Алфёрово

Материал страницы был обновлен 15.10.2024 г.

Варвара Дмитриевна
Римская-Корсакова
(Мергасова)


160 лет портрету

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно.
На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.
Лихачев Дмитрий Сергеевич, Академик РАН

Что интересного можно найти ныне в заброшенной деревне Алфёрово?

Деревня Алферово с высоты птичьего полета
Деревня Алферово, Смоленская область, Сафоновский район (май 2019 г.).
(Перейти в альбом «Деревня Алферово» на www.flickr.com можно, нажав на фото)
2019_05_alferovo03
Деревня Алферово, Смоленская область, Сафоновский район (май 2019 г.).
(Перейти в альбом «Деревня Алферово» на www.flickr.com можно, нажав на фото)

Разве не интересно, что эта земля и люди, возделывавшие её в середине 19-го века, внесли свой вклад в создание портрета, украшающего ныне парижский музей Орсе?!

Rymskaya-KorsakovaVD20240817012
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)

Те, кому интересно, продолжат читать дальше, а тех, кому неинтересно, можно смело отнести к внутренне скучным.



Малолетняя девица порутческая дочь Варвара Димитриева Мергасова

В метрических книгах села Третьякова с самого начала 1843 года попадаются следующие записи:
«Малолетней девицы порутческой дочери Варвары Димитриевой Мергасовой деревни дальнего Алфёрова крестьянин…»,
«Малолетней девицы порутческой дочери Варвары Димитриевой Мергасовой деревни Куракино крестьянин…» или
«Малолетней девицы порутческой дочери Варвары Димитриевой Мергасовой деревни Горлова крестьянин…»

Запись в метрической книге села Третьякова
Запись в метрической книге села Третьякова (ГАСО,1843, Ф.48, Оп.1, Д.1932)

Кто же такая малолетняя девица Варвара Димитриева Мергасова, которая владела крепостными крестьянами в Алфёрове, Куракине и Горлове?

А это не кто иная, как Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова – эпатажная умопомрачительная первая красавица Москвы, Петербурга и Парижа – великосветская дама с необузданным характером и скандальной репутацией, если верить Интернету.



Портрет Винтерхальтера

Идея появляться почти голой в общественных местах при большом скоплении светской публики (чем вызывать грандиозный скандал) родилась вовсе не 2023 году. Это изобретение 19-го века, и принадлежит оно Варваре Дмитриевне Римской-Корсаковой, урожденной Мергасовой. Достаточно набрать её имя в поисковой строке Яндекса или Google, и только от одних заголовков разгорается любопытство:

Выдача поиска
Ответ поисковых систем Интернета на запрос о Варваре Дмитриевне Римской-Корсаковой.

Как русская красавица затмила французскую императрицу и покорила Париж: Варвара Римская-Корсакова
(Культурология, Источник: https://dzen.ru/a/Xp9zd0KSiDERoV7A?ysclid=m27b7qaaso59794336)


«La Venus tartar»: несравненная Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова
(Источник: https://dzen.ru/a/YrpuYay-8wn22VaU)

«Венера из Тартарии»: эксцентричная красавица Римская-Корсакова
(Обаяние истории, Источник: https://dzen.ru/a/Y5c3Sj0RiyzXJX_G)

Великие истории любви. Русская Венера – Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова.
(Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43852535298/Velikie-istorii-lyubvi-Russkaya-Venera-Varvara-Dmitrievna-Rimska?ysclid=m27boxoul5320069317)

В Париже её называли татарская Венера
(Источник: https://proza.ru/2015/03/05/1268?ysclid=m27bb9hxbs621511084)

Нескромная красавица с портрета: как русская Венера покорила Париж и затмила французскую императрицу
(Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130117/33017/)


Каждое из этих повествований в обязательном порядке иллюстрируется портретом Варвары Дмитриевны работы художника Франца Винтерхальтера. Картина в настоящее время находится в парижском музее Орсе.

Римская-Корсакова
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)
Римская-Корсакова
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)
RРимская-Корсакова
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)
Римская-Корсакова
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)

Под портретом пояснение на французском и английском языках:

Римская-Корсакова
Ф.Ксавье Винтерхальтер (1806-1873). Портрет Мадам Римской-Корсаковой. 1864
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)

Nicknamed the "Tatar Venus", the Russian Countess Varvara Rimsky-Korsakov (1833-1878)  was one of the most beautiful women in Paris during the Second Empire. She commissioned several portraits from Franz Xaver Winterhalter, the Empress Eugenie's favourite painter. Here, he depicts her wearing a dressing gown, her hair untied, an erotically charged outfit for the male gaze in the 19th century. It's not a ceremonial portrait, but intimate imagine intended for her husband, the uncle of the famous composer Nikolai Rimsky-Korsakov.

Surnommée la «Vénus tatare », la comtesse russe Varvara Rimski-Korsakov (1833-1878) était l'une des plus belles femmes de Paris sous le Second Empire. Elle commanda plusieurs portraits à Franz Xaver Winterhalter, le peintre préféré de l'impératrice Eugénie. Il la représente ici en robe de chambre, les cheveux dénoués, une tenue chargée d'érotisme pour le regard masculin du XIXe siècle. Il ne s'agit pas d'un portrait d'apparat, mais d'une image intimiste destinée à son mari, l'oncle du célèbre compositeur Nikolaï Rimski-Korsakov.

Прозванная «Татарской Венерой», русская графиня Варвара Римская-Корсакова (1833-1878) была одной из самых красивых женщин Парижа во времена Второй империи. Она заказала несколько портретов Францу Ксаверу Винтерхальтеру, любимому художнику императрицы Евгении. Здесь он изображает ее в халате, с распущенными волосами, эротически заряженный наряд для мужского взгляда в 19-м веке. Это не парадный портрет, а интимное изображение, предназначенное для ее мужа, дяди знаменитого композитора Николая Римского-Корсакова.

Портрету в 2024 году исполнилось 160 лет, а Варвара Дмитриевна остаётся на нём молодой и прекрасной. Благодаря таланту художника красота Варвары Дмитриевны пережила её саму и прославила уже в 21-м веке, в веке Интернета. Спустя полтора столетия Варваре Дмитриевне вновь удалось произвести фурор среди очень широкого круга различных сообществ: все повторили друг за другом, что на картине Винтерхальтера «Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна», а также «Варвара Дмитриевна кажется и обнаженной, и закутанной одновременно».

Та же иллюзия с биографией Варвары Дмитриевны: кажется, что о ней уже известно всё. Но, в действительности, она «закутана» вуалью времени, сквозь которую лишь приблизительно угадываются факты её 45-летней жизни. Нет точных сведений о месте рождения этой прекрасной дамы. Неизвестно, кто была её мать. Остаётся загадкой, когда, где и от чего умерли её родители, рано оставив девочку сиротой. И можно лишь предполагать, где и кем она воспитывалась до замужества.

Здесь сразу стоит исправить прижившееся в Интернете заблуждение: современники в великосветском французском обществе называли Варвару Дмитриевну "Tatar Venus" (во французском варианте «Vénus tatare » – см. музейную табличку при портрете), что на русский язык переводится как «Татарская Венера», а не Венера из Тартара или Тартарии. Тартар – это в древнегреческой мифологии тёмная бездна, которая настолько же далека от поверхности земли, насколько от земли небо. Никакого отношения к Римской-Корсаковой при её жизни такое определение не имело.  Но и с татарами, а также Татарией, придется разобраться. Интернет-молва прочно связала имя Корсаковой с городом Костромой (дворяне Мергасовы владели костромскими вотчинами). А Кострома стоит на Волге. А где Волга, там и татары... И уже готов далеко идущий вывод «больших специалистов» в генетике: «В Корсаковой чувствуется уроженка волжских берегов, из века в век дававших пристанище и славянам, и калмыкам, и булгарам». Это искажение информации есть результат ассоциаций современных пользователей Интернета. Что же касается французов, среди которых Варвара Дмитриевна жила во второй половине 1860-х, в 1870-х годах, то там, после неудачного военного похода Наполеона Бонапарта в Россию, родилась поговорка «Поскреби любого русского, найдешь татарина». Так с тех пор и повелось. Варвара Дмитриевна не стала исключением.

Наша цель: скинуть вуаль заблуждений – старинных и новейших, и обнажить реальную историю.

Что же мы можем узнать о Варваре Дмитриевне на просторах Интернета?

Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879), была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга. Надменный Париж склонялся в восхищении перед красотой той, кого называли «Венерой из Тартара».
В 16 лет  она вышла замуж за остроумного и веселого красавца, гусара, любимца “света” Николая Корсакова (1829-1875). 
Семья будущего мужа Варвары Дмитриевны была широко известна в обеих российских столицах. Все мужчины этого рода отличались статной фигурой, высоким ростом и прочими внешними достоинствами. Бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами.
Казалось, союз Варвары Дмитриевны и Николая Сергеевича ничем не разрушить. Супруги Римские-Корсаковы регулярно появлялись на балах, посещали лучшие гостиные и вообще были дружны. Лев Николаевич Толстой вывел эту заметную чету в образе Корсунских в романе «Анна Каренина». «Лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, женатый красивый и статный мужчина». А в «невозможно обнаженной красавице Лиди» легко узнается Варвара Дмитриевна.
Позже, расставшись с мужем, Варвара Дмитриевна поселилась в Ницце.
Источник: https://www.kraevedclub.ru/index.php/----mainmenu-31/---mainmenu-63/84-2015-04-07-08-17-58


Варвара Дмитриевна происходила из богатой и знатной семьи. В 16 лет стала женой русского аристократа - Николая Римского-Корсакова, в семье которого было много военачальников, политиков и государственных деятелей. Свадьба Николая и Варвары состоялась 20 мая 1850 года. Первенец молодоженов, если верить существующим документам, родился через три месяца после свадьбы, в августе того же года. Николаю тогда минуло 20 лет, а Варваре было 16. В 1853 году у супругов родился второй ребенок — сын Николай, через два года — Дмитрий. Интересно, что по желанию Льва Толстого Варвара и Николай Римские-Корсаковы под фамилией Корсунских попали в знаменитый роман «Анна Каренина». В браке Варвара Дмитриевна расцветала нежным цветком, наслаждаясь своей красотой. Она шила себе эффектные наряды — бархат, шелк, украшения. Даже наличие троих детей не изменило внешности, а, напротив, добавила ей очарования.
Лев Толстой так описывает в романе своих героев: «С кем мы не знакомы? Мы с женой как белые волки, нас все знают», — говорил Егорушка Корсунский Анне Карениной, приглашая ее на вальс. Толстой описывает его не без иронии — «лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина». И прибавляет: «Там была до невозможного обнаженная красавица Лиди, жена Корсунского...». И описание это до боли истинное и даже пророческое. 
Брак Николая и Варвары продлился недолго. После развода Римская-Корсакова переехала в Париж, где она довольно быстро освоилась в качестве светской дамы и где ее стали называть «Венерой из Тартара». 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220520/46389/?ysclid=m17nulu5u2946428972


Обладая роскошной естественной красотой, Варвара Дмитриевна не стеснялась ее активно демонстрировать, что однажды привело к громкому скандалу. Варвара Дмитриевна была приглашена на зимний бал в Париже в 1863 году, куда решила прийти в провокационном наряде. Она была одета в платье, состоящее из одной только шифоновой ткани. Это был очень прозрачный наряд в стиле жрицы Танит (героиня романа Саламбо Гюстава Флобера, который был крайне популярен в 1862 году). 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220520/46389/?ysclid=m17nulu5u2946428972

Естественно, великолепный гармоничный силуэт Римской-Корсаковой был откровенным, гости были шокированы. Императрицу Евгению (которая, кстати, имела славу законодательницы мод) настолько возмутил наряд Варвары Дмитриевны, что та велела вывести ее из зала. Скандал был грандиозным. 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220520/46389/?ysclid=m17nulu5u2946428972

«Русская Венера действительно шокировала высший свет своими слишком откровенными нарядами. Говорили, что на курорте в Биаррице русская Венера выглядела так, «как будто только что вышла из ванны». А на балу в Министерстве морского флота она появилась на колеснице в наряде дикарки, на ней были только лоскуты ткани и перья, что позволило всем окружающим оценить «самые совершенные ноги во всей Европе».
Источник: https://dzen.ru/a/Xp9zd0KSiDERoV7A?ysclid=m17nrcwalt22851765

«Князь Д. Оболенский, который был с ней знаком, писал, что Варвара Дмитриевна «считалась не только петербургскою, но и европейскою красавицей. Блистая на заграничных водах, приморских купаньях, в Биарице и Остенде, а также в Тюильри, в самый разгар безумной роскоши императрицы Евгении и блеска Наполеона III, Варвара делила успехи свои между петербургским великим светом и французским двором, где ее звали Венерой».


Все эти авторы, к сожалению, в основном, копипастят друг друга, не занимаясь реальным исследованием.

На данный момент «всезнающий» Интернет не даёт ответа на вопрос: где  же родилась она сама – эта «несравненная», «эксцентричная», «нескромная» русская красавица, родившая идею будоражить чопорное светское общество неприкрытой наготой?  И не было ли у неё других достоинств, более заслуживающих внимания и изучения?

В этих многочисленных копипастах мало говорится о том, что источником богатства Мергасовых, помимо костромских вотчин, были их владения в Вяземском уезде Смоленской губернии. Да и жили они здесь же, что зафиксировано документами и метрическими книгами сёл Сережани, Третьякова и Бессонова.

Обращение прихожан Сережани – дворян-помещиков, к архиепископу Тимофею. 30 Мая 1857 (ГАСО Ф.1 Оп.4 Д.177 Л.68-68об.)
Подпись Фавсты Петровны Мергасовой на Обращении прихожан Сережани – дворян-помещиков, к архиепископу Тимофею. 30 Мая 1857 (ГАСО Ф.1 Оп.4 Д.177 Л.68-68об.)

Варваре Дмитриевне, начиная с 1843-го года, принадлежало по половине крестьян каждой из трёх деревень: Алфёрово (Большое или Дальнее), Куракино и Горлово, относящихся к приходу Спасо-Преображенской церкви села Третьякова (Волкова). Второй половиной этих деревень владел генерал-майор Саполович (Сапалович) Павел Яковлевич (умер 20.06.1876). После отмены крепостного права, в 1862-м году, в год отъезда во Францию, они записывались как «помещицы Корсаковой временно-обязанные крестьяне».

Таким образом, история создания шедевра Франца Ксавера Винтерхальтера напрямую связана с историей окрестностей Алфёрова – деревнями Алфёрово, Куракино и Горлово. Предки уроженцев этих деревень трудились, создавая материальные блага для обеспечения яркой жизни своей помещице Варваре Дмитриевне. В том числе, и для оплаты заказов ею своих портретов у самого модного европейского художника – ведь он  писал портреты королей и принцесс. Винтерхальтер же, в свою очередь, оставил потомкам крепостных крестьян Корсаковой уникальную возможность увидеть через 160 лет, как выглядела эта экстраординарная женщина, оценить не только её внешность, наряды и украшения, но и нравы того времени. Франц Ксавер создал прекрасный повод для возбуждения любопытства к истории. Для умеющих находить интересное – это королевский подарок от немецкого художника.



Биография В.Д. Римской-Корсаковой


Краткая биография Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (Мергасовой) в известных и документально подтвержденных фактах:

1779  — Мергасовы уже владеют сельцом Ершино (за 54 года до рождения Варвары Дмитриевны). Один из владельцев – Василий Иванович Мергасов, дед Варвары.

1810, 22 октября — у Василия Ивановича и Фавсты Петровны Мергасовых родился сын Дмитрий (отец Варвары Дмитриевны). Крещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Сережани.

1833, 1 ноября — родилась Варвара Дмитриевна Мергасова.

1835, 2 февраля  — Дмитрий Васильевич Мергасов (отец Варвары Дмитриевны) по домашним обстоятельствам уволен со службы штабс-ротмистром. Служил   адъютантом графа И.Ф. Паскевича, в службу вступил подпрапорщиком 22 июня 1827 года.

1835 – дед Варвары – поручик Василий Иванович Мергасов, пристроил еще один придел к церкви в Сережани – святой иконы Божией Матери Одигитрии, т.е. через два года после рождения внучки.

1843 — Фавста Петровна стала значиться вдовой в метрических книгах села Третьякова. Владелицей крестьян деревень Алфёрово, Куракино и Горлово стала «малолетняя девица порутческая дочь Варвара Димитриева Мергасова». Ей было 10 лет на тот момент.

1850, 28 мая — вышла замуж за графа Н.С. Римского-Корсакова

1851, 23 июля 1851 утверждён раздельный акт между 8-летним Николаем Александровичем Мергасовым (родился в 1843 году) и 18-летней Варварой Дмитриевной.

1851, 7 августа — рождение сына Сергея (ум. 1910)

1853, 11 октября — рождение сына Николая (ум. ?)

1853 — муж отправился на Крымскую войну

1855, 10 февраля — рождение сына Дмитрия (ум. 1890)

1857, зима — муж стрелялся на дуэли с г-ном Козловым

1857, 30 мая — Фавста Петровна (бабушка Варвары) подписывает письмо в защиту священника Константина Орлова, обвиненного в причастности к «бунту» в селе Бессоново.

1858 — весь год крестьяне деревень Горлово, Алфёрово и Куракино в метрической книге села Третьякова (Волкова) записываются как «подпорутчицы Фавсты Мергасовой крестьяне» – записей о Варваре Дмитриевне нет.

1858 г — Винтерхальтер написал первый портрет, ныне находящийся в картинной галерее в г. Пенза

1858-1859 — фотопортрет В.Д.Римской-Корсаковой «Светопись Левицкаго».

1860, 30 сентября — Варвара-Дмитриевна заключила контракт-обязательство на поставку спирта в казну на 1861-й год из Сычевки в Вязьму.

1861, 3 июня — письмо Вяземскому П.А. из села Красное.

1861 — развод и переезд во Францию.

1862 — поселилась в Пасси (Passy), близ Парижа.

1862 — Эмиль Вайдтейфель посвятил Варваре Дмитриевне вальс «Souvenirs de Biarritz» («Воспоминания о Биарритце).

1862 — весь год крестьяне деревень Горлово, Алфёрово и Куракино в метрической книге села Третьякова (Волкова) записываются как «помещицы Корсаковой временно-обязанные крестьяне».

1863, зима — появилась на балу в костюме жрицы Танит (персонаже романа Г. Флобера «Саламбо»).

1864 — Винтерхальтер написал второй портрет, ныне находящийся в музее Орсэ во Франции.

1866, февраль — на одном из балов появилась в костюме королевы варваров.

1870 — рухнула империя Наполеона III и Варвара Дмитриевна переезжает в Ниццу.

1873, 8 июля —  Винтерхальтер заразился тифом во время поездки во Франкфурт-на-Майне и умер в возрасте 68 лет.

1873—1877 — Лев Толстой работал над романом «Анна Каренина», в котором использовал образ Варвары Дмитриевны и её супруга в качестве прототипов для блистательной четы Корсунских.

1878, 18 декабря — от болезни сердца Варвара Дмитриевна умерла в возрасте 45 лет. Место погребения: Cimetière russe de Caucade, Ницца, Франция

Чтобы более подробно познакомиться с биографией Римской-Корсаковой, читайте здесь http://7.denm2.z8.ru/.



Римская-Корсакова – смоленская помещица и владелица винокуренных заводов

По воспоминаниям современников, Варвара Дмитриевна Мергасова рано осталась сиротой и получила «неважное воспитание в доме своей бабушки, мало известной в Москве старухи Мергасовой, которая называла свою внучку не иначе как “моя ла Варенька”». Старуха эта – Фавста Петровна Мергасова, жила в сельце Ершино, что рядом с Сережанью и Якушкиным.

Помещичий дом в Ершино
Помещичий дом в Ершино

Воспитание, может быть, было и неважным, зато красота, взращенная рядом с Вязьмой-рекой, получилась отменная и способная возбуждать зависть недоброжелателей.

Итак, где бы ни было место рождения Варвары Дмитриевны, биография её больше связана со смоленской историей, чем с костромской. Сельцо Ершино, где жила бабушка «Лавариньки» – Фавста Петровна, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сережани, где грибоедовский прототип Фамусова крестил отца Вареньки Мергасовой – это Смоленская губерния, Вяземский уезд, а не «волжские берега».

ershino_201908_04_ed
Вид бывшего поместья Ершино (с парком) сверху. Маленький четырехугольник внутри большого - приблизительное расположение главного дома.
(Перейти в альбом «Ершино» на www.flickr.com можно, нажав на фото)
ershino_201908_17_ed
Ершино.
(Перейти в альбом «Ершино» на www.flickr.com можно, нажав на фото)
ershino_201908_56
Сказочная липовая аллея парка в Ершино, которая помнит Варвару Дмитриевну.
(Перейти в альбом «Ершино» на www.flickr.com можно, нажав на фото)

Помимо владения крепостными, Варвара Дмитриевна получала в Смоленской губернии доход от винокуренных заводов, находящихся в сельцах Красном и Петровском. Согласно контракту, заключенному ею 30 сентября 1860-го года в Смоленской Казенной палате, она обязалась «выкурить из хлеба и поставить в казну спиртом в прочных бочках на 1861 год, узаконенной доброты вина» 19500 вёдер «без дурного запаха, пригари или какой-либо дурной примеси», изготовленного на собственных заводах при сельцах Петровском и Красном Вяземского уезда. За это количество вина ей следовало получить от казны всего 16965 рублей серебром, т.е. по 87 копеек за ведро (Источник: ГАСО, Ф.10, Оп.6, Д.252). Для сравнения, в это же время известный помещик Дмитрий Александрович Путята заключил контракт на поставку  в город Вязьма 9000 вёдер спирта всего на сумму 7813 рублей. Варвара Дмитриевна действительно всё лето 1860-го года провела в Красном, а не в столицах, о чём сама же и писала в своём письме поэту Вяземскому.

Дело о подряде вина
Дело о подряде вина у жены штабс-ротмистра Варвары Дмитриевны Римско-Корсаковой для нужд Смоленской губернии

Вся эта проза жизни никак не вяжется с образом Римской-Корсаковой, созданным ей молвой. К счастью, в это время уже была изобретена фотография. И на ней можно увидеть, какая Варвара Дмитриевна была на самом деле. Легко видеть, что Винтерхальтер мастерски сочетал точность портретного сходства с льстивостью красоте. Фотография в то дофотошопное время была ещё беспристрастна. На ней Варвара Дмитриевна вполне похожа на богатую помещицу и владелицу винокуренных заводов.

VarvaraKorsakova_by_Levitsky1858
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова. ~1858
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)
VarvaraKorsakova_Mergasova
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова.
(Перейти в альбом «Римская-Корсакова» на www.flickr.com)

После ухода в мир иной Фавсты Петровны (предположительно в 1861-м году) и смерти Варвары Дмитриевны, настигшей её во Франции 18 декабря 1878-го года, старинное имение Ершино начало приходить в упадок. Но через 22 года, 7 марта 1900 года, был подписан раздельный акт между наследниками Мезенцовых, что дало возможность купить это имение в 1901 году Сергею Петровичу Мезенцову, который 5 сентября 1901 года обвенчался с внучкой Пушкина – Верой Александровной Пушкиной. Таким образом была вписана новая яркая "литературная" страница в историю округи Алфёрова.

 В окрестностях Алфёрова скрыто ещё много интересного, если  не быть внутренне скучным человеком.



Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня

www.alferovo.ru в социальных сетях