10 декабря – Православный праздник Знамения, престольный праздник села Знаменского (Бессонова).
Сначала о самом празднике.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки. На груди ее, на фоне круглого щита — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, двинулись к Великому Новгороду, чтобы осадить и захватить его. По преданию далее события развивались так:
Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. И понесли икону на острог... А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной.
Одна из стрел суздальцев попала в лик Богородицы. Икона от удара повернулась к городу, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы. На суздальцев же в это время «напали тьма и безумие» — они обратили оружие друг против друга. А новгородцы, вдохновленные заступничеством Богоматери, выступили из города и разгромили вражеское войско, которое за год до этого события захватило и разграбило Киев, где в то время княжил отец новгородского князя. С тех пор икона стала считаться покровительницей Новгорода. В честь чудесного спасения был установлен праздник иконы, который и поныне празднует вся Русская Церковь, – 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).
Ныне самый почитаемый в Новгородской земле иконный образ — выносная двусторонняя икона «Богоматерь Знамение», находится в новгородском Софийском соборе в дубовом киоте перед Успенским иконостасом.
Зна́мение, знаме́ние — это по религиозным понятиям знак, событие, служащее предзнаменованием чего-либо. Предназначение знамений состоит и в том, чтобы служить предвестниками надвигающихся перемен к худшему, наступления божьей кары за грехи. Страшные случаи стали происходить в Бессонове один за другим после закрытия церкви: и гибель латыша-коммунара, вызвавшегося снять колокол с колокольни, о чём рассказала Александра Сергеевна Трофимова, и несостоявшиеся крестиныи из-за задохнувшегося младенца, и разграбление могилы устроителя церкви дворянина Гринёва... Все эти события предшествовали арестам и расстрелу латышей-коммунаров, а затем и ужасной войне...
Считывать знамения о грядущем будущем далёкого прошлого легко, поскольку это будущее уже наше прошлое. Гораздо сложнее трактовать знамения в настоящем.
А теперь о важном историческом памятнике, имеющим самое непосредственное отношение к истории села Знаменского и Знаменской церкви. В 2011 году от жителей Бессонова стало известно, что в кустах на бессоновском кладбище валяются фрагменты какого-то старинного надгробия.
7 больших осколков – фрагменты надписей и резьбы, удалось сложить вместе.
Явно читалась: «под симъ камнемъ погребе тъло коллъжскаго асс» и «Федорова сын» .
Также можно было разглядеть фамилию «Гринъв» . Это позволило с большой долей уверенности утверждать, что найденные камни — фрагменты надгробия, лежавшего на могиле строителя Знаменской церкви Петра Фёдоровича Гринёва.
Фрагментов с резьбой было немного. Тогда возникло предположение, что надгробие было выполнено в форме куба (скорее даже, усеченной пирамиды, сужающейся книзу) размером в пределах 50x50x50 см, на одной стороне которого было вырезано имя усопшего, заключенное в резную рамку, а на другой — витиеватая надпись под траурными каменными лентами с розовыми розетками в виде бутонов роз: «Г-ди, прийми духъ мой с миромъ» .
Камни сфотографировали и вернули на прежнее место, где они и пролежали следующие 10 лет, покрываясь мхом и врастая в землю, никого при этом не интересуя.
О них вспомнили благодаря строительству часовни на новом кладбище Алфёрова. Появилось место, где можно было попытаться собрать фрагменты вместе, чтобы понять, как надгробие выглядело изначально. С согласия ктитора НАШЕЙ ЧАСОВНИ и одобрения и благословения Благочинного Сафоновского округа отца Сергия (Чайкина) было принято решение о перемещении найденных осколков к часовне с целью их реставрации.
Это оказалась очень непростая задача. Первым делом фрагменты надгробия надо было перевезти. Они были такими тяжёлыми, что спустило колесо машины, осуществлявшей эту транспортировку. В результате рядом с кривой берёзой у нашей часовни образовалась бесформенная куча грязных камней. Были большие сомнения, что из неё удастся сложить что-то логичное.
Сначала камни пришлось аккуратно вручную отмыть и отчистить от плотного слоя мха, стараясь не повреждать надписи и орнамент. Известняк, из которого изготовлено надгробие, очень пластичный камень, который легко царапается железными инструментами.
В конечном итоге взору представилось много фрагментов, которые не содержали никакой резьбы и никаких надписей, но имели одну плоскую сторону. На этой стороне хорошо просматривались некие ровные параллельные полосы. Совмещая эти полосы, удалось составить несколько камней вместе.
Стало понятно, что надгробие гораздо массивнее, чем это представлялось ранее. Возникла необходимость в консультации специалистов.
Как всегда, помог всезнающий интернет. Выяснилось, что приблизительно такие же орнаменты в виде траурных лент с розами делали на надгробных памятниках типа «саркофаг». Выполняли их в основном из местного известняка, структура которого позволяла резчикам создавать сложные по характеру и смысловому содержанию изображения.
Существовал канон размещения текстов и изображений по сторонам света. Этот канон наиболее четко просматривался в надгробии типа саркофаг.
Жесткая система размещения текстов и изображений на плоскостях саркофага с привязкой к сторонам света отражала трехчастность истории человечества с точки зрения христианского учения: человек сотворен безгрешным и бессмертным, ему дарован Эдем → грехопадение Адама ввергает человечество в земную, греховную и краткую жизнь → человечество в целом и каждый отдельный человек обретает надежду на прощение грехов и обретение Царствия Небесного через искупительную жертву Христа.
Трехчастную систему имела и система размещения текстов и изображений на поверхностях надгробия. Восточная часть памятника посвящалась теме первогреха, ввергшего человечество в земную юдоль: практически не меняясь во времени, в обязательном порядке на плоскости восточного торца саркофага присутствовало только изображение «Адамова голова» (череп с костями).
Средняя часть надгробия (северный и южный фасады) отражали земную жизнь конкретного человека, закончившуюся смертью. На южном фасаде размещается текст с данным об умершем, например: «Под сим камнем погребено тело коллежского асессора Петра Федорова сына Гринева». Северный текст передавал скорбь близких об утрате, мог содержать изображения.
Западная сторона надгробия являлась наиболее сакральной. В круглой нише в декоративной рамке (она выполнялась в виде виноградных лоз, хлебных колосьев, пальмовых листьев и т.п). помещалась молитва, чаще всего «Господи, приими дух мой с миром». Таким образом, западная сторона надгробия была посвящена искупительной жертве Христа, дарующей надежду на прощение грехов и обретение вечного блаженства. Еще одной стороной саркофага являлась горизонтальная плоскость крышки надгробия. На ней в низком плоском рельефе наносили изображение «Голгофа со страстями» (крест на горке, копие и трость). Ориентировалось это изображение по оси восток-запад.
В целом смысловое содержание надгробия типа «саркофаг» укладывалось в трехчастную систему: грехопадение → как наказание земная жизнь и оканчивающая ее смерть → обретение вечной жизни на небесах посредством обращения к Богу о прощении через жертву Христа. Орнаменты на камне в любой трактовке иллюстрировали одну идею: непрерывность бесконечной цепи рождений и смертей во имя торжества жизни. На протяжении десятилетий структура надгробных памятников не менялась: на восточном торце размещалось изображение «Адамова голова», а на крышке «Голгофа со страстями».
Эти знания помогли с новым энтузиазмом подойти к сборке 3-D пазла Гринёва. На верхней поверхности саркофага хорошо просматривались разметочные полосы, которые мастера-резчики камня наносили на него при изготовлении надгробия.
Продолжив совмещать разметочные полосы и, уже понимая, с какой стороны света должны находиться части с надписями и орнаментом, удалось найти место каждому фрагменту.
Представившаяся взору картина позволила, наконец, понять, что произошло на бессоновском кладбище более 90 лет назад. После закрытия церквей все могилы знатных дворян в округе подверглись разграблению. Не стала исключением и могила коллежского асессора Гринёва. Когда точно это произошло, сказать теперь невозможно. Понятно лишь, что после ареста священника Александра Петровича Куркина 29 ноября 1929 года и последовавшим за этим закрытием Знаменской церкви некому было остановить осквернение захорония. Кто были эти мародёры и чем они руководствовались в своих действиях? Этого мы теперь не узнаем никогда. Было ли это простое любопытство? Что могли искать и нашли ли в могиле? Вопреки расхожему мнению усопших дворян не клали в гроб с золотыми крестами и орденами. Но именно наличие неподъёмного саркофага на месте захоронения Гринёва могло подвигуть ход мыслей грабителей к противоположному мнению. Не специально ли установили тяжёлый камень на могиле, чтобы спрятать сокровища и сделать их недоступными для любителей лёгкой наживы? Очевидно, что массивный саркофаг сдвинули в сторону (а скорее, опрокинули на бок, т.к. он стоял на массивных лапах-подставках) и раскопали могилу.
Позже зачем-то решили сбросить надгробие вместе с лапами-подставками в зияющую яму… возможно, что это было сделано не самими грабителями, а уже теми, кто ликвидировал последствия разбоя на кладбище. Очевидно, что проще всего спихнуть огромный камень в яму, кантуя его. Для этого надо было два раза перевернуть саркофаг с изначального положения на боку, после чего он оказывался в яме вверх ногами. Таким образом, саркофаг на десятилетия оказался лежащим вверх дном и засыпанным землёй в могиле, на которой простоял более века. И лежал бы он там вечно, если бы в 90-е годы на этом месте не стали копать новую могилу. Тогда никто уже не помнил не только о существовании захоронения Гринёва (да и фамилию эту уже надёжно забыли), но даже мало кто мог указать, где находилась сама церковь. Наткнулись на камень. Так как он лежал вверх дном, то сразу понять, что это такое, не представлялось возможным. Вполне вероятно, что поначалу рабочие решили, что наткнулись на фундамент церкви. Огромные валуны, служившие основой фундамента, до сих пор можно видеть на кладбище в Негошеве.
Копатели оказались ребятами упорными и стали разбивать камень и вытаскивать его по кускам. Об этом свидетельствует полностью разбитое дно саркофага и очень мало уцелевших кусков орнамента в виде венка, который должен был окаймлять весь низ надгробия. Сохранилось лишь несколько небольших фрагментов от него. Поэтому можно утверждать, что венок всё же был.
Почему не стали копать новую могилу в другом месте, отступив всего на полметра в сторону? Не исключено, что упрямство могилокопателей новой эпохи объяснялось всё тем же простым любопытством… Они вытащили из земли почти весь саркофаг и оставшуюся целой переднюю массивную подставку под него в виде каменных лап.
На данный момент не удалось обнаружить ни одного фрагмента задней части саркофага — восточной, где обычно резчиками изображались череп и кости – «адамова голова».
По всей видимости, рабочие ограничились лишь освобождением необходимого им пространства для могилы и просто отбили, сколько им было нужно для освобождения места под новое захоронение. Задние подставки-лапы и задняя часть саркофага остались навечно в могиле того, кого похоронили в старую могилу дворянина Гринёва. Полностью отсутствуют не только фрагменты задней части саркофага, но и крышка надгробия. Хранится ли она где-то в земле рядом или пристроили её местные жители куда-то в хозяйство – этот вопрос остаётся невыясненным.
Справедливости ради стоит заметить, что те копатели, которым довелось наткнуться на саркофаг строителя Знаменской церкви, перенесли и сложили под куст на кладбище все откопанные фрагменты. Вряд ли далеко от того места, где копали могилу. Наверное, они всё же заметили надписи на камнях. Наличие большого количества частей позволило собрать этот 3-D пазл и понять, как саркофаг выглядел до того, как его раскрушили при помощи лома. Правда, сделать это можно было, только поставив его «на голову», т.е. низом на уцелевший плоский верх. Из-за этого южная и северная стороны саркофага поменялись местами, а все надписи перевёрнуты вверх ногами.
Надпись с данными об умершем «Под сим камнем погребено тело коллежского асессора Петра Фёдорова сына Гринёва», которой положено находиться с южной стороны, теперь обращена на север и, благодаря этому, сразу попадает в поле зрение приезжающих на кладбище. Интересным является и тот факт, что противоположная сторона – та, на которой согласно канонам помещались тексты, передававшие скорбь близких об утрате, не содержит никаких надписей – просто рамка без слов.
Несмотря на то, что северная часть саркофага была сильно разрушена, сохранившиеся фрагменты позволяют утверждать это с высокой долей уверенности. По всей видимости, у наследников не нашлось добрых слов в адрес усопшего. О покойниках, как известно, либо хорошо, либо ничего…
О земной жизни Гринёвых нам также известно из записей историка-краеведа Фокина. Старуха Глебиха, уроженка деревни Азарово, много поведало Фокину из «бывальщины» деревень, входивших в вотчины Гринёвых. Сохранился такой её рассказ:
«Владелец Безсонова Гринёв сиживал у окна и велел сечь всех проходящих мужиков и баб. Какой-то парень оскорбился за свою невесту, подстерег барина в саду, вскочил на него верхом и погонял чаусом, пока тот не упал мертвым…».
Гринёвых было много. В записях Фокина не уточняется, какой из владельцев Бессонова так бесславно закончил свои дни. Печальное будущее могущественного когда-то в Вяземском уезде рода Гринёвых стало нашим настоящим. Этим и интересно изучение прошлого – нам известно его будущее.
В процессе исследования темы саркофагов довелось с сожалением узнать, что кладбища в целом и надгробия в частности выпали из сферы интересов отечественной культурологии. И это несмотря на то, что они обладают значительной исторической, художественной и семантической ценностью. Это не говоря уж о нравственном значении их изучения.
Итак, спустя десять лет, открылось окно в разные периоды прошлого и удалось понять, что перед нами не просто могильный камень с именем усопшего, а целый саркофаг, изготовленный по строгим канонам XVIII века. Теперь он обрёл своё новое место у НАШЕЙ ЧАСОВНИ и служит новой цели.
В нынешнем виде, обращая своё размождённое и раскуроченное ломами дно к небу, саркофаг Гринёва является не только напоминанием об этом давно ушедшем из жизни человеке, стремившемся искупить свои грехи строительством церквей и взывавшем к милости Божией после смерти. Теперь это ещё и установленный у НАШЕЙ ЧАСОВНИ памятник вандализму и беспамятству, процветавшему в округе Алфёрова длительный период времени.
Позже, уже после работы над сборкой фрагментов саркофага, пришло осознание, что Пётр Фёдорович Гринев не только построил в 1773-м году новое деревянное здание церкви в Бессонове, где жил тогда сам, но и он же в 1731-м году построил деревянную церковь на каменном фундаменте в Негошеве, которое входило в его владения. На фото видно, что эти два деревнянных храма очень похожи друг на друга.
Один из двух престолов негошевской церкви как раз и был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы , как и НАША ЧАСОВНЯ. Вот такое разительное совпадение открылось после небольшого экскурса в прошлое. Пусть оно послужит знамением к положительным переменам в истории Алфёрова.
Неисповедимы пути Господни – кто знает, может, простились Петру сыну Федорову все его грехи во время жизни земной, и, спустя 200 лет после смерти, его имя не оказалось забытым на веки вечные. А завершить это увлекательное путешествие во времени хочется пожеланием всем от ктитора НАШЕЙ ЧАСОВНИ:
...наша часовня становится уже не только современным местом для молитвы, но и точкой сбора и притяжения былых духовных традиций, что дает надежду на то, что наша Земля объединится, возродится и расцветет под сенью Пресвятой Богородицы, вобрав лишь только лучшие и добрые достижения нашего великого прошлого...
Всем добра и несгибаемой силы духа!
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня
http://sofia-novgorod.cerkov.ru/svyatyni/
https://tiam-tula.ru/semantika-izobrazhenii-na-nadgrobnykh/
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/material/attachments/2015/06/26/КО.pdf