Материал страницы был обновлен 30.11.2021 г.
Новооткрытый в Калужской епархии женский Казанский Боголюбивый общежительный монастырь.
Заносим сведения на страницы наших Ведомостей об этой открытой в минувшем году обители потому, что главная основательница его вдова подполковника Александра Евгеньевна Белокопытова родилась и воспиталась в нашей Смоленской губернии. Родители Александры Евгеньевны, как сообщается в «Калуж. Епарх. Вед.», — небогатые дворяне Вяземского уезда Якушкины , рано оставили свою дочь сиротою, и она с семилетнего возраста принята была на воспитание в дом родного дяди — г. Лыкошина, человека образованного и благочестивого [1].
В 1836 году Александра Евгеньевна, будучи 16 лет от роду, вышла в замужество за отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальскаго уезда, Калужской губернии. Иван Григорьевич был уже 60 лет, когда вступил в супружество с Александрою Евгеньевною и прожил с нею всего 5 лет. Умирая, он все свое движимое и недвижимое имущество завещал молодой своей супруге. Несмотря на свою цветущую молодость, Александра Евгеньевна не пожелала вновь выходить замуж. Её помыслы обращены были в иной мир. И в этом духовном настроении особенно укрепил ее один благочестивый старец. В то время, В 7 верстах от её сельца Петропавловскае, жил в лесу пустынник — схимонах Авраамий, столетний старец, к которому из разных мест приходило много народу резного звания, ради назидания и пользы душевной. Александра Евгеньевна тоже веровала в праведность и авторитет этого старца и всегда обращалась к нему за советом в минуты каких-либо затруднений и недоумений. О. Авраамий не отказывал ей в своём наставлении и нередко сам посещал её дом. И вот однажды, в духе прозорливости, прохаживаясь по обширному дому хозяйки, он указал ей и окружавшим её в большом зале того дома место, где будет устроен со временем иконостас и где — клиросы. Слова дивного старца глубоко запали в благочестивую душу Александры Евгеньевны, и она твердо решилась устроить в своем сельце женскую общину.
Под руководством своего духовного отца, иеромонаха Оптиной Казельской пустыни Гавриила, Александра Евгеньевна мало-помалу начала усваивать себе правила и самый порядок иноческой жизни и стала окружать себя несколькими единомысленными с нею благочестивыми девицами и вдовами, желавшими учиться монастырской жизни. Блаженный старец Авраамий, в духе предвидения, предсказал, что Александра Евгеньевна будет строительницею монастыря, а бывшая при ней девица Феодосия будет настоятельницею, что впоследствии в точности и исполнилось. Руководимые старцами, первые подвижницы сельца Петропавловского стали пищу употреблять постную и ежедневно вычитывали службы церковные, кроме божественной литургии,— по уставу скитскому.
Наконец, в 1868 г., согласно прошению Александры Евгеньевны Белокопытовой, Св. Синодом, с Высочайшего соизволения, разрешено было открыть в сельце Петропавловском Боголюбивую женскую общину . Для отправления богослужения в указанной о. Авраамием зале устроена была церковь во имя Казанской Божией Матери [2]. Учредительница общины Александра Евгеньевна, по своему глубокому смирению, отказалась от предлагаемой ей должности настоятельницы, почему, по желанию сестер, и была избрана на эту должность упоминаемая рясофорная послушница Феодосия Синельникова.
В 1883 г. учредительница общины мирно скончалась; но начатое ею святое дело, под руководством опытных настоятельниц,— сперва Феодосии, а затем, после её смерти 1884 г., монахини Елевферии,— крепло и развивалось. Средства общины, при помощи новых благотворителей, постепенно увеличивались, постройки возводились новые, а вместе с тем возрастало и число благочестивых сестер. Наконец, в минувшем году, указом Св. Синода от 29 мая, вследствие представления епархиального начальства, разрешено было «Казанскую Боголюбивую женскую общину возвести в общежительный женский монастырь». В настоящее время в новоустроенном монастыре красуется величественный трехпрестольный, каменный, соборный храм с 5-ю главами, корпуса для келлий монашествующих, для женского училища, для больницы и приюта, житницы и т. п. здания, числом до 54, окружены высокою стеною. Монастырь имеет в своем владении 1289 дес. земли, фруктовый сад. пчельник, водяную о 3-х поставах мельницу, отдельные от обители хутора, где содержится до 100 штук рогатого скота и до 30 лошадей. Кроме того, есть и денежный капитал до 16 ½ тысяч. Всех сестер в монастыре в настоящее время 130 чел. Местность, занимаемая монастырем, весьма живописная.
Внешнему благоустройству обители совершенно соответствует и её внутреннее состояние. Службы церковные совершаются ежедневно по уставу св. церкви. Трудолюбие сестер поистине изумительное. Так как они в большинстве из крестьянского сословия, то сами занимаются уборкою хлеба и покоса, сами копают гряды в огородах, сами смотрят за молодыми деревьями своего сада, сами ухаживают и за скотом. Словом, это — вечные неустанные труженицы, — всем сестрам даются от монастыря особые келлии, отопление, освещение, полное содержание, обувь и одежда; сверх того, выделяется на каждую в полях лён, который ими самими и обрабатывается. Обыкновенные часы досуга сестры посвящают чтению душеполезных книг и взаимному обучению по книгам церковно-славянской печати. При монастыре имеется и очень хороший певческий хор.
Так Господь видимым образом благословил и ущедрил благия начинания Александры Евгеньевны Белокопытовой.
[1] Фамилия Лыкошиных издавно известна своим благочестием и благотворительностью. Так, Богдан Михайлович Лыкошин в селе Ахтырке, Бельского уезда, устроил каменный трехпрестольный храм, и затем в 1821 г , с разрешения Св. Синода, устроил приходское училище для детей духовного звания. Думаем, что у этого Лыкошина воспитывалась и Александра Евгеньевна, оставшаяся сиротою В 1827 году.
[2] Храмовая икона Казанской Божией Матери издавна хранилась в роде Якушкиных и в их семействе признавалась чудотворною.
Судьбы Азаровка Азарово Александровское Алфёрово Алфёрово станция Мал.Алфёрово Афанасово Белый Берег Бекасово Берёзки Бессоново Богородицкое Боровщина Воровая Высоцкое Гвоздяково Голочёлово Горлово Городище Гридино Дача Петровская Дубки Дымское Евдокимово Енино Енная земля Ершино Жуково Заленино Зимница Изборово Изденежка Издешково Изъялово Казулино Комово Кононово Костерешково Костра Куракино Ладыгино Ларино Лещаки Лопатино Лукино Лукьяново Марьино Морозово Мосолово Негошево Никитинка (Болдино) Никитинка (Городище) Николо-Погорелое Никулино Панасье Перстёнки Реброво Рыхлово Плешково Починок Рагозинка (Шершаковка) Сакулино Саньково Семлёво Семлёво (старое) Сеньково Сережань Скрипенка Старое Село Сумароково Телятково Третьяково Уварово Ульяново Урюпино Усадище Федяево Халустово Холм Холманка Чёрное Щелканово Яковлево (Каменка) Якушкино Наша часовня
Смоленские Епархиальные Ведомости, 1893 №9 стр.493
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/