Алфёрово

Ларино в 1889


Историко-статистическое описание села Ларина,
Вяземского уезда*)

Автор: Свящ. Александр Яблонский

*) Источниками при составлении сего описания служили:
1) местный церковный архив, состоящий из метрических и приходо-расходных книг, клировых ведомостей и других документов; 2) летопись позднейших событий, веденная священником Николаем Яблонским с 1881 года; 3) устное предание и 4) личное знакомство автора с Ларинским приходом.

Местоположение села Ларина и происхождение его названия.

Село Ларино стоит на левом берегу реки Днепра, при впадении в него с левой же стороны речки Дымы, в 50 верстах от уездного города – Вязьмы и в 35 верстах от г. Дорогобужа.

Ближайшая к селу Ларину села: Крюково, Бельск. у., в 1 ½  верстах, Никола-Погорелое, Дорогобуж, у., в 5 верстах, Городище, Гжель и Богдановщина, Вяземск. у. , – первое в 5 верстах, а последyющие в 8 верстах.

Карта местности вокруг Ларина
Карта местности вокруг Ларина

Речка Дыма при впадении в Днепр образует острый угол, вершина которого обращена к северо-востоку, а стороны к юго-западу. В этом-то углу на небольшом возвышении и стоит село Ларино. Вследствие  такого положения села вероятно и произошло и его название: Ларино от слова ларь пли ящик. Во время разлития pp. Днепра и Дымы село Ларино кажется стоящим как бы в ящике, ибо с трех сторон бывает окружено водою и доступно только с одной юго-западной стороны. Находимые и до сих пор в Днепре огромных размеров дубы свидетельствуют, что берега рек Днепра и Дымы были некогда покрыты дремучим лесом, о чем передают и здешние старожилы. Тогда Ларино и во всякое время года, пожалуй кроме зимнего, было малодоступно со стороны вышеупомянутых рек.

Основание села Ларина.

До 1816 года Ларином называлось сельцо господ Радищевых. А прежде существования сельца Ларина, говорят, была здесь деревня того же названия, и место её указывают немного западней нынешней помещичьей усадьбы и ближе к Днепру. Впрочем, признаков существования деревни на этом месте в настоящее время никаких нет.

В 1816 году освящена новоустроенная каменная церковь в с. Ларине, приписан к ней небольшой приход и определен причт. Церковь устроена усердием господ Радищевых. Поводом к построению Ларинской церкви послужил следующий чудесный случай, бывший в жизни капитана артиллерии Андрея Николаевича Радищева. Во время войны с турками, г. Радищеву, служившему в действующей армии, пришлось однажды, дабы избегнуть турецкого плена, переплывать реку Дунай. В то время, как он плыл и употреблял последнее усилие достигнуть противоположного берега, увидел плывущий по воде свиток. Г. Радищев ухватился за этот свиток и при помощи его благополучно приплыл к берегу и таким образом спасся от турецкого плена. Развернув свиток, г. Радищев увидел писанное на холсте изображение Божией Матери. И движимый глубоким чувством благодарности к Царице Небесной, чудесно спасшей его от плена, а может быть и смерти, тогда же он дал обещание построить в своем имении Ларине храм Богоматери, во имя святой иконы Ея Римской, так как на свитке было изображение Римской иконы Божией Матери.

Лиддская (Римская) икона Богоматери, со сказанием (Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», 1588 год),
фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиддская_икона_Божией_Матери

 

Неизвестно, в котором году начата постройка Ларинской церкви; но передают, что в 1812 году постройка уже производилась. Г. Радищеву не судил Господь при жизни привести к концу доброе дело. В 1812 году он умер; постройку же церкви продолжали сестры его, девицы Марья Николаевна и Анна Николаевна Радищевы. Будучи одинокими, они подарили свое имение Ларино родственнику своему, помещику Феодору Феодоровичу Шегарову. При нем докончилась постройка Ларинской церкви; он же в 1816 году входил с прошением об освящении к Преосвященному Иосифу, епископу Смоленскому и Дорогобужскому.

Вследствие прошения г. Шегарова, преосвященный Иосиф издал грамоту за №1801-м, следующего содержания [1]:


«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ,

Смиренный Иосиф, епископ Смоленский и Дорогобужский.

Цо благодати, дару и власти всесвятаго и животворящего Духа, данный Нам от самаго Великого Apxиepeя Господа Нашего Иисуса Христа через святыя его апостолы и их наместники и преемники, благословили Мы, по прошению Вяземского уезда помещика коллежского советника и кавалера Феодора Феодоровича Шегарова, устроенную артиллерии капитаном Андреем Николаевым сыном Радищевым, по указу Святейшого Правительствующего Синода, Вяземского уезда в вотчинном сельце Ларине, доставшемся ныне во владение оному г. Шегарову, вновь каменную приходскую церковь во имя Пресвятыя Божией Матери, празднуемой в первое число октября месяца, на выданном от нас при сей храмосвятной грамоте новом святом освященном антиминсе, Вяземского уезда благочинному города Вязьмы Входо-Иерусалимской церкви священнику Евграфу Боброву, с прочим духовенством; кто к тому приглашению будет соборно по уставу церковному и чиноположению освятить, а которого числа оная церковь освящена будет, о том ему благочинному отрапортовать Нам. Известнейшего же ради о том свидетельства, дана от Нас cия храмосвятная грамота. За подписанием руки нашей, и при печати благословительной, Июня 27 дня 1816 года ».

В грамоте сей сказано, что церковь в селе Ларине благословляется освятить «во имя Пресвятыя Божией Матери празднуемой в первое число октября месяца». Между тем церковь освящена во имя Римской иконы Божией Матери, как значится и на святом антиминсе. Что значит эта разница, не знаем.

Освящение Ларинской церкви было 29 июля 1816 года.

Доканчивая дело, хотя и доброе, но начатое не по своей инициативе, г. Шегаров, как можно думать, не имел личного усердия к Ларинской церкви, так как ко дню освящения её не обеспечил ее даже необходимым количеством свечей. Первая статья в расходной книге за 1816 год такого содержания: «В июле месяце взято для освящения новоустроенной церкви в Вязьме желтого воска свеч 36 ф. ценою на 46 руб. 90 коп. без денег». Деньги сии уплачены были в декабре месяце того же года из церковных доходов. Так Ларинская церковь начала свое хозяйство с долга.

О церкви села Ларина.

Церковь в с. Ларине, как выше замечено, каменная; Престол в ней один, во имя Римской иконы Божией Матери. Архитектура церкви довольно красивая. Церковь в основании своем имеет круг и увенчивается широким шарообразным куполом. Массивной архитектуры трехъярусная колокольня стоит отдельно от церкви. Внутри церкви обращает на себя внимание устройство алтаря: он напоминает древнее устройство алтарей, так как состоит из трех отделений. В среднем из них помещается Престол, в северном жертвенник, в южном ризница. В каждое из отделений ведут двери иконостаса. Внутренний вид церкви – приличный для сельского храма. Церковь в достаточном количестве обеспечена утварью; из св. икон многие украшены ризами. К числу некоторых ценных вещей Ларинской церкви должна быть отнесена дорогая плащаница, шитая золотом по малиновому бархату, пожертвованная дворовым человеком Гавриилом Осиновым Волковым.

Церковь села Ларино, 30-е годы XX-го века.
Церковь села Ларино, 30-е годы XX-го века.

Главнейшую достопримечательность и святыню Ларинского храма составляет Римская икона Божией Матери, – та самая икона, которая послужила к чудесному спасению Андрея Николаевича Радищева на р. Дунае. Икона сия писана па холсте и наклеена на деревянную доску. Размером икона: высоты 1 аршин, ширины ¾ арш. Царица Небесная изображена на ней по колена, с предвечным Младенцем на левой руке. Живопись правильная и благовидная, но имеет отпечаток древности. На иконе серебряная вызолоченная риза весом в 7 ½ фун., сооруженная усердием г. Радищева. У подножия иконы есть четыре надписи славянского шрифта, сделанные рукою живописца. Жаль, что по причине частого ношения иконы по приходу, надписи эти сильно повреждены и своевременно не принято было мер к сохранению их в целости. Вот эти надписи (слова, которые не разобраны, обозначим точками):


Сие моление, Алимпия иермонаха: Святогорца монастыря, тамо бо ангелеский и дияконский и священнический чин...
Правдивое Воображение, образа Пресвятыя Богородицы в рыме, Который писал Святы Евателист Лука – якоже пресвятая здесь Сей образ. Были в Рыме человек з женою Богати зело И не знаючи чтобы сотворит,... явилася има.. Богородица...
Прежнее же мое место, глаголемое, Ярослав В полеской земли... писал сей образ.
Среть ту сотвори Церковь они же создати повеле И о глаголе пресвятой Богородицы сие поведати Папе. Папа тому тому Быти повеле И благословение дав;

Римская икона Божией Матери, находящаяся в с. Ларине, по верованию окрестного народонаселения, почитается чудотворною. Ей приписывают чудесное избавление Ларинского прихода от холеры в 1831 году. С верою в помощь Царицы Небесной Ларинские прихожане усиленно молились пред Ея св. иконою Римскою, носили ее в свои дома, обносили вокруг деревни. И по молитве их случилось чудо. В то время, как эпидемия свирепствовала в соседних приходах, в Ларинском приходе не умер от холеры ни один человек. И теперь нередко благочестивые богомольцы из других приходов нарочито приходят в Ларинский храм помолиться Царице Небесной пред св. Ея иконою и по силе молитв своих бывают услышаны.

Храмовой праздник Римской Божией Матери бывает в Ларине 12-го марта. Но так как по причине великого поста время это большею частию неудобно для светлого празднования, к тому же разлитие рек иногда препятствует многим придти помолиться Римской Божией Матери в день храмового праздника, то поэтому еще при основании села установлено праздновать, как храмовой праздник, еще 26-е число августа, день «Сретения Владимирской иконы Божией Матери». В этот день бывает торжественное празднование Царице Небесной в честь св. икон Ея Римской и Владимирской. По прочтении часов, до начала литургии, совершается, по местному обычаю, крестный ход на р. Дыму для водоосвящения. Бывает много народу в церкви из чужих приходов и небольшая ярмарка. В окрестностях день этот известен под именем «Ларинского праздника».

Другую святыню Ларинской церкви составляют частицы мощей некоторых св. угодников Божиих, именно следующих: евангелиста Матфея, евангелиста Марка, евангелиста Луки, апостола Андрея Первозванного, апостола Варфоломея, св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иoaннa Златоуста, Иoaннa милостивого, Петра митрополита Московского, Никиты еп. Новгородского, Иoнна архиепископа Новгородского, Ионы епископа Новгородского, Тихона чудотворца, великомученика Георгия, великомученика Никиты, великомученика Андрея Стратилата, преп. Евфимия Великого, Антония Римлянина, часть Ризы Господней. Святыня сия хранится в серебряном ковчежце, вделанном в большой образ с изображениями вышеозначенных святых. Приобретена cия святыня девицами Mapиeй Николаевной и Анной Николаевной Радищевыми, которые, как говорят, были женщины богомольные и любили благочестивые путешествия ко святым местам.

В украшении Ларинского храма принимали участие владельцы с. Ларина и дворовые люди. Помещиком Николаем Василеевичем Ненарокомовым пожертвованы: напрестольный сребро-вызолоченный ковчег весом в 1 фун. 7 зол., священническое и диаконское облачение из серебряной парчи и оклады (аплике) на 6 местных икон. Из дворовых людей более других известен своими пожертвованиями Гавриил Осипов Волков, которым, кроме вышеупомянутой плащаницы, между прочим пожертвован напрестольный серебряно-вызолоченный ковчег весом более 2 фунт., две иконы: двенадесяти праздников и свят. Николая чудотворца с изображением его чудес; на них ризы легкой работы серебряная вызолоченная.

Церковь Ларинская, не видевшая более 50 лет никакого ремонта над собою, в последнее время обновлена и в нее поступили разные ценные пожертвования.

Так: в 1882 году наружный стены церкви перештукатурены и исправлена и выкрашена на ней крыша. На означенный ремонт израсходовано 242 р., пожертвованных прихожанами и разными благотворителями 180 руб. из сумм церковных.

В том же году помещицею Еленою Михайловною Яковлевой пожертвованы две пары священнических облачений.

В 1883 году крестьянами д. Филимонова устроены церковные хоругви, стоимостью в 50 рублей.

В 1884 году исправлена пришедшая в полную ветхость церковная ограда. Возобновлены прежний фундамент и каменные столбы ограды, а пролеты между столбами заложены кирпичом в клетку. На такую работу израсходовано свыше 200 руб., частию из церковных сумм и частию из денег пожертвованных прихожанами; вид настоящей ограды весьма приличный.

Ларино
Рисунок ларинской церкви, сделанный в 1929 году в краеведческой экспедиции по Днепру.

В том же году крестьянами дер. Алексеева пожертвовано медно-вызолоченное кадило ценою в 10 рублей; а крестьянином д. Филимонова, Григорием Васильевым Репченковым, шерстяной подризник коричневого цвета.

В 1885 году мещанкой Верой Феодоровой Соколовой пожертвованы: икона Казанской Божией Матери малого формата в киоте, парчовое священническое облачение, шелковая катапетасма, 2 пары воздухов и бобриковый ковер к св. Престолу, стоящий около 25 рублей.

В 1887 году разными благотворительными лицами пожертвованы пара воздухов, шерстяной подризник и вновь оправлено в медно-высеребряный оклад напрестольное Евангелие.

В том же году усердием крестьян д. Филимонова, сооружены ризы аплике на две иконы: святителя и чудотворца Николая и св. мучеников Флора и Лавра.

В 1888 году девицею Любовью Ивановною Преображенскою пожертвован траурный шелковый подризник с таковым же эпитрахилем и бархатными поручами и поясом. Наконец, в сем же 1888 году в Ларинскую церковь прибретены на доброхотные пожертвования два новых колокола: один, вместо прежнего разбитого, весом около 12 пудов и другой вновь около 30 пудов, стоимостью в 550 руб.

25-го марта 1888 года происходило торжественное освящение новых колоколов, – после утрени, при многочисленном стечении народа. По окроплении колоколов св. водою, священником Николаем Яблонским произнесена была приличная случаю речь, в которой между прочим высказана была признательность усердию жертвователей, трудящихся к украшению Ларинского храма. После сего колокола подняты были на колокольню и произведен в большой колокол благовест к литургии.

При церкви села Ларина имеются три кладбища. Первое у самой церкви, в церковной ограде. Здесь погребаются умершие из семейств священно-церковно-служителей и владельцев села Ларина. Второе, так называемое Ларинское кладбище, находится в полверсте от церкви и современно основанию села Ларина. Третье кладбище близ деревни Ильина – очень древнее. Передают, что здесь в шестисотых годах было село и церковь деревянная на каменном фундаменте во имя пророка Илии. Участок земли, по преданию, принадлежавший сей церкви, и до сих пор носит название «поповы луга». На самом кладбище, кроме множества больших камней, которыми оно усеяно, других признаков существования здесь церкви никаких нет в настоящее время. Есть же предание, что икона Иерусалимской Божией Матери, находящаяся в церкви села Плещеева, доставлена сюда из древней Ильинской церкви. А потому вышеупомянутая икона в просторечии именуется «Ильинскою».

Ларинская церковная библиотека находится в самом зачаточном состоянии. Только с 1885 года она начала пополняться некоторыми духовными журналами; до сего же времени, кроме «Смоленских Епархиальных Ведомостей» с 1865 года, в ней едва можно было насчитаеть десяток книг. В настоящее время имеются в библиотеке за разные годы духовные журналы: «Странник» за 1874 и 1887 гг., «Руководство для сельских пастырей» за 1885 г. и «Пастырский Собеседник» за 1886 г.

Священник Александр Яблонский




Историко-статистическое описание села Ларина, Вяземского уезда.

(Продолжение)

О причте села Ларина.

При учреждении села Ларина причт к Ларинской церкви был определен полный, т.е., состоящий из священника, диакона, дьячка и пономаря.

Перечислим всех членов Ларинского причта с 1816 года по настоящее время.

Священники:

1) Священник Алексей Иванов Галенкин. Из местных источников известно о нем только то, что он 16 июля 1817 года нечаянно во время купания утонул в р. Дыме.

2) Священник Иоанн Дамианов Верзилов известен по подписям его в церковных документах. Овдовев в с. Ларине, он, как говорят, поступил в монашество.

3) Священник Илия Львов Волочков, по окончании курса в Смоленской семинарии с аттестатом 2-го разряда, 1825 года октября 14 дня преосвященным епископом Иосифом посвящен во священника к церкви села Ларина. В апреле месяце 1830 года перешел в село Неелово, Дорогобуж. уезда.

4) Священник Матфей Симеонов Соколов. В 1822 году исключен был из низшего отделения Смоленской духовной семинарии; 1825 года июня 1-го, преосвященнейшим Иосифом епископом Смоленским и Дорогобужским рукоположен во диакона к церкви села Какушкина, Дорогобужск. у.; 1827 года 6 июня перемещен в село Бунаково Вязем. у., а 1830 года 1 июня рукоположен во священника к церкви села Ларина. 2 декабря 1848 года за ревностное служение церкви Божией и за приобретение любви своих прихожан при очень хорошем поведении получил архипастырское благословение и награжден набедренником. В 1855 году вторично получил архипастырское благословение. В память войны 1853-56 года награжден бронзовым наперсным крестом. В 1865 году вышел в заштат, прослужив в селе Ларине в сане священника ровно 35 лет.

О. Матфей был пастырь заботливый о благе своих пасомых. В 1838 году Указом Вяземского Духовного Правления изъявлена была благодарность начальства причту села Ларина, «за его внимательное убеждение, содействовавшее распространению среди прихожан прививания предохранителеной оспы». Кроме этого, следует вспомянуть об о. Матфее, как о человеке трудолюбивом и хозяйственном. При скудости приходских средств, только благодаря своему трудолюбию он имел возможность содержать многочисленное семейство и учить сыновей в духовных училищах. Еще и теперь существуют остатки сада, саженного трудами о. Матфея. Плодов с этого сада доставало не только для собственного семейства о. Матфея, но был еще, как говорят, и излишек, который продавался посторонним лицам.

5) Священник Михаил Николаев Басов, окончил курс в Смоленской дух. семинарии в 1861 году со степенью студента. В 1863 году определен наставником Выдринского приходского сельского училища, Поречского уезда. 10 октября 1865 года преосвященным Антонием, епископом Смоленским и Дорогобужским, рукоположен во священника к церкви с. Ларина. В 1877 году, вследствие прошения его, переведен в село Безсоново, Вяземск. уезда.

6) Священник Алексей Алексеев Зарудин – диаконский сын из г. Белого. По окончании курса в Смоленской дух. Семинарии с аттестатом 2-го разряда, с 1865 по 1873 год проходил должность сельского и домашнего учителя в разных местах. 23 сентября 1873 года высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом Казанским и Свияжским, рукоположен во священника в село Сарсасы, Казанской епархии, Чистополеского уезда. 12 февраля 1878 года, вследствие его прошения, переведен в Смоленскую епархию и определен в с. Ларино. В марте месяце 1880 года перешел в село Бердяево, Поречского уезда.

7) Нынешний священник Николай Самуилов Яблонский родом из села Георгиевского, Бельск. уезда, диаконский сын. По увольнению вследствие домашних обстоятельств из среднего отделения Смоленской дух. семинарии, 25 декабря 1858 года высокопреосвященным архиепископом Тимофеем рукоположен во диакона к церкви села Георгиевского, Бельск. уезда. 14 февраля 1861 года указом консистории, по его прошению, переведен в с. Дентялово того же уезда. В июне месяце 1879 года в присутствии правления Смоленской дух. семинарии удовлетворительно выдержал испытание в знании богословских наук. 12 декабря 1880 года преосвященным епископом Иосифом рукоположен во священника к церкви с. Ларина.

В 1884 году за хорошее ведение церковно-приходской летописи преосвященнейшим Нестором, епископом Смоленским и Дорогобужским, преподано ему архипастырское благословение. С 1885 года по избранию окружного духовенства и с утверждения епархиального начальства состоит в должности окружного духовника.

Диакон

Михаил Игнатеев Селезнев, уволен из класса грамматики Вяземского духовного училища. 15 июля 1800 года преосвященным Димитрием определен во дьячка в село Бунаково, Вязем. уезда. 1816 года июня 28-го, преосвященным Иоасафом посвящен во диакона к церкви села Ларина. Состоял на службе до 1839 года. В сем году Святейшим Синодом отчислен в заштат, а ваканция диаконская в с. Ларине закрыта.

Дьячки.

1) Гавриил Феодоров Макаревский, состоял на службе с 17 мая 1816 г. до 1858 года; в сем году вышел в заштат.

2) Павел Константинов Зверев, окончивший курс в причетническом классе Вяземского дух. училища. Состоял на службе в с. Ларине с 5 февраля 1859 г. по 1880 год; в сем году перешел в село Моленю, Бельск. уезда.

3) Исправлявший должность псаломщика, запрещенный диакон Павел Борисов Богданович, из окончивших курс воспитанников семинарии в 1849 году, определен на псаломщицкое место к церкви с. Ларина в 1880 году. В 1884 г. он отправился в с Зарубенки, Пореч. уезда, к своим родным и там умер.

4) Псаломщик Петр Феодоров Алмазов, из исключенных воспитанников Смоленского дух. училища; в село Ларино перемещен 2 янв. 1885 г. из села Шилова, Дорог., уезда; 1889 г. 24 января скончался.

На его место определен послушник Спасо-Аврамиева монастыря Иосиф Силеницкий.

Пономари.

Иван Дьяконов (с 1816 по 1822 г.);Максим Селезнев с 1826 по 1847 г. был штатным пономарем; но в 1847 г. вакансия пономаря закрыта и М. Селезнев оставался сверхштатным по 1850 г.; Алексей Докучаев (1850-1853 г ); Алексей Смирнов (1853-1854 г.); Аристарх Дьяконов (1856-1858 г.) и Иван Лызлов с 1859 по 1871 г.; в сем году он перешел в село Спас-Углы, Духовщинского уезда и с сего времени сверхштатная пономарская вакансия в с. Ларине совсем закрыта.

Церковные старосты с. Ларина известны только своими именами, о деятельности же их ничего не знаем. Упомянем только о предшественнике настоящего старосты крестьянине дер. Яковина Афанасии Игнатове: благодаря главным образом его только заботам, в 1880 году самостоятельность Ларинской церкви и прихода сохранились; он несколько раз ездил в Смоленск просить об этом преосвященнейшего Иосифа. Настоящий староста, крестьянин дер. Алексеева, Георгий Афанасьев, состоит в должности с 1881 года, – отличается кротостью, благоговением к церкви Божией и примерною добросовестностью в исполнении своей службы.

Средства церкви и причта.

Село Ларино принадлежит к числу самых неизвестнейших сел Смоленской епархии и если известно было кому, то своею бедностью, – по недостаточности как церковных средств, так и содержания причта. Мы уже имели случай заметить, что Ларинская церковь начала свое хозяйство с долга. И только к 1830 году она мало по малу освободилась от долга. До этого же года не редкость встретить в расходной книге статьи такого, например, содержания: «за 25 ф. желтого воска свеч заплачено купцу Федунину сорок пять рублей; но по недостатку денег отдано только двадцать пять рублей»...

Годовой церковный доход того времени не превышал 75 рублей ассигн. Впоследствии он увеличился до 100 рублей сереб.; но и этой суммы едва хватало на удовлетворение необходимых нужд: на свечи, муку, вино, на определенные ежегодные взносы и пр. Наконец, с 1881 года церковный доход начал идти более прогрессивно и достигает в настоящее время до 200 руб. в год.

Содержание Ларинского причта всегда было недостаточное, но в начале оно было особенно скудно. Приход к церкви приписан был малый: немногим более 300 душ мужеского пола; причт же по началу был в полном составе. Церковная земля отведена была неудобная и по качеству и по отдаленности от села. Из 36 десятин только 14 годились к возделыванию, а остальные 22 десятины вовсе не обрабатывались «по невозможности», так как находились под болотом. Правда, причт по началу был обеспечен домами, выстроенными помещицей Mapиeй Николаевной Радищевой, но дома эти, оставаясь без поддержки, скоро стали приходить в ветхость. В 1834 году они в последний раз значатся в клировых ведомостях; за ветхостью и за неимением других источников к их поддержке, они вероятно перешли в собственность наличного причта. В 1834 году, в виду скудости средств, причту села Ларина назначен был от казны вспомогательный оклад в количестве 300 руб. ассигн. Или 85 р. 71 к. серебром в год. Оклад этот получаем был ежегодно вплоть до утверждения казенного жалованья всем сельским причтам. В 1839 году, тоже вследствие бедности причта, распоряжением Святейшего Синода диакон отчислен был в заштат, и диаконская вакансия закрыта. В 1840 году, для усиления средств Ларинского причта, помещиком с. Ларина, коллежским советником Николаем Васильевичем Ненарокомовым, положен в Общественный Приказ капитал 343 рубля на вечные времена, – с тем, чтобы проценты с него в количестве 13 руб. 72 коп. в год шли в полезу причта. В 1847 году, по утверждении штатов сельских причтов, село Ларино причислено было к VII классу, и жалованье назначено было только священнику в количестве 72 р. и дьячку в количестве 24 р. в год; пономарская же вакансия объявлена сверхштатною. В том же году значительно улучшилось положение Ларинского причта и в другом отношении. По ходатайству священника Матфея Соколова, помещиком Ненарокомовым, вместо прежней неудобной земли, отведена была лучшая но качеству и по близости к селу более подручная для занятия земледелием. С этой поры главным средством к существованию стало служить Ларинскому причту занятие земледелием и хозяйством. И благодаря сему занятию Ларинский причт при своем трудолюбии жил, как говорят, безбедно. А потому и в клировых ведомостях он уже не жалуется на свое состояние, отзываясь о нем, как о посредственном. В 1871 году закрыта сверхштатная пономарская вакансия и в причте остались только священник и дьячок. Около этого же времени священником Михаилом Басовым была принята новая мера к улучшению состояния причта. Именно: вместо приношений печеного хлеба при крестинах, свадьбах, погребениях и т. п., установлен был с согласия прихожан ежегодный сбор по четверику ржи с двора в полезу причта. Но за то занятие хозяйством при священнике Михаиле Басове стало все более и более упадать. Не имея личной охоты к хозяйству, вышеупомянутый священник начал отдавать церковную землю в аренду под сеяние лена, от чего земля стала более и более истощаться и наконец совсем отказалась производить плоды по роду их. Таким образом иссяк главный источник содержания Ларинского причта. А так как денежный доход с прихода в это время не превышал 200 рублей в год на причт, то недостаточность средств к существованию побудила священника Михаила Басова искать лучшего места, и он перешел в с. Безсоново, Вязем. уезда. Преемник его, Алексей Зарудин, поступив в с. Ларино из Казанской епархии и не имея ни скота, ни хозяйственных орудий и построек, затруднялся восстановить правильное хозяйство; довольствоваться же скудными приходскими доходами не мог. И потому в марте 1880 года тоже вышел из села Ларина...

Тут начинается печальнейшая страница в летописи села Ларина. За священником вышел из Ларина в тоже время и дьячок Павел Зверев; и церковь осталась совсем без причта и без службы в дни великого поста. Службу на Св. неделе, по просьбе прихожан, отправлял заштатный священник с. Богдановщины, Петр Багряцов; но после, по старости лет и слабости здоровья, он отказался служить. Между тем селу Ларину готовилась горькая участь. Малочисленность прихода, бедность содержания причта, отсутствие наличного причта и неимение в виду желающих поступить в село Ларино, запущенный вид храма и недостаток средств к исправлению его, – все это было поводом к тому, чтобы церковь с. Ларина закрыть и приход перечислить к с. Городищу и частею к Плещееву... Но Провидение Божие не попустило быть сему: да не будет мерзость запустения на месте святом. Прихожане начали усиленно просить преосвященнейшего Иосифа, блаженной памяти епископа Смоленского и Дорогобужского о том, чтобы не закрывать их церкви, не приписывать их к чужим приходам и назначить им священника. К чести Ларинских прихожан надо сказать, что они действовали так в этом случае единственно из любви к своему храму, без всякого содействия и помощи со стороны какого-бы-то ни было влиятельного лица. Преосвященный Иосиф обратил внимание на просьбу прихожан (заметил, что Ларинский приход состоит почти из одних крестьян) и как будто предвестником счастливого результата упомянутой просьбы было то обстоятельство, что в июле месяце того же года назначен был к церкви с. Ларина псаломщик, запрещенный диакон Павел Богданович. Скоро преосвященный Иосиф, во время обозрения епархии, сам посетил село Ларино, именно: 27 августа того же 1880 года. Тут все прихожане в церкви, став на колена, снова стали просить преосвященнейшего Владыку назначить им священника. И Владыка тогда же обещал им посвятить во священника диакона с. Дентялова, Бельск. у., Николая Яблонского. Только к празднику Рождества Христова осиротелая малая паства Ларинская дождалась к себе нового священника. В с. Ларине в это время на причтовой земле, кроме жилища священнической вдовы Евдокии Соколовой, не было решительно никаких построек, так как выбывшие священник и дьячок успели распродать свои постройки на сторону. Вновь прибывшему священнику пришлось обзаводиться положительно всем: начиная с бревна для дома и кончая колом для изгороди. Прихожане, сколько их было сил, помогали священнику устроиться в с. Ларине: оказали пособие деньгами в количестве около и 50 руб., помогли перевозкой из с. Дентялова и доставляли на своих подводах материал для построек. Но и при всем том много принято настоящим священником труда и забот, много истрачено средств для того, чтобы устроиться более или менее удовлетворительно...

В настоящее время содержание причта с. Ларина составляют следующие статьи: 1) казенное жалованье, которое в 1885 году увеличено до и 24 руб.; из них священнику 100 руб. и псаломщику 24 руб.; 2) Государственный непрерывно-доходный билет в 343 руб., с которого процентов ежегодно получается причтом 13 руб. 72 коп.; 3) денежный доход с прихода в количестве около 500 руб. на причт; 4) ежегодный сбор рожею по четверику с крестьянского двора, что составляет около 12 четвертей на причт и 5) земледелие и хозяйство. Настоящие священно- церковно-служители сами занимаются обработкой земли и ведут хозяйство правильно и трудолюбиво. При удобстве и доброкачественности земли статья последняя составляет значительную прибавку к вышеуказанным средствам. Состояние причта вообще удовлетворительное.

О приходе села Ларина.

1) Состав прихода и быт прихожан.

В 1816 году Ларинский приход, в количестве 330 душ муж. пола состоял из следующих деревень: Алексеева, Яковина, Филимонова, Михалькова, Горяйнова, Ильина, Иваников, Харькова, Шаболина, Шатилова, Самойлова и Бурсина.

Около 1845 года Ларинские прихожане из деревни Шаболина выселены помещиком в другие деревни; подобным же образом уничтожилась и деревня Бурсино около 1855 года. В состав нынешнего Ларинского прихода входят все вышеупомянутые деревни, кроме Шаболина и Бурсина; число душ в приходе в настоящее время: мужского пола 482, женского 512. Приход находится в районе двух волостей, и именно: деревни Шатилово и Самойлово принадлежат к Городищенской волости, а остальные деревни к Жуковской волости.

Почти все деревни Ларинского прихода лежат у самой реки Днепра, от чего весь приход протянулся в одну линию, преимущественно на запад от самого села Ларина. Самая дальняя деревня Харьково, находящаяся ближе железного моста чрез р. Днепр на линии Московско-Брестской железной дороги, отстоит от с. Ларина на 8 верст.

Прихожане с. Ларина – крестьяне, бывшие крепостные г. Ненарокомова и гг. Барышниковых. Главное занятие крестьян – земледелие. Земля, находящаяся вблизи р. Днепра, при своей доброкачественности, хорошо вознаграждает труды по её возделыванию. Крестьяне в достаточном количестве обеспечены хлебом; редкость – если у кого из прихожан недостает хлеба до «нови». Но вместе с тем редко кто и продает излишек хлеба, так как вообще мало больших семейств, обладающих большим  количеством земельных наделов. Семейные разделы сделали крестьянские дворы более или менее равными и по семействам, и по достатку. У крестьян особенной привязанности к земле и к её возделыванию не заметно. Можно думать, что при более серьезном отношении к земледелию, земля могла бы приносить больше пользы крестьянам, так как все они к тому же наделены хорошими лугами на р. Днепре.

Впрочем земледелие – не единственное занятие, которым Ларинские прихожане добывают себе средства к жизни. Весьма охотно крестьяне ходят на посторонние заработки.

Одни из них, по ремеслу граборы пли канавщики, как только земля весной довольно просохнет, отправляются в разные не столь отдаленные места для рытья канав, сажалок, устройства плотин, исправления дорог п т. п., и бывают в этой работе до Петрова дня. К Петрову дню граборы возвращаются домой, для помощи своим домашним в страдную нору. После 15-го августа снова отходят искать подходящих работ и продолжают их до тех пор, пока земля замерзнет. Другие из крестьян, по ремеслу каменщики и штукатуры, отправляются в разные города и села для постройки и починки домов, церквей и пр. Бывают в работе все лето. Чистый заработок, как граборов, так и штукатуров, простирается от 50 до 100 рублей и более в лето на человека.

В Ларинском приходе также сильно развито обыкновениe отправлять молодых людей на заработки в Москву и Петербург. Но этот промысел не много приносит пользы домашним в материальном отношении. Напротив, привычка к разгульной жизни, нравственная испорченность и нередко дурные болезни делают возвратившихся домой мало способными к крестьянскому быту.

Кроме вышеуказанных отхожих заработков, Ларинские прихожане всегда имеют заработки и дома, благодаря близости железной дороги. Зимой, а также и летом в свободное от полевых работ время, крестьяне занимаются возкой леса, досок, тесу и пр. на ст. Издешково, из дачи г. Барышникова. Деревни же ближайшие к железнодорожной линии имеют часто работу на линии: при исправлении пути, при расчистке снега зимой и т. п. Несмотря на то, что многие из крестьян бывают на работе в разных городах, цивилизация не успела ещё пустить глубоких корней в Ларинский приход относительно домашней жизни. В последнее, правда, время, некоторые из более зажиточных крестьяне начали строить так называемые, «горницы» или светлые избы с перегородками внутри, но и в этих постройках пока обнаруживают полнейшее отсутствие порядочного вкуса. При этом и самые женщины не умеют поддержать приличной чистоты и опрятности внутри дома.

Выдающуюся черту из семейного быта Ларинских прихожан представляет обычай раннего вступления в брак. В Ларинском приходе крестьяне вступают в брак: мужчины едва достигнув 18-летнего возраста и женщины 16-летнего. При этом иногда мужчины, под видом хозяйственной нужды, вступают в брак и не достигнув церковного совершеннолетия, с разрешения архиерейского; невеста же свыше 20 лет считается уже «вековухой» и поступает на долю вдовцов. При таком возрасте, в каком крестьяне вступают в брак, часто бывает, что брачующиеся скорее походят на мальчика и девочку, нежели на жениха и невесту. От раннего бракосочетания не мало бывает и вредных последствий. Прежде всего, у иных из молодых супругов поначалу несколько лет не бывает детей. Но это, пожалуй, ещё лучшее из дурных последствий. Чаще бывает то, что женщина, вследствие ранних и частых родов, подвергается преждевременной старости. И в то время, как муж высматривает еще бодрым и здоровым мужчиной, жена высматривает уже совсем старухой. Далее, молодая женщина, плохо приученная к крестьянским, в особенности, к полевым работам, вызывает неудовольствия со стороны старших в семействе мужа, ведущие ко взаимному разногласию молодых супругов. Эти семейные распри часто оканчиваются временным разводом новобрачных и удалением молодой супруги к своим родным. И такая неурядица продолжается иногда несколько лет, до тех пор, пока не установятся более правильные и сносные в крестьянском быту отношения между мужем и женой.

В среде Ларинских прихожан, живущих на берегу рек Днепра и Дымы, нередко бывали и бывают случаи несчастной смерти в водах этих рек. С начала существования села Ларина, т. е., с 1816 года, в метрических книгах Ларинской церкви записано до 15 таких случаев; даже и первый священник с. Ларина, Алексей Галенкин, получил нечаянную смерть во время купанья в р. Дыме. Место, где утонул священник Галенкин, и до сих пор носит название «Попова вира».

Из дальнейших событий этого рода можно указать на два, как более поразившие местных жителей.

1882 года 26 июля дочери Ларинской помещицы – Елена 10 лет (Ненарокомова) и Надежна 7 лет (Яковлева), в сопровождении гувернантки Наталии Закржевской 22 лет, отправились купаться на р. Дпепр. Не заметив прибыли в тот день воды в Днепре, они начали купаться на обычном месте без осторожности. Но вдруг меньшую из всех, семилетнюю Надежду, начало увлекать водой, и она начала тонуть. Гувернантка бросилась её спасать, но и сама начала тонуть. Видя это, старшая дочь Елена побежала домой, но пока собрался на помощь народ, утонувших уже трудно было найдти. И только к вечеру тела утопших были найдены; но все усилия возвратить их к жизни остались напрасными.

Другой несчастный случай произошел в 1883 году, в ночь с 22 на 24 апреля (так в источнике): крестьянин д. Михалькова Феодор Меркурьев, жена его Зиновия Семенова и брат Михаил Меркурьев, во время полного разлития Днепра, возвращались домой на лодке из с. Овиновщины. В потьмах наехали на куст, лодка обернулась и они начали тонуть. Михальковские крестьяне слышали, как несчастные в отчаянии взывали о помощи; но не в состоянии были помочь, так как была ночь, а в деревне не было лодки. Утонувшие найдены были уже спустя 6 дней, когда вода убыла в Днепре. Феодор Меркурьев и жена его Зиновия Семенова были бездетны, очень любили друг друга и в шутку говорили иногда, что желали бы даже умереть вместе... Судьба послала им общую, хотя и несчастную кончину... У Михаила Меркурьева осталось в сиротстве многочисленное семейство.




Историко-статистическое описание села Ларина, Вяземского уезда.

(Окончание)

Религиозно-нравственное состояние прихожан с. Ларина.

В религиозном отношении Ларинские прихожане вообще народ глубоковерующий, благочестивый и богомольный, к духовенству уважительный, к церкви Божией усердный. Раскольников и сектантов в приходе нет. Христианский долг ежегодной исповеди и причастия св. Таин, хождения в церковь к богослужению, поминовения умерших и пр. Ларинскими прихожанами исполняются неуклонно. Независимо от этого, укажем на следующие благочестивые обычаи, существующие в приходе с. Ларина:

К ним прежде всего должно быть отнесено молитвенное празднование светлой седмицы. Во время св. недели в приходе отправляются духовенством пасхальные молебны; при сем служится в каждом доме водосвятие, акафист Спасителю, акафист Божией Матери, а у некоторых и молебен великомученику Георгию. Служба эта имеет торжественную обстановку. Причт сопровождают до 15 человек певчих, которые носят св. иконы, числом шесть, и помогают причту в пении молебнов. Заметим, что певчие, из которых большинство женщины, ходят по приходу не ради каких-либо неблаговидных целей, а единственно ради благочестивого труда и молитвы, – по обещанию, данному во время какого-либо несчастного случая, болезни и пр. Угощения им никакого не полагается, кроме обеда и ужина. Хозяева благоговейно встречают и сопровождают св. иконы и священника и всегда с хлебом-солью. В том же дворе, где иконы остаются на ночь, всю ночь пред ними горят свечи и народ поет «Христос воскресе», грамотные же читают акафисты.

В мае месяце, около Николина дня, в деревнях Яковине, Филимонове и Михалькове отправляются молебны с акафистом святителю и чудотворцу Николаю. В этом же месяце по всем деревням совершаются крестные ходы вокруг крестьянских полей и служатся молебны над домашним скотом.

При начале сеяния, в первых числах августа, призывается благословение Божие на будущий урожай и служатся водосвятные молебны на полях по всем деревням. Во второй же половине этого месяца всем приходом чествуется праздник Владимирской Божией Матери и по домам всех прихожан отправляется акафистное пение Матери Божией, с присоединением водосвятия, акафиста Спасителю, благодарственного молебна у некоторых, и – молебна св. мученикам Флору и Лавру в д. Филимонове.

Осенью некоторые крестьяне, по случаю каких-либо неудач в хозяйстве, берут из церкви образ Римской Божией Матери и просят священника отслужить молебен по «большому требнику», т. е., с произнесением заклинательных молитв. Во время свадеб, – а они в Ларинском приходе больше справляются осенью, – существует добрый обычай приглашать священника в дом жениха для служения всенощной накануне брака. Около 22 октября в дер. Шатилове отправляются акафисты Казанской Божией Матери. А в первых числах декабря в дд.Алексееве, Горяинове, Ильине. Иваниках и Харькове служатся молебны с акафистом святителю и чудотворцу Николаю.

В марте месяце около 12 числа совершается служение молебнов Римской Божией Матери у крестьян деревень: Алексеева, Яковина и Филимонова. Празднование это существует с 1881 года и учреждено в память восстановления самостоятельности Ларинского прихода. По случаю великого поста и близости св. недели празднование это совершается скромно и благочинно.

Несмотря на указанные добрые обычаи, существующие в Ларинском приходе и свойственные благочестивым христианам, Ларинские прихожане не свободны и от некоторых грубых пороков.

К ним прежде всего должна быть отнесена страсть к водке; не ошибемся, если назовем страсть эту матерью всех пороков. Всякий праздник, всякая сделка, мирская сходка и т. п. обстоятельство сопровождаются питьем водки в немалом количестве. Самое же большое количество водки расходится у крестьян во время свадеб. Чтобы справить свадьбу, как следует, требуется не менее десяти ведер водки. Правда, водку крестьяне берут плохого качества, тем не менее пьют до неприличия, а иногда упиваются и до смерти; и в Ларинском приходе было пять случаев несчастной смерти от неумеренного употребления спиртных напитков... и что всего прискорбнее, все эти случаи относятся уже к последнему времени. Те дворы, хозяева которых предаются пьянству , видимо отличаются бедностью, несогласиями в семействе и неисправностью в платежах.

Далее взаимная супружеская неверность у крестьян Ларинского прихода нередкое явление. Разлука супругов, при отправлении мужа на заработки в столицу, или в военную службу, гибельно влияет на нравственность как мужа, так и жены. Так же дурно влияет на нравственность крестьян проживание их в качестве работников и работниц в господских имениях, за неимением отдельных помещений для мужчин и женщин.

Крупного воровства в приходе не бывает, но мелкие кражи иногда случаются, причем кража дров не считается даже за грех.

Наконец встречаются и другие пороки, как напр., недобросовестность при исполнены своей обязанности по найму, сквернословие, грубое обращение друг с другом в семействе, а также и с домашними животными; есть также у крестьян Ларинского прихода склонность к разного рода суевериям и предрассудкам. Но борьба со всеми вышеозначенными нравственными недостатками при настоящем умственном развитии крестьян весьма трудна. Все это – плоды невежества, которые, надо думать, сами собой постепенно будут уничтожаться с развитием в народе грамотности.

Ларинская школа грамотности.

Особенно заметное стремление к образованию в пределах волостей – Городищенской и Жуковской явилось недавно. Земское училище при Городищенском волостном правлении основано в 1881 году; и таковое же училище при Жуковском волостном правлении основано в 1882 году. Участниками как во взносе на эти училища, так и в правах посылать своих детей для обучения в оных. сделались и Ларинские прихожане. Но большинство из крестьян, принадлежащих к Жуковской волости, скоро увидели неудобство и бесполезность для себя Жуковского училища, по его отдаленности (до 8 вер. и более). Вследствие этого, по указанию приходского священника, явилась мысль у означенных крестьян устроить для своих детей школу при церкви с. Ларина. Эта мысль приведена в исполнение в 1886 году. Летом означенного года на приходские средства к церковной сторожке пристроена новая десяти-аршинная изба для школы; на церковные же средства устроены парты для учеников. Осенью того же года прихожане, принадлежащее к Жуковской волости, крестьяне восьми деревень[2] согласились взносить по 20 копеек с надельной души на содержание учителя Ларинской школы, всего 60 рублей с 300 душ, о чем и составили приговор. Засвидетельствованный в Жуковском волостном правлении, приговор этот был священником Николаем Яблонским представлен Его Преосвященству, преосвященнейшему Нестору, епископу Смоленскому и Дорогобужскому при прошении, в котором священник Н. Яблонский просил Его Преосвященство утвердить в с. Ларине церковно-приходскую школу. На это прошение 21 ноября 1886 года, за №6442, последовала резолюция Его Преосвященства следующего содержания: «Вследствие прошения священника с. Ларина, Вязем у., Николая Яблонского, разрешается открыть в означенном селе школу грамотности. Когда же изыщется достаточно средств на содержание училища, то священник пусть просит об открытии церковно-приходской школы вместо школы грамотности...».

На основании вышеизложенной резолюции Его Преосвященства открыта в с. Ларине школа грамотности, 30 ноября 1886 года.

В первую зиму учителем в школе состоял окончивший курс в Юреневском двух-классном министерском училище, мещанский сын Петр Соколов за 40 руб. воз- награждения. Учеников было 21 человек. Во вторую зиму 1887-88 года в школе обучением мальчиков занимался заштатный священник Вяземской соборной церкви Александр Яблонский. Учеников было 20 человек. Ученики Ларинской школы обучаются чтению по звуковому методу, при помощи подвижной азбуки; упражняются же в чтении: русском – по «свящ. истории – прот. Д. Соколова» и другим подходящим книжкам, в славянском по часослову. Некоторые из мальчиков принимают участие в пении и чтении при церковном богослужении.

С прискорбием приходится сказать, что крестьяне, хотя и добровольно составили приговор о взносе по 20 коп. с души на жалованье учителю Ларинской школы, но взнос этот поступает от них неаккуратно. В первую зиму от прихода поступило всего 12 рублей, и остальные 28 рублей в жалованье учителю Соколову должен был уплатить свящ. Н. Яблонский из своих средств. Во вторую же зиму прихожане не уплатили учителю и ни одной копейки. Единственную помощь Ларинской школе оказывает Смоленское Братство преподобного Аврамия. Так, в 1887 году из Совета Братства в пocoбиe школе было выслано: 10 часословов, 20 экземпляров «Избранных мест из св. евангелистов», 3 букваря синодального издания и славяно-русская подвижная азбука. А в апреле месяце 1888 года священнику Александру Яблонскому, в вознаграждение за труды по обучению мальчиков в Ларинской школе, выслано из Совета Братства 50 рублей. На этот главным образом источник Ларинская школа рассчитывает и в будущем.

Свящ. Александр Яблонский.



Примечания:

[1] Грамота сия хранится в алтаре Ларинской церкви; оправленная в раму за стеклом, она весит у восточной стены алтаря, близ горного места.

[2] Алексеева, Яковина, Филимонова, Михалькова, Горяинова, Ильина, Иваников и Харькова. Крестьяне же дд. Шатилова и Самойлова, принадлежащие к Городищенской волости, отказались от участия в Ларинской школе по близости к Городищ. училищу.






Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня

www.alferovo.ru в социальных сетях