Главная > Округа > Боровщина

Боровщина

Село Боровщина (Осташево)

Старожилы утверждают, что до 30-х годов XX века было много церквей в окрестностях Алфёрова. Церкви были в Бессоново, в Морозово и в Негошево, в Третьяково, в Городище и в Акжели, в Афонасове (что недалеко от Реброво) и в Сережани. В настоящее время все эти церкви разрушены до основания. Сохранились лишь жалкие руины Сережанской церкви. Если проехать мимо печальных развалин Сережанской церкви дальше километров пятнадцать по дороге, ведущей от автомагистрали Москва-Минск в сторону Старого Села, то взгляд непременно привлекут другие сравнительно хорошо сохранившиеся руины внушительного архитектурного сооружения, похожего на церковь.

Раньше здесь было село Боровщина (или Осташево). Оно находилось в Осташевской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. По данным 1904 г. в селе было 5 дворов и 15 жителей. Дважды в год проходили ярмарки: Светлая – в последнюю пятницу перед 29 июня и Рождества Богородицы – 8 сентября. В селе была кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1866 на средства помещицы Елизаветы Степановны Дядьковой, вдовы поручика. Церковь была без приделов, но имела два престола в ряд: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святого Николая Чудотворца. Храм был возведён на месте деревянного, сооруженного в 1761 году помещиком Григорием Ивановичем Волжинским.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь стояла на краю села, на высоком месте на берегу реки Вязьма. Сохранилось описание внешнего вида и внутреннего убранства церкви:

"Кирпичные стены оштукатурены. Фасады исполнены в духе позднего классицизма и общее объемное построение соответствует русскому стилю.

Широкий одноярусный четверик храма увенчан декоративным пятиглавием (деревянная конструкция с металлической нашивкой). Вплотную к четверику приставлена двухъярусная шатровая колокольня (восьмерик на четверике). Прямоугольный алтарь намного уже храма. Северный и южный фасады разделены лопатками на 3 части. В средней зоне помещены глухие арочные окна, а в боковых – арочные световые. Фасады завершены фронтонами.

Внутри церкви 2 нефа разделены по оси здания парой столбов, соединенных между собой и со стенами арками. Вход в храм один – по линии столбов. Углы основного помещения срезаны (по западным в полукруглых нишах стояли печи)".

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была закрыта постановлением Смоленского облисполкома №346 от 15.02.1939 г. В наши дни взору проезжего путника предстают выбитые окна, выломанные ажурные металлические решётки, отбитая штукатурка, груды мусора... Храм давно пустует, на стенах выросли деревья, венчания и свод основного объема обрушились. Кое-где можно рассмотреть настенную роспись, свидетельствующую о былом великолепии храма. О чём молчат, но настойчиво напоминают полуразрушенные стены?

Вряд ли местные жители могут поведать что-либо об истории этой церкви. Скудные сведения сохранились в памяти старожилов. Чаусова Алла Захаровна, которая родилась в селе Боровщина в 1928 г., рассказала:

"В Боровщине была церковь. Я помню церковь, я помню, как снимали колокола. Там был замечательный священник Валерьян Петрович. Он был сначала учителем, а потом почему-то стал священником. Он приехал туда с женой и со своей маленькой дочкой. Когда всех стали арестовывать, то и его арестовали. По этой причине церковь прекратила работу. Во время войны мы в церкви рубили капусту. Эту капусту вырастили военнослужащие. У нас такой капусты никогда не было в своих хозяйствах. Большие такие кочаны были! Военные заготавливали эту капусту и отправляли её на фронт".

О судьбе священника Валерьяна Петровича, упомянутого Аллой Захаровной, ничего больше не известно. Но сохранились сведения о священнике храма Рождества Богородицы в селе Боровщина Иване Ивановиче Одоевском, 1826 года рождения. Иван Одоевский окончил духовную семинарию в 1849 году, священник с 1851 года. Именно при нём в 1866 г. был сооружен новый каменный храм, руины которого сохранились до наших дней.

Сын Ивана Ивановича Одоевского – Дмитрий, также был священником, как и его отец. Он жил со своей семьёй в Гжатске. Именно его потомки (в частности, пра-пра-правнук священника Ивана Одоевского - Анцыферов Дмитрий Сергеевич) бережно сохранили семейную историю, фотографии и донесли их до наших дней. В семье существует предание, что их предок священник Иван Иванович Одоевский был князем Сергеем Одоевским по рождению.

Княжеский род Одоевских - одна из старших ветвей Рюриковичей. Князь Иван Сергеевич Одоевский (1769-1839) - генерал-майор из княжеского рода Одоевских, служивший в русской армии во время наполеоновских войн. Его сын от первого брака Александр Одоевский (1802-1839) – поэт и декабрист, друг Грибоедова, Рылеева, Лермонтова и Огарева, корнет, участник восстания на Сенатской площади. Он был приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 служил рядовым на Кавказе. После смерти своей первой супруги, матери Александра, Иван Сергеевич Одоевский женился на Марии Степановне Грековой (в 1823 г.).

Семейная легенда потомков священника Боровщинской церкви Ивана Ивановича Одоевского гласит, что их предок родился в 18 декабря 1826 (28?) г. в Смоленской губернии в семье князя Ивана Сергеевича Одоевского и его второй жены Марии Степановны Грековой. Рассказывают, что "князь Сергей Иванович, воспитанный набожной матерью, и убеждением, что без состояния в миру почестей, достойных княжескому званию, он получить не может, в 1849 г. окончил Смоленскую Духовную семинарию. Принял духовный сан, взяв при этом имя Иван". Утверждается, что после принятия князем Сергеем духовного сана последним князем Одоевским официально остался Владимир Фёдорович Одоевский, писатель и публицист. Современным школьникам должно быть знакомо его произведение - сказка "Городок в табакерке" (1834 г.). Отец Владимира Фёдоровича - Фёдор Сергеевич, приходился родным братом князю Ивану Сергеевичу.

Эта красивая история, к сожалению, не имеет документального подтверждения. Обладание такой благозвучной княжеской фамилией могло и само по себе натолкнуть просвещенных потомков на мысль, что род их идёт из князей Одоевских. Но бесспорным фактом является то, что потомки священника церкви села Боровщина Ивана Ивановича Одоевского хранят память о нём. А был он князем или нет, могут разобраться лишь историки.

Иван Иванович Одоевский до конца жизни священнослужительствовал в селе Боровщина и был уволен за штат в 1903 г.. Получал жалованье 90 руб.. Был награжден наперсным крестом в 1893 году. Отец Иван исполнял обязанности заведующего и законоучителя церковно-приходских школ в с.Осташево и в д.Рудулево. В Осташево с 1891 г. находилась церковно-приходская школа, в которой было два преподавателя. Школа содержалась на деньги церковные и волостные. Например, в 1913-14 учебном году в ней обучалось 68 мальчиков и 27 девочек.

Диаконом в Боровщинской церкви служил Иван Руженцев, 1847 года рождения, который окончил Алферовскую учительскую семинарию (в сане диакона с 1885 года, в селе Боровщина с 1890 года), псаломщиком - Стефан Соколов, 1830 года рождения (окончил духовное училище, в должности с 1850 года, в стихарь посвящен, жалованье получал 30 руб.).

Утверждается, что, несмотря на строгий и замкнутый характер, протоиерей Иван Одоевский до конца жизни пользовался большим уважением и авторитетом среди всех, знавших его. Он имел детей:

ИВАН – родился в с.Осташево Вяземского уезда Смоленской губ.. Служил дьяконом в с.Сукромли Рославльского уезда Смоленской губ. в 1905. Ск. 26 декабря 1905 г.

ДМИТРИЙ 1864-1934.

ИОСИФ - в 1872 г. - учащийся Вяземского духовного училища.

ЛЕОНИД - родился в с .Осташево Вяземского уезда Смоленской губ.. Окончил Вяземское духовное училище в 1890 г . С 1904 по 1905 годы - псаломщик в с.Каблуково Краснинского уезда Смоленской губ.

НИКОЛАЙ - родился в 1872 в с .Осташево Вяземского уезда Смоленской губ.. Окончил Вяземское духовное училище в 1889 и три класса Смоленской Духовной семинарии в 1895 г.. С 1895 - псаломщик с.Ренском Гжатского уезда Смоленской губ., с 1896 - дьякон в с.Гжели Вяземского уезда , с 1903 - священник в с . Осташеве.

Дочери: ОЛЬГА, ПОЛИНА, НАДЕЖДА, ВЕРА, СОФЬЯ.

Храм Рождества Богородицы и Св.Николая Чудотворца в Боровщине

  • Руины храма
  • Храм Рождества Богородицы
  • Храм Рождества Богородицы
  • Здание при храме
  • Дорога к храму
  • Река Вязьма
  • Дорога к Боровщине
  • Дорога к Боровщине
  • Церковь
  • Дмитрий Одоевский
  • Семья Д.Одоевского
  • Дом Дмитрия Одоевского в Гжатске
  • Гжатск
  • Ольга Дмитриевна
  • Наталья Дмитриевна Одоевская
  • Гимназия

Близ Боровщины на берегу Вязьмы найдена неолитическая стоянка. (Неолит – это новый каменный век, период около 8-3 тысячелетий до н. э. перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. В эпоху Неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество).

VK
OK
MR
GP
На главную