Главная > Округа > Церковь Знамения в селе Бессоново

Материал страницы был обновлен 31.07.2020 г.

Церковь Знамения в селе Бессоново

Есть мистика. Есть Вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверие — слепота, а чаще — свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
Иосиф Бродский

Бессоново (Безсоново, Знаменское)

Село Бессоново Морозовской волости Вяземского уезда имело второе название – Знаменское, потому что в нём находилась церковь Знамения.

В 1770-е гг. Бессоново было усадьбой коллежского ассесора П.Ф.Гринёва, в начале XIX в. – его сына поручика А.П.Гринёва.

В 1773 г. Пётр Фёдорович Гринёв построил деревянную церковь Знамения.

Церковь Знамения

Знаменский храм села Бессонова. Конец XIX - начало ХХ вв. (Фото из фондов Вяземского историко-краеведческого музея)

Описание церкви 1774 года:

«Села Знаменского - Бессонова тож церковь одна, деревянного здания, двухпрестольная, из коих настоящий престол во имя Знамения Пресвятые Богородицы еще не освящена; придельная церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, освящена. Оная церковь построена при реке Дыме в 1773 году того села вотчинником коллежским асессором Петром Феодоровым сыном Гриневым. Около оной церкви ограды не имеется».

В приходе было 143 двора.

  • Надгробный камень
  • Надгробный камень
  • Надгробный камень
  • Надгробный камень
  • Надгробный камень
  • Надгробный камень

Надгробный камень, лежавший на могиле коллежского ассесора Гринёва Петра Федоровича - строителя церкви Знамения в селе Бессоново в 1773 году.
Камень был найден на кладбище деревни Бессонова в 2011 году.

В 1873 году сохранялась старинная церковь.

В 1887 году в Бессонове появилась церковно-приходская школа, которая существовала на средства церковные и местного населения. Она называлась одноклассной школой, имела 4 отделения. В 1913-1914 учебном году в ней обучались 91 мальчик и 42 девочки. Учителей было двое.

Смоленский вестник 1887

 

 

 

По поводу открытия школы в газете «Смоленский вестник» от 6 ноября 1887 года появилась заметка следующего содержания:

«Нам сообщают из Вяземск. у., что в с.Безсонове открылась церковно-приходская школа. Законоучителем назначен местный священник о.А.Куркин, а учительницей вдова бывшего священника М.И.Солнцева, окончившая в епархиальном женском училище, с содержанием до 100 руб. в год».

Описание церкви 1898 года:

«Храм деревянный на каменном фундаменте, построен в 1773 году коллежским асессором Петром Федоровичем Гриневым. Престолов два: в честь иконы Знамения Божией Матери и св. апостолов Петра и Павла. Прихожан в приходе – 694 м.п. и 748 ж.п.. В селе две школы: церковно-приходская и сельскохозяйственная 2-го разряда».

(Источники: Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии. Город Белый и уезд // Смоленские епархиальные ведомости. 1873. №3. С. 81-82; Адрес-календарь Смоленской епархии. Город Вязьма и уезд // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №1. С. 175.)

Церковь находилась на месте нынешнего кладбища. На дороге в церковь стояла кирпичная арка с воротами, на ней висела икона. Вход в саму церковь был широкий, к нему вели очень высокие ступени. Двенадцать деревень вокруг Бессонова относились к приходу церкви Знамения. Батюшка жил здесь же, в Бессонове:

  • Священник Михаил Николаевич Барсов, окончил курс в Смоленской духовной семинарии в 1861 году со степенью студента. В 1863 году определен наставником Выдринского приходского сельского училища Пореченского уезда. 10 октября 1865 года преосвященным Антонием Епископом Смоленским и Дорогобужским, рукоположен во священники села Ларина. В 1877 году вследствие прошения его, переведен в село Безсоново Вяземского уезда. (СЕВ. за 1889г. №17. с.758) В 1882 году был награжден набедренником. (СЕВ. за 1882г. №2. с.47.)
  • Священник Александр Петрович Куркин, 1863 года рождения, окончил духовную семинарию, священник в этом селе с 1887 года, награжден скуфьею в 1896 году, жалованье получал 90 руб.
  • Псаломщик Илья Петрович Зыков, 1860 года рождения, окончил духовное училище, в должности в этом селе с 1880 года, в стих. посвящен, жалованье получал 36 руб. (СЕВ. за 1898г. №1. с.175.).
  • Последним священником был Оглоблин.

Александр Петрович Куркин

Александр Петрович Куркин родился в 1862 году в селе Телепнёво Вяземского уезда Смоленской губернии. На момент начала службы в 1887 году в Знаменском храме села Бессоново ему было 25 лет.

Священник Куркин А.П.

Священник Знаменской церкви села Бессоново Куркин Александр Петрович с супругой.
(Фото начала XX в. из семейного архива потомков А.П.Куркина).

Жену Александра Петровича тоже звали АлександраАлександра Гавриловна.
Их дети: Алексей (1900 г.р.), Александр (1908 г.р.), Евгений, София, Юлия, Вера.

Куркин

Семья Куркина Александра Петровича в Бессонове.
Слева направо: Александра Гавриловна с сыном Евгением на руках, дочери Вера и София, сын Алексей и Александр Петрович Куркин.
(Фото из семейного архива потомков А.П.Куркина).

Александр Петрович Куркин в молодости

Александр Петрович Куркин (~1918-1920(?))

В ноябре 1921 года в Бессонове была организована латышская коммуна «САРКАНАЙС СТРЕЛНИЕКС» («Красный стрелок»). Коммунары активно пропагандировали атеизм. Для приверженцев христианских ценностей в Бессонове настали тяжёлые времена. «Прежним порядком» сначала стало жить трудно, а потом и вовсе невозможно.

Батюшка Александр продолжал служить в церкви вплоть до осени 1929 года. Что в этот период времени происходило с членами его семьи: где получали образование дети, как в дальнейшем складывалась их судьба, и почему все потомки Александра Петровича Куркина покинули Бессоново и оказались перед Великой Отечественной войной в Москве и Подмосковье (в частности, в посёлке Жаворонки Одинцовского района) – пока в деталях установить не удалось.

Большой удачей оказалось то, что правнукам отца Александра удалось сохранить семейные фотографии Куркиных из Бессонова, и чёрно-белые мгновения прошлого дошли через все лихолетья до наших дней. Удивительно прекрасные лица детей Александра Петровича и Александры Гавриловны запечатлены на этих снимках:

Фотоальбом "Дети Александра Петровича Куркина"

  • Дети Куркиных
  • Вера Куркина
  • Вера и Алексей Куркины
  • София Куркина
  • Юлия Куркина
  • София Куркина
  • Александр Куницкий (Куркин)
  • Алексей Куркин

 

Александр Петрович Куркин был арестован 29 ноября 1929 года Вяземским окротделом ОГПУ. Истинная причина ареста неизвестна. В 1929-м году священников ещё не арестовывали так массово, как это стало происходить в Издешковском районе в 1937-м году. Также неизвестно, имела ли трагическая история с несостоявшимися крестинами в Бессоново (пока не удалось точно установить, когда эта история имела место) отношение к аресту священника.

Евгений Куркин

Евгений Александрович Куркин – младший сын Куркина А.П.

Куркина Софья

Куркина (Булдакова) София

Приблизительно в это же время, но чуть позже (начало февраля 1930 года) были репрессированы члены семьи дворян Якушкиных с Уварова и как минимум четыре человека из семьи мещан Яковлевых из Голочёлова. Известно, что Анатолий Иванович Якушкин, арестованный 31 января 1930 года, был женат на девушке по имени Евдокия из деревни Дымское (относилась к приходу Знаменской церкви). Родители этой девушки владели сыроварней в Дымском.

Сын батюшки Александра – Алексей Александрович, и муж дочери Софии –  Булдаков Леонид Сергеевич, вместе были специалистами по производству сыра и работали где-то в районе Смоленска. Вполне вероятно, что они учились в Бессоновской школе маслоделия, сыроварения и скотоводства.

Школа маслоделов

Булдаков Леонид Сергеевич (муж дочери Александра Петровича Куркина – Софии) в школе маслоделов (четвёртый слева во втором ряду).

Похороны Куркиной

Булдакова София Александровна (дочь Куркина А.П.) с супругом Булдаковым Л.С.

Связаны ли каким-то образом эти события? Пытался ли родственник декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина заступиться за старого и уважаемого священника? Или это просто совпадения? Пока об этом можно только гадать.

18 января 1930 Александр Петрович Куркин был обвинён по статье 58-10 (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти) и приговорён Коллегией ОГПУ к высылке в Северный край. Ему было в то время 67 лет.

Из заключения отец Александр вернулся к жене своего сына Алексея, погибшего на войне, Гулидовой Варваре Николаевне, в село Жаворонки Одинцовского района. Где и проживал до своей смерти. Похоронен на Юдинском кладбище, возле станции Перхушково, в месте родового захоронения. Реабилитирован в 1989 году. Когда точно дети Куркиных стали перебираться в Московскую область, пока установить не удалось.

Похороны Куркиной

Александр Петрович Куркин с детьми у гроба своей жены Александры.
(Фото из семейного архива потомков А.П.Куркина)

Два сына Куркиных – Алексей и Александр, были призваны на фронт. Алексей был призван Звенигородским РВК Московской области (рядовым) сразу же после начала войны – 23 июня 1941 года. Считается пропавшим без вести с ноября 1942 года.

Куркин

Куркин Александр Петрович с внуками
(Фото из семейного архива потомков А.П.Куркина).

Сын Александр (по невыясненным причинам взял фамилию Куницкий) на фронтах Великой Отечественной также с 1941-го года (призван Октябрьским РВК Московской области). Служил в 868 лап 9 тк. Был членом ВКП(б). Воевал на Западном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, пройдя путь от Москвы до города Альтдамм. Сначала он был связистом – телефонистом (до апреля 1944 года), а затем писарем хозчасти полка. Во время выполнения служебных обязанностей получил увечие и был эвакуирован в госпиталь. За добросовестную работу по выполнению боевого задания на фронте Отечественной войны более трех лет был представлен к Правительственной награде ордену Отечественной Войны II степени. Награжден Орденом Красной Звезды.

Сын Евгений Александрович в годы войны работал в сельском хозяйстве, в том числе в Тучково, на базе Тимирязевской Академии.

Альбом Куркиных

Фото из альбома семьи Куркиных: священник Александр Петрович Куркин и церковь села Безсоново.

В семье потомков четы Куркиных сохранилось много прекрасных фотографий начала XX века, но сведения о жизни отца Александра очень скупы. В советское время небезопасно было быть родственниками священника, да ещё и репрессированного. Об этом в семье практически не упоминалось. Сын Куркина Алексея Александровича и дочь Куркиной (Булдаковой) Софьи Александровны (двоюродные брат и сестра) поженились, и у них родился сын Алексей, названный в честь погибшего на войне деда. Таким образом, Алексей Евгеньевич Куркин (правнук Куркина Александра Петровича) – Куркин с двух сторон. Алексей узнал, что прадед был священником, лишь тогда, когда ему минуло 16 лет. О том, что прадед был репрессирован, вообще не говорили. Есть сведения, что Александр Петрович какое-то время после возвращения из ссылки в Северный края служил в Юдинской церкви, возле станции Перхушково, рядом с Юдинским кладбищем.

Куркины

Александр Петрович Куркин (слева) и его правнук Алексей Евгеньевич Куркин (справа).
Фото Алексея Евгеньевича Куркина было выполнено ~ в 1977 (после того, как он увидел фотографии своего прадеда).

Сын священника Евгений Александрович Куркин посетил Бессоново вместе с женой Ларисой Степановной в августе 1959-го года, о чём остался прекрасный уникальный фотореппортаж.

Также вместе с Евгением Александровичем Куркиным приезжали в Бессоново внук Евгений Алексеевич и правнук Алексей Евгеньевич. Евгений Александрович всё показал на местности в тот приезд и рассказал своим родственникам, что помнил. Тогда ещё был цел фундамент дома, в котором жили их предки, и люди помнили Александра Петровича.

Бессоново и округа Алфёрова много потеряли вследствие репрессий, которым незаслуженно был подвергнут Александр Петрович Куркин – «хороший батюшка» по мнению знавших его.

Работа над восстановлением истории церкви Знамения в селе Бессоново и семьи священника Александра Петровича Куркина продолжается.

 

 

Администратор сайта благодарит:
Алексея Евгеньевича Куркина за предоставление фотографий из личного архива семьи Куркиных.

 

bessonovo_dji20191121-24

Бессоново. Место, где располагалась церковь Знамения и дом священника (рядом с кладбищем). Вид с юга на север.
(Другие фото Бессонова, в лучшем разрешении здесь: «Бессоново» на www.flickr.com)

Закрытие церкви Знамения в Бессонове

После революции как для священника Александра Куркина, так и для самой церкви настали трудные времена. Имущество церкви стали конфисковывать. Так у Бессоновской церкви по распоряжению власти были изъяты два серебряных креста, серебряный сосуд с приборами и серебряная дарительница.

Никаких примечательных памятников с надписями на кладбище при церкви не было описано в 1918 году. Надгробие основателя церкви Петра Федоровича Гринёва не было отнесено к таковым отцом Александром.

До 1918 года в церкви находился архив, который был в ведении причта. Архив содержал клировые ведомости за каждый год, начиная с 1830 года, метрические книги с 1786 по 1845 год, исповедальные записи за 1917 год, брачные обыски с 1805 года, приходно-расходные книги с 1813 года. Метрические книги с 1845 по 28 (15 по ст.ст.) ноября 1918 года были сданы в Морозовский ВИК.

На данный момент в ГАСО (Государственном архиве Смоленской области) хранятся метрические книги церкви села Бессоново Вяземского уезда за 1838-1848, 1851-1852, 1855-1859, 1861-1862, 1871-1916 годы. Книги за 1849, 1850, 1853, 1854, 1860, 1863-1870 годы и позднее 1916 года на хранении в ГАСО не поступали.

Метрические книги Знаменской церкви являются источниками ценной генеалогической информации для уроженцев этой местности.

Бессоновскую церковь хорошо помнят местные старожилы. Не только потому, что вся жизнь крестьянина была связана с православными церковными обрядами, но и потому, что приблизительно в 1934 году церковь закрыли, а в её помещении разместили школу-семилетку, в которой им довелось учиться перед войной.

Нового священника по фамилии Оглоблин прислали уже в советские времена (в 30-е годы), перед самым закрытием церкви. На данный момент не удалось ни узнать его имя, ни выяснить, что с ним произошло после закрытия церкви. Он сменил батюшку Александра, который пользовался большим уважением сельских жителей. Оглоблин же, как своим внешним видом, так и тем, что не соблюдал постов, вызывал подозрение у прихожан, что он не настоящий, а «советский поп». Всё же до нас дошли сведения, что Оглоблин призывал местных жителей продолжать соблюдать вековые традиции: крестить детей и венчатся. Но молодое поколение быстро впитывало новую идеологию, с лёгкостью отказывалось от старых правил. Церковь потеряла силу влияния на умы.

Закрывали церковь латыши, обосновавшиеся в Бессоново, – члены коммуны «Латышский стрелок».

Александра Сергеевна Трофимова о коммуне «Красный стрелок» и закрытии церкви в Бессоново:

У латышей сложились непростые, напряжённые отношения с местными жителями. Закрытие церкви усугубило конфликт. Существует зловещая легенда о том, как Бог покарал латыша Шимкуса (Шинкута?), сбрасывавшего колокол с церкви. Рассказывают, что никто из местных жителей, прихожан, не хотел принимать участие в закрытии церкви. Снять двадцатипудовый колокол вызвался латыш Шимкус. Но он не рассчитал своих сил, сорвался с огромной высоты, упал вместе с колоколом и был им раздавлен. От удара колокола о землю образовалась глубокая воронка, которая вобрала в себя и Шимкуса, и колокол. Якобы пытались потом его вытащить, но не смогли достать. Утверждается, что так и остался там лежать Шимкус вместе с колоколом, нагоняя страх и ужас на учащихся школы.

Тем не менее, церковь закрыли, купол сняли, иконы замалевали, заштукатурили, забили, обоями заклеили. В школе начались занятия, открылся танцевальный класс. Деревенские дети учились вместе с детьми латышей-коммунаров. Приходя на уроки, крестьянские дети боялись первыми входить в здание церкви, дожидались учителей у входа, и входили в школу только вслед за ними. Акустика в помещении осталась такой, что даже малейший шепот был слышен по всему классу. Детям религиозных крестьян, совсем недавно ходившим в церковь с родителями по великим православным праздникам, было не по себе от того, что теперь в церкви можно было шуметь и надо было танцевать.

Суеверные люди восприняли несчастный случай, произошедший при отмене старых порядков и сломе привычного образа жизни, как дурное предзнаменование, начало беды. Несчастья и беды действительно очень скоро обрушились как на головы коммунаров, так и на всю страну. Закрытие церкви Знамения в Бессонове ознаменовало начало упадка этого села.

По утверждению старожилов церковь в Бессонове сгорела во время немецкой оккупации, приблизительно в 1942-м году, т.е. ещё до марта 1943 года, когда территория была освобождена от немцев.

Шорин Ю. Из истории сёл сафоновской земли. Журнал «Край Смоленский» №12, декабрь 2014 года

  • Бессоново
  • Бессоново
  • Бессоново
  • Бессоново
  • Бессоново
  • Бессоново

Деревня Бессоново

Нищета ведет к революции, революция – к нищете.
Приписывается Виктору Гюго

На главную