всего, была написана позднее для исправления возможной ошибки. Обстоятельства ошибки трудно реконструируемые, поэтому корректным будет указание обеих дат.
[6*] в документе ошибочно указано: «с 28 декабря».
[7*] Скуфья - повседневный головной убор православного духовенства.
[8*] Алексей Алексеевич Страхов был жив на момент 18.05.1950 года, о чём свидетельствует более поздняя запись в метрической книге.
[9*] лично свободным, но ещё не выкупившим землю у помещика.
[10*] приходские попечительства организовывались с целью благоустроения приходских церквей.
[11*] часть деревень третьяковского прихода являлись частью Сережанской волости - Голочёлово, Горлово, «дальнее» Алфёрово, Куракино, Кононово. Енино, Малое Алфёрово, Бородино, Уварово, Бель, Дубки являлись Жуковской волостью, к концу XIX века вошли в Городищенскую, Бель – в Морозовскую.
[12*] Устин Антонов - основатель рода Кордюковых из деревни Енино.
[13*] текст приведён в обработке составителя описания.
[14*] братство Преподобного Авраамия Смоленского было основано 15 октября 1885 года, занималось просветительской и попечительской деятельностью. Братство имело уездные отделения. Членами Вяземского среди всех прочих были священник Фёдор Строганов, дворянин Александр Фёдорович Иванов – двоюродный брат последнего помещика деревни Енино, Александра Николаевича Иванова.
[15*] На момент 1917 года в селе Третьяково (Волково) находилось 4 места захоронения - могилы внутри ограды деревянной церкви. Среди похороненных были представители дворянского рода Якушкиных. Имелось старое кладбище, а также новое, находившееся, вероятно, на месте современного. Анна Ильинична Михайлова (старожил Третьяково) вспоминает, что на левой стороне реки Гжелки, близ деревни Горлово, находилось кладбище, на котором хоронили самоубийц и утопленников. Нынешние места захоронения - вокруг фундамента кирпичной Спасо-Преображенской церкви, Горловское кладбище.