Материал страницы был обновлен 14.11.2023 г.
Когда молчит история, слово берёт легенда. Род дворян Якушкиных владел землями округи села Третьякова, деревень Зимницы, Кононово, Уварово и других на протяжении четырёх веков. Но хорошо помнили только одного декабриста Якушкина, вотчина которого находилась в Жуково. Деяния Ивана Дмитриевича Якушкина успешно прошли все идеологические фильтры. Его имя даже осталось в семейных преданиях местных жителей.
Анастасия Васильевна Волкова (в девичестве Васильева) родилась в деревне Уварово в 1928 году. Долгие годы она работала преподавателем русского языка и литературы Казулинской школы. Её семья изобрела элегантный способ сохранения семейной родословной, передавая из поколения в поколение «предание о Платоновой десятине». В этой красивой легенде было зашифровано генеалогическое древо рода Васильевых-Матвеевых с Уварова за весь 19-й век. Анастасия Васильевна поведала [1]:
«В 1943 году послала меня мама с другой девчонкой (33-го года рождения) пахать на быках Платонову десятину. Там собирались посеять рожь. Мне в то время должно было исполнится 15 лет. Я спросила: «Мам, а почему называется Платонова десятина? Там же никаких домов нет...». А она так отвечает: «Платон был прадед твоего папки. Человек он был большой души. Очень добрый был. Сильный был, высокий! Он в морозы ходил без шапки и рукавиц. А морозы были за сорок градусов!
Раньше ездили в извоз, дрова возили. Если какая лошадёнка застрянет, Платон в одиночку сани руками вытаскивал. Всегда был готов другим помочь, если у кого какое несчастье. Однажды работал он с товарищами. Какому-то барину возили лес недалеко от Днепра. Имени того барина не знаю, потому что раньше звали только барин – и всё. Тот барин одного бедняка рассчитал неправильно, обидел! Тогда Платон дождался этого барина на дороге, у берега Днепра, взял его за шиворот и окунул в прорубь раза три, да посадил на место в сани! Барин тут же на Платона в суд подал. Но тут вмешался Иван Дмитриевич Якушкин. Он стал стыдить барина, говорить, что справедливо его Платон наказал! Стыдно должно быть с нищего последнюю рубашку снимать! Но тот упёрся. Мол, такой этот Платон, сякой, под суд его и на каторгу! Тогда Иван Дмитрич предложил ему выкуп. Точную сумму не назову, но сумма была огромной. Так Иван Дмитрич Якушкин выкупил Платона.
Выкупил он его и говорит: «Платон, у тебя семья большая. Сыновья большие, сильные. Вот тебе десятина лесу – даю я тебе бесплатно. Вырубай его, строй себе дом. Пни выжгешь, землю обработаешь – и живи здесь. Я с тебя за это ничего брать не буду». Так и было. Вырубил Платон с сыновьями лес, нарубил себе хлевов, построил избу».
У Платона народился сын Никифор, у Никифора – сын Матвей, а у Матвея – Василий – мой отец. Никифора я не помню, а Матвея помню, и брата его Михаила помню. А название «Платонова десятина» так и сохранилось за этим местом.
С тех пор я стала интересоваться судьбой Якушкина-декабриста и его родственников».
У легенды нет обязательства быть буквальной истиной. Ей всегда присуще иносказание. Что здесь правда, а что вымысел? Попробуем разобраться. В рассказе Анастасии Васильевны отсутствует такая деталь, как кто же был хозяином Платона? Был ли это обиженный барин или кто-то другой? Ведь ни казнить, ни миловать крепостного крестьянина без участия того помещика, которому он принадлежал, было невозможно. Запомним этот факт и попробуем восстановить картину прошлого, обратившись к документам ГАСО – Государственного архива Смоленской области. «В любой науке столько истины, сколько в ней математики», – утверждал Иммануил Кант. Математика истории – это даты. Они должны безоговорочно сходиться.
Что нам известно из легенды? То, что в начале XIX века на Уварове жил крестьянин Платон, у которого был сын Никифор. У Никифора родился сын Матвей, а у того в свою очередь – сын Василий.
Согласно «Ревизским сказкам дворовых людей и крестьян по имениям помещиков Вяземского уезда» [2] в сельце Уварово в 1858 году проживала семья крестьянина Платона Егорова, который принадлежал дворянину Якушкину Дмитрию Всеволодовичу. В документе указано, что в 1858-м году Платону было 48 лет от роду, т.е. по документу он был 1810 года рождения (на самом деле – 1808). У Платона был сын Никифор от 1-го брака 1837-го года рождения. Вторая жена – Агафия Васильева (37 лет, т.е. 1821 года рождения) и дочь от первого брака – Матрена Платонова, которой 14 лет (1844 года рождения).
Имена отца Платона и сына его Никифора дают веские основания полагать, что мы нашли нужную нам семью. Также следует обратить внимание, что у Платона было два племянника – Иван Андреев (~1825 г.р.) и Семен Андреев (~1830 г.р.).
Декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина арестовали 10 января 1826 года. Даже по таким исходным данным получается, что Платону могло быть никак не более 15-17 лет, когда он осмелился окунуть барина в прорубь. Такое событие маловероятно. И никаких «сыновей больших, сильных» у него тем более не могло быть в те годы.
Кроме того, в этом же документе есть приписка, что крестьяне эти «Достались по раздельному акту, учиненному с матерью Капитан Лейтенантшею Маргаритой и сестрой девицею Надеждою Якушкиными в 1858 году и народились при деревне Солоповой по 9-й ревизии». Т.е. крестьянин Платон не был ни куплен, ни выкуплен у другого помещика, а Солопово находилось неподалёку от сельца Изборово – вотчины дворян Юкавских, из рода которых была бабушка Дмитрия Всеволодовича.
В документах XIX века на предмет точного указания возраста крестьян совсем не заморачивались. Поэтому необходимы дополнительные источники информации, чтобы удостовериться в правильности наших выводов. Заглянем в ещё один очень важный документ – исповедальные ведомости села Третьякова за 1824 год [3] .
Согласно этому документу в 1824 году в деревне Уварово проживает крестьянин Платон Егоров, которому 13 лет (значит, по этому документу он родился приблизительно в 1810-м или в 1811-м году).
Здесь же значатся вдова Праскева Осипова, 59 лет (по всей видимости, мать Платона), сын ее Андрей Егоров, 20 лет (~1804 года рождения) с женою его Стефанидой Павловой, 17 лет.
Но принадлежат эти крестьяне в то время вдове капитанше Александре Петровне Якушкиной (проживала в 1824-м году в сельце Дубки) – жене умершего в 1821-м году в возрасте 32 лет Евгения Петровича Якушкина [4] . Он доводился родным братом Всеволоду Петровичу Якушкину – отцу Дмитрия Всеволодовича. У Евгения Петровича остались две малолетние дочери – Александра и Анастасия. Их мать Александра Петровна также умерла молодой – не позже 1838 года.
По всей видимости, в период времени с 1824-го года по 1858-й раздельные акты между Якушкиными учинялись не единожды после смерти кого-то из Якушкиных, и хозяева у крестьян из-за этого менялись. Для нас здесь важно лишь совпадение имён: в документе 1858-го года у Платона значатся два племянника с отчеством «Андреевичи». Значит, это нужная нам семья.
Других Платонов в Уварове в то время не было.
И, чтобы удостовериться окончательно, необходимо найти подтверждение в метрических книгах села Третьякова.
Действительно, находим записи со знакомыми нам именами в метрической книге за 1872 год [5] :
Запись №20 от 8 (крещён 9) июля 1872 года [6] .
Родился Михаил у Жуковской волости деревни Уварово крестьянина Никифора Платонова и законной жены его Евдокии Тарасовой, оба православные. Восприемники при крещении оной же волости и деревни крестьянин Тимофей Петров и крестьянина Евстафия Зосимова [7] жена Матрона Захарова.
Ровно за год до этого, 7 июля 1871 года, у этой же пары родился сын Прокопий [8] .
В метрической книге за 1887 год обнаруживаем запись о браке Матфея Никифорова и Марии Матфеевой [9] – это бабушка и дедушка Анастасии Васильевны:
Запись №11 от 2 ноября 1887 года.
Жених: прихода села Волкова Жуковской волости деревни Уварова крестьянин Матвей Никифоров православного вероисповедания первым браком, 19 лет (родился 15 ноября 1868 года).
Невеста: прихода села Волкова Жуковской волости деревни Уварова крестьянская дочь девица Мария Матфеева православного вероисповедания, 19 лет (родилась 10 августа 1868 года).
По жениху поручителями были Жуковской волости деревни Уварова крестьянин Семен Андреев и Михаил Никифоров.
По невесте оной же волости и деревни крестьяне Андрей Матфеев и Иван Стефанов.
Таинство венчания совершил священник Алексей Белявский с псаломщиком Алексеем Страховым.
Этих найденных сведений вполне достаточно, чтобы убедиться в истинности рассказа Анастасии Васильевны.
И, наконец, самая главная находка – запись о рождении самого Платона:
1808 м-ца Ноября 18 (крещён 18) Вотчины помещицы Марфы Якушкиной сельца Уварова крестьянина Егора Мартынова с женою его Прасковею Осиповою родился сын Платон крещен 18 приходским священником с причтом, а при крещении его восприемниками были того сельца крестьянин Иван Спиридонов восприемница девица Анна Иванова.
ГАСО Ф.48. Оп. 1. Д.308. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церкви Преображения Господня с.Волково Вяземского уезда за 1768-1820 годы
Эта запись – ещё одно подтверждение того, что Платон всегда принадлежал Якушкиным и родился в сельце Уварово у крестьян вотчины бабушки Дмитрия Всеволодовича – Марфы Якушкиной.
Удалось также найти и запись о смерти Платона Георгиева (Егорова), согласно которой он умер 13 (похоронен 15) февраля 1888 года в возрасте 86 лет (так в документе) [10] . Как было уже указано, возраст в документах 19-го века указывался весьма приблизительно. Теперь документально установлено, что Платон прожил 79 лет – немного не дожил до своего 80-летия. Погребли легендарного Платона на новом кладбище при Третьяковской церкви.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Платон (5) действительно существовал, и его потомками были Никифор (4), Матвей (3), Михаил (3") и Василий (2) – всё в точности, как рассказывала Анастасия Васильевна (1) со слов своей мамы Александры Фёдоровны (2'). Предание не только документально подтвердилось, но и добавилось ещё одно колено к родословной.
А что же с красивой легендой?
Критики народных мифов зачастую забывают, что доказательства требует не только правдивость легенды. Обратное утверждение о том, что легенда – ложь, также необходимо чётко обосновывать. То, что такого не могло быть, вовсе не следует по умолчанию. Народная мудрость гласит: дыма без огня не бывает. Сам факт существования легенды на протяжении столетий уже говорит в её пользу. Любой миф может быть не верен в деталях, но не возникает на пустом месте. Как минимум, у него есть причина возникновения и авторы. И это – уже исторический факт. Добавление в рассказ потомками Платона в качестве действующего лица декабриста Якушкина превратило вполне достоверную историю в миф — поэтическую фантазию на историческую тему. С другой стороны, точность перечисленных имён свидетельствует о том, что такая история действительно имела место, и необходимо лишь понять, какие детали исказились?
Нет никаких оснований полагать, что история про то, как добрый крестьянин Платон, обладавший могучим телосложением, позволил себе поставить на место при помощи окунания в прорубь кого-то из местных помещиков, была придумана предками Анастасии Васильевны. Хотя бы по той причине, что у них на это не было никаких причин. Они просто передавали своим детям то, что слышали от своих предков. Очевидно, что такое неправомерное действие крепостного крестьянина должно было обязательно повлечь за собой разборки между дворянами – между обиженным барином и хозяином Платона. Нет также ничего неправдоподобного в том, что описанный конфликт можно было уладить при помощи большой суммы денег.
Хозяина Платона уже удалось установить – и в 1824-м году, и в 1858-м году фамилия его точно была Якушкин. Платон принадлежал Якушкиным с самого своего рождения. Только то был не Иван Дмитриевич (декабрист), а другой Якушкин – его родственник.
Реально ли теперь установить настоящих действующих лиц этой истории? «Логика может привести вас из пункта А в пункт Б, а воображение – куда угодно», – утверждал гений Эйнштейн. Зададимся вопросом, почему всё же Платон сначала числится крестьянином Евгения Петровича Якушкина, а потом оказывается в числе крепостных, принадлежавших потомкам его родного брата? Добавив воображение к известным документальным фактам, можно предложить следующую непротиворечивую картину прошлого. Известно, что хозяйка Платона – вдова Александра Петровна Якушкина, после смерти мужа вышла замуж за 12-го класса господина Александра Петровича Щетихина, который владел сельцом Мишино на реке Вязьме (приход церкви села Сережань). Венчание состоялось 4 ноября 1826-го года в церкви села Третьякова (Волкова) [11] . Она родила ему троих детей: Марью (1827 г.р.), Павла (1829 г.р.) и Петра (1830 г.р.) [12] . К 1838 году Александра Петровна уже умерла, а Щетихин в исповедальных ведомостях числится хозяином уваровских крестьян своей жены при малолетних падчерицах, оставшихся сиротами: Александре Евгеньевне [13] и Настасье Евгеньевне Якушкиных [14] . Возможно, что именно с этим своим новым хозяином возмужавший Платон и вступил в конфликт, защищая попранную справедливость. Это вполне могло послужить причиной того, что родной брат первого мужа Александры Петровны – Всеволод Петрович Якушкин, заступился за крестьянина, которого хорошо знал, и уладил дело деньгами. При этом Платона он забрал к себе (возможно, изначально отправив подальше в имение матери в Солопово), а в конечном итоге, когда страсти уже улеглись, и тот уже обзавёлся семьёй и у него родился сын Никифор, позволил ему вернуться в родное Уварово. И даже выделил ему там землю, которая вошла в историю под названием "Платонова десятина". Такая картина вырисовывается из известных фактов: Никифор родился в 1837-м, но в 1838-м году ни в Дубках, ни в деревне Уварово семья Платона ещё не числится.
Слабая память поколений хранит лишь легенды. Они никогда не опираются на связь между фактами, но всегда выражают подлинное значение событий, давая людям истину. Для установления фактов служат сохранившиеся документы. Все Якушкины отличались не только благожелательным отношением к крестьянам, но, отбросив все предрассудки, стали даже брать себе жен из крестьянок. Полностью забыт был тот факт, что женой дворянина Дмитрия Всеволодовича Якушкина была крестьянка Евдокия (Авдотья) Семёнова. Она родилась в сельце Уварово 1 марта 1852-го года и была незаконнорожденной дочерью Дарьи Васарионовой (отчество Семёнова было дано ей по крестному отцу). У неё было два брата (тоже незаконнорожденных). Дед Евдокии – Васарион Васильев (~1807 г.р.), был дворовым человеком Якушкиных в сельце Уварово, а в 1858-м году достался Дмитрию Всеволодовичу по раздельному акту с его матерью и сестрой. Евдокия Семёнова родила Якушкину не менее десяти детей – все они были незаконнорожденными. Старшим из детей был Иван Дмитриевич Якушкин – полный тёзка декабриста, родившийся 7 августа 1871-го года [15] . Местные жители запомнили его как «Ивана Митрича». Иван Митрич в свою очередь женился на крестьянке Татьяне Ивановне Латышевой. Их венчание состоялось 24 января 1896 года [16] . Ровно за год до этого, 27 января 1895 года узаконили свои отношения его родители – дворянин Дмитрий Всеволододович Якушкин и крестьянка, внучка дворового человека Евдокия Семёнова.
Уваровские Якушкины – это местный символ прогрессивного мировоззрения, основанного на терпимости и гуманности. Они объединили в себе древнейший достойный дворянский род и местное крестьянство.
И уже не легенда, а быль: в послевоенное время, в 50-е годы, внук Ивана Митрича, работавший врачом в Смоленске, посетил родину предков – Уварово. Так сложилось, что незадолго до его приезда трое жителей Уварова попали в автоаварию под Вязьмой, что повлекло для одного из них длительные проблемы со здоровьем. Якушкин, узнав о такой беде, вызвался помочь и пригласил приехать в Смоленск. Обещал встретить, как своих родственников и к любым врачам привести на прием. Обещание выполнил. Так его там и запомнили – по делам его…
Декабрист Якушкин сыграл двоякую роль в этой истории: с одной стороны, он своей славой полностью затмил уваровских Якушкиных. Но, с другой стороны, благодаря ему сохранилась память и о них. Дмитрий Всеволодович Якушкин, его сын Иван Дмитриевич (Иван Митрич) и их потомки не прославились тем, что обещали «убить царя». Они верили в возможность уничтожить зло и построить справедливое общество. На пути к большому результату нужны маленькие шаги. Якушкины в своих поступках руководствовались природным равенством всех людей. Они не обижали людей и на практике внедряли в жизнь идеалы декабристов: строили отношения между людьми, основанные на справедливости, доброте, взаимопомощи и уважении человеческого достоинства.
Вот такая достойная история у Уварова.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня
[1] Полные воспоминания Анастасии Васильевны Волковой можно прочитать здесь http://alferovo.ru/volkovaav.html
[2] ГАСО Ф.10. Оп. 5. Д.1107. Ревизские сказки дворовых людей и крестьян по имениям помещиков Вяземского уезда, на буквы «Т-Я» за 1858 год;
[3] ГАСО Ф.48, оп.2, Д.693. Исповедальные ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1824 год;
[4] ГАСО Ф.48. Оп. 1. Д.1121. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церкви Преображения Господня с. Волково Вяземского уезда за 1821 – 1837 годы;
[5] ГАСО Ф.48. Оп. 1. Д.2831. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церквей Вяземского уезда за 1872 год;
[6] Все даты приводятся по старому стилю;
[7] Евстафий Зосимов – предок Воронцовой Анастасии Арсентьевны, с воспоминаниями которой можно ознакомиться здесь http://alferovo.ru/voronzova.html;
[8] ГАСО Ф.48. Оп.1. Д.2794. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церкве Вяземского уезда за 1871 год;
[9] ГАСО Ф.48. Оп. 2. Д.1948. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти за 1887 год, часть 4;
[10] ГАСО Ф.48. Оп. 3. Д.4. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти за 1888 год, часть 4 (церкви NoNo 48-62);
[11] ГАСО Ф.48. Оп. 1. Д.1121. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церкви Преображения Господня с. Волково Вяземского уезда за 1821 – 1837 годы;
[12] ГАСО Ф.48. Оп.2. Д.616. Исповедальные ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1838 год;
[13] Александра Евгеньевна Якушкина стала основательницей Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря https://bogolyub.ru;
[14] Настасья Евгеньевна Якушкина, по всей видимости, вышла замуж за капитана Николая Николаевича Лопухина и поселилась в сельце Кононово;
[15] ГАСО Ф.48. Оп.1. Д.2794. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церквей Вяземского уезда за 1871 год;
[16] ГАСО Ф.48. Оп.3. Д.34. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти за 1896 год, часть 3 (церкви NoNo 35-50);