Главная > Воспоминания > Воспоминания учительницы Михайловой М.С.

Воспоминания учительницы Марии Семёновны Михайловой, 1892 г.р.

История Издешковской школы

Михайлова М.С.

Мои дорогие мальчики и девочки!

Я очень рада, что вы интересуетесь историей нашего родного края, нашей милой и родной Смоленщиной, история которой уходит в глубь веков, и которая еще не достаточно изучена, и в ней много вопросов, требующих освещения, а также и ответов по всем отраслям науки: географии, геологии, экономики и многих других наук.

Край, давших таких великих и замечательных людей, вошедших в историю нашей Родины, как путешественник Пржевальский, декабрист Якушкин, адмирал Нахимов, академик Докучаев, композитор Глинка, скульптор Коненков, маршал Тухачевский, поэты Исаковский и Твардовский, космонавт Юрий Гагарин и многие другие. Так, что с полным основанием можете гордиться, что они и многие герои Великой Отечественной войны являются вашими земляками, такими как Коряков. Кстати сказать Герой Советского Союза Василий Николаевич Коряков учился в вашей школе, и своим мужеством, отвагой и героизмом будет служить для вас, молодого поколения, образцом беспримерной верности долгу и преданности нашей великой матери Родине.

Ваше решение изучить историю школы и родного края вполне разумно, правильно и похвально.

Кому же ещё этим в первую очередь заниматься, как не Вам, ребята. Ведь в Вашей школе учились в своё время Ваши папы и мамы, а у некоторых из Вас даже дедушки и бабушки.

Теперь я перейду к описанию самой школы, что она представляла из себя в те времена, когда Вас еще не был на свете.

Издешковская школа в дореволюционный период

Как Вам известно, первоначальное здание школы не сохранилось, оно было разрушено в начальный период Отечественной войны, но для Вас, как историков, изучающих возникновение и работу школы в течение многих лет, это имеет второстепенное значение; суть дела не в здании, а в истории образования и развития школы как таковой на станции и поселке Издешково.

Возникновение школы при станции Издешково Московско-Брестской, а с 1912 г. Александровской ж.д. произошло в 1909 г., так как возникла острая необходимость обучать грамоте детей железнодорожников не только станции Издешково, но и соседних с ней станций как-то Митино, Алферово, Семлево.

Ближайшие школы находились только на станциях Дорогобуж и Вязьма.

Первоначальное здание школы было выстроено из ранее разобранного деревянного здания вокзала стации Издешково. Школа начала своё существование с осени 1909 г. и именовалась Училище.

Учебный класс Издешковской школы

Как я сказала ранее, само здание было деревянным на кирпичном фундаменте, двухэтажное с большим количеством окон, высокими потолками и просторным, так что по тем временам выглядело очень внушительно.

В первом этаже были помещения для учителей, сторожа, семей железнодорожников и др. – подсобные помещения.

На втором этаже были классные помещения, учительская, раздевалка, которая использовалась для нахождения школьников во время перемен, и кладовка.

Из раздевалки вели две двери в классы. Классов было два, их разделяла ширма до самого потолка. Во время школьных праздников ширма раздвигалась на обе стороны стен, этим образуя большой светлый зал.

В дальнейшем, в связи с ростом числа учащихся, вспомогательные помещения были переоборудованы в класс, который был меньше по размеру по сравнению с первыми двумя.

План школы

История Издешковской школы неразрывно связана с экономическим развитием Издешковского района, возникновением и развитием промышленных предприятий: 2-х известковых заводов, льнозавода, сыроварения, развитием сельского хозяйства (зерно, лен, лесозаготовки, скот и др.). Так, что к тому времени сама станция и посёлок Издешково стали как бы базой и перевалочным пунктом по вывозу всех видов продукции со всего обширного Издешковского и смежных с ним глубинных районов.

Одновременно с экономическим развитием происходит и рост числа рабочих и служащих на станции, а также и населения поселка Издешково. С ростом населения увеличилось количество детей, нуждающихся в школьном образовании.

Вследствие этого одноклассное училище с трехгодичным обучением, каким оно было до революции, в последующие годы стало непрерывно увеличивать количество учащихся, а также увиличивать годы обучения: 4-х летка, 5 и 7 летка и т.д..

Историю Издешковской школы можно условно разделить на 2 периода: до революции в октябре 1917 г. и после революции. А поскольку Вы изучаете и собираете материалы по истории школы в целом, то Вас, безусловно, будут интересовать оба периода.

Как я сказала, история школы имеет два периода, поэтому в первую очередь я Вам расскажу о дореволюционном периоде. Какая это была школа и как она работала?

Вокзал станции Издешково в 1912 г.

Хотя школа и была ведомственной, т.е. железнодорожной, но в нее принимались дети рабочих, служащих, и кустарей поселка, а так же дети крестьян близлежащих деревень.

В приеме желающих учиться никому отказано не было. Заранее предупреждаю Вас всех, чтобы у Вас не создалось неправильное представление, что все другие школы, находящиеся в селах Издешковского района, были такие же, как железнодорожная школа. Вам нужно учесть, что поскольку школа была ведомственной железнодорожной, следовательно, находилась материально в лучшем положении, чем все остальные сельские школы.

Специально проведенной переписью было установлено, что число детей школьного возраста (8-11 лет) в обслуживаемом училищем районе на 1-е сентября 1909 г. было 138 человек. Однако в это время по многочисленным причинам учиться могли не все дети, кроме того, нужно учесть, что до революции, т.е. в царское время не существовало закона о всеобщем обучении, так как это было не в интересах самодержавия. Итак, 1-го сентября 1909 г. в школу поступило учиться только 24 ученика. В последующие годы число учащихся в школе возросло и составило в 1910 г. – 31 человек, в 1911 г. – 37 человек, в 1912 г. – 38 человек, в 1913 г. – 30 человек, в 1914 г. – 29 человек. Уменьшение числа учащихся в 1914 г. можно отчасти объяснить тем, что в этом году началась Первая мировая война и значительная часть рабочих и крестьян была мобилизована в армию, а оставшиеся без кормильцев семьи были не в состоянии учить своих детей.

  • Дети на уборке сена
  • Дети помогают в уборке сена

Приведу Вам данные об учениках за 1914 г. : 22 школьника были дети железнодорожников и только 7 учеников дети рабочих и служащих поселка Издешково и крестьян. Из 29 человек мальчиков было – 13, а девочек – 16. Дети железнодорожников жили не только при станциях, но и по линии железной дороги: в казармах и сторожевых будках на расстоянии от 3 до 25 км. В школу их доставляли до станиций на дрезине или на попутных поездах.

В непогоду или в сильные морозы эти дети оставались ночевать в школе, где было им отведено специальное помещение, оборудованное раскладушками, матрасом и одеялом. Пищу они готовили сами или сторож.

Распределение учеников по классам было такое: в I классе училось 12 учеников, во II классе 10 учеников, в III классе 7 учеников.

Учителя

Каким же предметам обучали детей за этот трехлетний срок пребывания в Издешковской школе? Изучали – русский язык (грамматика, чтение, чистописание), арифметика, пение, гимнастика, рукоделие (обязательное и для мальчиков).

Ежедневно в I классе было по 4 урока, а во II-ом и III-ем по 5 уроков.

Ученики пользовались учебниками Тихомирова «Вешние всходы», потом Вахтерова «Родная речь», грамматика Пуцырковича, задачник по арифметике Евтушевского. Кроме того школа давала основные сведения по географии, природе и истории нашей Родины.

Ученики учили стихотворения наших классиков Пушкина, Лермонтова, Некрасова, басни Крылова и др..

В школе имелось достаточное количество учебных пособий: карты, глобус, теллурий, показывающий смену времен года на земле и фазы луны, электрическая машина для производств электрических зарядов, посуда для производства опытов, например, добывания кислорода и др., карты скелета человека, мышц, кровообращения, картины природы, жарких и холодных стран, животных, рыб, птиц, коллекции карт, рисующих архитектонику хвойных, лиственных деревьев, разрез поперечной и вдольной – коры древесины и маленькие макеты, что из каждого дерева производится, коллекции бабочек, жуков, минералов, почв и др..

Конечно школа не могла дать ученикам за три года обучения (с 8 до 11 лет) большого объема знаний, однако, она давала прочные знания по арифметике, и оканчивающие школу красиво и грамотно писали.

Издешковская школа после 1917-го года

Всё это я Вам рассказала о дореволюционной школе, а теперь о втором периоде.

После Великой Октябрьской Социалистической революции начался бурный подъём и подлинный расцвет школы, и она совершенно преобразилась.

  • Октябрята
  • Октябрята

Прежде всего начался бурный рост числа учащихся, в каждом классе стало по 30-40 учеников. Ввиду этого занятия стали проводиться в две смены, увеличился и срок обучения: сначала пятилетка, а затем и семилетка.

Обучение в школе стало проводиться по новым программам в расчете на полное удовлетворение учащихся в их стремлении как можно больше получить знаний и использованию новых возможностей, которые широким фронтом в системе народного образования им предоставила Великая Октябрьская Социалистическая революция.

В этот период в школу шли учиться не только дети школьного возраста, но и взрослые. Наша школа приняла самое активное участие в «ликбезе» - так называлась в то время система ликвидации безграмотности среди людей пожилого возраста. Школой были организованы группы взрослых и поздно по вечерам, после окончания занятий школьников, учителя занимались с ними.

Новые программы в своих учебных планах предусматривали большую работу по политехнизации школы.

Помимо общих знаний, школьники должны были изучить какой-нибудь вид ремесла: столярное дело, переплетное мастерство, кройку и шитьё, изготовление игрушек из папье-маше и др..

Ученики очень охотно овладевали этими знаниями, так как у каждого из них было большое желание уметь создавать вещи своими руками.

Кроме вышесказанного, было обращено особое внимание на передачу ученикам основ агрономических знаний. При школе был участок земли, на котором производилась посадка плодовых деревьев, и школьники учились ухаживать за ними. Имелись парники, в которых выращивались цветочная и огородная рассада – капуста, помидоры, ранние огурцы и др.

  • На уборке в колхозе
  • Школьники у школы

Школа наглядно пропагандировала на своем опытном участке агрономические знания крестьянам близлежащих деревень. Колхозов в то время не было и крестьяне имели небольшие наделы земли в личном пользовании, т.е. были единоличниками.

Первый колесный трактор

Ещё хочу рассказать Вам о том, что примерно у нас в Издешкове с целью пропаганды на переход от единоличного хозяйства к общественному из Москвы прибыл колесный трактор типа «Фордзон», что было чрезвычайным событием для всего населения района, которое и понятия не имело о таких сельскохозяйственных машинах. Встречать его на пути следования и показа вспашки целинной полосы собирались огромные толпы народа.

Теперь для Вас это самая обыкновенная машина в сельском хозяйстве.

Школа организовала ряд экскурсий учеников для осмотра работы трактора по поднятию целины и вспашки земли на различную глубину и др. работы.

Всё это производило большое впечатление на учеников и заставляло задуматься о значении техники вообще и о будущем сельского хозяйства, когда трактор заменит лошадь. И Вы, молодое поколение, являетесь свидетелями этих перемен.

Культурно-просветительная работа школы

Ко всему написанному ранее должна заметить, что наша школа с самого начала своего существования не была оторвана от жизни, а была самым тесным образом связана с народом, она всегда считалась лучшей в Издешковском районе.

Одним из примеров этого может служить то, что как в дореволюционный период, особенно в период империалистической мировой войны, так и в годы гражданской войны, когда в армию были призваны огромное количество крестьян, многие семьи остались без кормильцев, в деревнях не хватало рабочих рук для производства сельскохозяйственных работ, школа организовала помощь беднейшим семьям и своим трудом помогала им.

Школа проводила посильную культурно-просветительную работу: учителя проводили беседы на исторические, антирелигиозные и другие темы общественной жизни страны.

При школе имелись кружки: драматический, хорового пения, струнно-музыкальный. Эти кружки проводили свои выступления не только на школьных вечерах, но и на сцене «Народного дома» в поселке Издешково.

Кроме вышеуказанных кружков культурно-эстетического значения были и другие, как, например, географическо-метеорологический, изучавший основные скопления звезд на небе (созвездия: большая медведица, северная корона, Орион, Кассиопея и др.), изучали климат нашего района, делая ежедневные записи температуры воздуха, количества осадков и т.д., а также топографию бассейна верховья реки Днепра и его притока в Издешковском р-не реки Дымки; проводились экскурсии к истоку её из озера близ деревни Бессоново, исследовали течение до устья, где она впадает в Днепр у деревни Ларино. Ввиду обилия лесов Дымка в те времена была значительно полноводнее.

  • На реке Дымке
  • На известковом заводе
  • Агроном

Исторический кружок занимался изучением родного края, какие великие люди родились и жили на Смоленщине.

Кроме этого, занимались тем, что через старожилов деревень отыскивали курганы, а также предполагаемые становища древних славян, беря их на учет и сообщая о них в краеведческий музей города Вязьмы. С этой целью делались экскурсии по окрестностям. В части упомяну, что в селе Негошеве одним крестьянином был найден и передан небольшой горшочек с серебряными деньгами – очень старинными, овальной формы с надписями и изображениями; надписи гласили о князе Андрее (только не помню каком). Эти монеты были переданы в краеведческий музей в гор.Вязьму и Московский Исторический музей, где они находятся по сие время.

В селе Негошеве существовала старинной архитектуры деревянная церковь: как памятник древне-русской архитектуры и письма.

  • Церковь в Негошево
  • Церковь в Негошево

Археологический кружок изучал и землю (почвы), делал экскурсии в село Гжель, где добывался известковый камень, в поисках окаменелостей растений и животного мира в известняке, делал экскурсии на известковые заводы.

Побывали в учебных сельско-хозяйственных заведениях в Крюкове, Овиновщине и Николо-Погорелом (делаю небольшое отступление, историческую справку: в Николо-Погорелом в части дворца была сельско-хозяйственная академия, остальные части дворца стояли заброшенными, разрушающимися. Дворец был подарен Екатериной II-й князю Потемкину-Таврическому).

Досуг издешковских школьников

И последнее, что я хотела рассказать Вам, это о досуге ребят, а также юношей и девушек станции и поселка Издешково.

Кроме драмкуржка, струнного и хорового пения в те времена молодёжь, как говорится, от мала до велика была увлечена спортом. Спорт принял форму массовости; вследствие этого в Издешкове по инициативе местного совета было организовано спортивное общество «Сокол». При школе силами учащихся была организована спортивная площадка, прекрасно оборудованная спортинвентарем, например, гигантские шаги, турник, подвесные кольца, параллельные брусья, лестница, шест и канат для подъема вверх и вниз, шведская стенка, бамбуковый шест для прыжков в высоту, гири и даже эспандеры и рапиры, и многое другое. При чем инвентарь приобретался за счет добровольных взносов самих же членов общества.

В Издешкове имелись две футбольные команды: юношеская и взрослых парней. При чем ребячья команда, состоящая из школьников старших классов, частенько обыгрывала парней.

Спортсмены, как легкоатлеты и гимнасты, так и футболисты, часто выезжали на соревнования «Олимпиаду» в Овиновщину и на станцию Дорогобуж; а также в гор.Вязьму и по своей организованности стояли на высоком счету.

В спортивной деятельности принимали участие как мальчики, так и девочки. Но!!!

На этом я хочу закончить свой рассказ о том, как жила и работала школа за своё долгое существование, как до революции, так и после Великого Октября. Школа, в которой училось и закончило учёбу несколько поколений людей, живших до и по сие время живущих людей в Издешковском районе, продолжает обучать и воспитывать строителей коммунизма.

Преподаватели Издешковской школы

Дорогие мальчики и девочки, в своих письмах вы просите меня, чтобы я рассказала Вам о первых учителях Вашей школы, как и кем пополнялся в дальнейшем преподавательский состав.

Охотно выполняю Вашу просьбу. В год открытия Издешковской школы, т.е. в 1909 г. на всю школу был один учитель – Мацарев Иван Тарасович, который учил одновременно все три класса, но он учительствовал в Издешковской школе один год и был переведен по его просьбе в Москву.

Семья учителей Михайловых

В 1910 году к началу учебного года была открыта вторая вакантная должность учителя, и в Издешковскую школу из Вязьмы был переведен опытный учитель Пётр Ильич Михайлов и назначена на должность второго учителя его жена Мария Семёновна Михайлова, начинающая работать впервые, где мы оба проработали 22 года с 1910 г. по август 1932 г..

Там же родились, выросли и учились наши дети Николай, Михаил, Александр (погибший смертью героя в Великую Отечественную войну) и дочь Зинаида.

В общей сложности мы с мужем проработали в деле просвещения учителями начальной школы по 43 года.

Петр Ильич Михайлов умер в 1939 г., а я нахожусь на пенсии.

Таким образом, за весь период своей работы мы дали начальное образование и трудовое воспитание более чем тысяче детей.

Многие ученики, учившиеся у нас, впоследствии стали научными работниками, врачами, летчиками, моряками, рабочими, общественными деятелями и проявили себя на служении Родине, а в годы Великой Отечественной войны отдали жизнь за свободу, честь и независимость нашей Отчизны.

За весь период учительской работы, кроме основных занятий со школьниками, несмотря на то, что у меня была большая семья, я вела общественную работу, еще в годы 1-ой мировой войны, а затем гражданской. Я сама и ряд школьниц под моим руководством шили большое количество мужского нижнего белья для наших воинов, чем вносили посильную лепту для достижения победы.

Особенно мне – учительнице Издешковской школы – пришлось потрудиться в период коллективизации сельского хозяйства Издешковского района.

  • Учителя
  • Учителя

По заданию партийных и советских организаций я проводила в деревнях разъяснительную работу о преимуществе колхозного строя перед единоличным ведением сельского хозяйства. Проводила среди крестьян подписку на государственные займы. По поручению сельского совета доводила до каждого крестьянского двора план сельхоз. работ на год и проверяла его выполнение.

Я написала Вам ранее, что я работала в нашей школе до осени 1932 г., в связи с тем, что мои четверо детей по окончании Издешковской, а затем и Вяземской школы учились в Москве в высших и средних учебных заведениях, я приняла приглашение одной из Московских образцовых школ о переходе к ним на учительскую работу.

Итак, с осени 1932 г. я стала работать в Москве вполоть до ухода на пенсию.

Теперь я снова вернусь к тому вопросу, где Вы спрашиваете, какие были ещё учителя в школе того времени.

Бурный рост школы, увеличение количества учащихся, возросший объём обучения и число преподаваемых предметов вынудило школу работать в две смены, а это, как и следовало ожидать, привело к увеличению числа педагогов; если до Революции в 1917 г. в школе работало только два человека: Петр Ильич Михайлов и я – Мария Семёновна Михайлова, - то после 1917 г. число учителей быстро возросло до 8-10 человек. Перечислю их:

Евгения Васильевна Кочановская,

Алексей Витальевич Орловский,

Мария Ниловна Орловская,

Надежда Арсеньевна Васильева,

Нина Сергеевна Дорошенко,

Вера Ниловна Демехина.

Кроме перечисленных мною учителей, были преподаватели по труду – столяр Андрей Семенович (из деревни Издешкшово), физкультурник Александр Иванович Дмитриев.

Ещё, кроме преподавателей, при школе были сторожа или как их называют технические служащие. В те времена эту должность исполняли только мужчины. Их обязанностью была колка дров, топка печей, кипячение воды для горячих завтраков, уборка классов (крашеные полы протирались ежедневно шваброй с мокрыми опилками). Назову их наших добрых помощников…:

дядя Мефодий – до 1917 г.

дядя Миша – до 19125 г.,

дядя Лёша – до ?

Все перечисленные учителя и преподаватели были высококультурными и большими знатоками школьного дела. До 1925 г. их (в том числе и меня) вызывали в каникулы на курсы в Москву и в Вязьму, где, кроме учебных предметов обучали преподаванию гимнастики, проведению игр, плясок на массовках, учили столярному, переплётному делу, умению владеть столярным инструментом, сделать полочку, маленький шкафчик для аптечки и несложные игрушки, переплести книжку, а также проводили опыты по добыванию кислорода, азота и др..

Все эти знания мы передавали школьникам. За все это мы, учителя, пользовались доверием и уважением как учеников школы и их родителей, так и всего местного населения.

Из указанных мною учителей в живых, по моему предположению, в настоящее время мало кто остался, но память о них должна сохраниться в истории нашей школы, так как они учили грамоте Ваших отцов и матерей.

Через несколько месяцев мне исполнится 74 года и мне приятно оглянуться назад, вспомнить Издешковскую школу с начала её существования, пройденные годы труда, тот труд, который я вложила в дело обучения и воспитания многих поколений советских людей.

Мне приятно сознавать, что мой путь в жизни, принятый в дни моей молодости, посвятить себя просвещению людей, стать учительницей – оправдал себя.

На склоне лет горжусь тем, что жизнь моя была прожита не напрасно, что я своим скромным трудом учительницы приносила людям пользу. А служить народу всегда было высшим идеалом для народного учителя.

  • Ученики
  • Ученики
  • Детская площадка

Мне приятно сознавать, что многие из тех, кто сейчас руководят предприятиями, учреждениями или скромно трудятся на порученных им участках работы, ещё, когда они были маленькими школьниками, мальчиками и девочками, - я водила их руку, уча писать буквы, читать слова, воспитывала уважение и любовь к труду, и знаниям, к людям труда, указывала дорогу к лучшему будущему.

Мне, прожившей почти 3/4 века, видевшей зарождение революционного движения, победу Октябрьской Социалистической Революции, становление Советской власти, Победу нашей Родины в смертельной схватке с фашизмом, - мне хочется сказать Вам:

Дети! Будьте достойны нашего старшего поколения в труде, овладевайте знаниями, любите свою Родину, идите ещё дальше по пути строительства новой жизни, будьте мужественными и стойкими.

На этом я заканчиваю своё повествование.

С приветом,

Мария Семёновна Михайлова.

25 декабря 1965 г.

VK
OK
MR
GP
На главную