Кто владеет переправой, тот владеет ситуацией на войне. Достигнув берегов Днепра в конце марта 1943 года, части 31 армии сразу стали налаживать понтонную переправу через реку, чтобы дать войскам возможность продолжить преследовать отступающего на запад противника. Делать это приходилось в очень жёстких условиях: бойцы работали круглосуточно, под свист летящих мин, стоя по грудь в холодной весенней воде - среди плывущих льдин и разрывающихся рядом артиллерийских снарядов. Благодаря самоотверженности личного состава инженерных, саперных и понтонно-мостовых батальонов, переправа была быстро построена.
Переправа через Днепр находилась в наших руках, но враг был очень близко – станция Дорогобуж (теперь Сафоново) и сам город Дорогобуж были заняты немцами. С апреля по август 1943 года, до начала операции «Суворов», функционирование переправы и трассы Москва-Минск продолжалось под артиллерийским огнём противника и частыми налётами немецкой авиации. В журнале боевых действий 251 стрелковой дивизии удалось обнаружить запись, зафиксировавшую налёт немецкой авиации 23 и 24 апреля:
Огневая активность пр-ка прежняя.
23.4.43 г. авиация пр-ка (Ме-109) бомбили районы автострады; 24.4.43 г. Ме-109 повторили бомбордирование.
25.4 разведавиация производили полеты в полосе дивизии.
Более 1000 человек местного населения, включая подростков 15-18 лет, были мобилизованы войсками на работы по восстановлению главных транспортных артерий. Уроженка деревни Алфёрово Александра Григорьевна Карпушова оказалась под бомбёжкой у переправы через Днепр в конце мая 1943 года. Она рассказала, как это было:
Карпушова А.Г. из Алфёрова: "Перевезли нас через Днепр, где-то с километр, дали лопаты. По трассе едут машины, танки, а мы с одной стороны дороги закидываем ямки. В кустах у нас еда была припрятана.
И вдруг гул: «У-у-у-у-у». Это немецкий самолёт летит со стороны запада. Он летел бомбить мост через Днепр. Мост и был разбит, но через реку была налажена переправа. Как начали нас трамбовать-бомбить на трассе! Как начали на нас бомбы кидать! Только «плюх!», «плюх!», «плюх!». Лошади, кухня, люди – всё в перемешку! Мы с Наташей побежали – уходим. Самолёт сначала бомбил, а потом из пулемётов: тра-та-та-тра-та-та! Мы даже морды их немецкие видели в самолёте! Низко, низко, низко!
Прискакал к нам солдат – старый такой. А, может, он и не старый был… он был весь рыжий, грязный… страшный. Он нам кричит: «Девочки! Девочки! Куда я – туда и вы за мной!». Только бухнет бомба – он туда, в воронку. И нас зовёт: «Девочки! Девочки!». Мы за им. Так раз, другой… третий. Слышим, лошади жалобно ржут, где-то машина ещё шипит… военные стонут… А солдат всё нам кричит: «Девочки! Глядите за мной!». В четвёртый раз уже он выскочил. А немецкий самолёт всё на новые круги заходит и всё нас бомбит. Прыгнули мы в воронку за ним. Тут - «бух!». Мы все в комьях земли! Очухалися, смотрим: солдат ничком лежит на краю воронки – руками к нам, а ноги сверху. Я к нему ближе была. Наташа говорит: «Шур, потяни-ка его за руку, что-то он нас не слышит». Я потянула его: «Дядь, а дядь!». Как обдало меня кровью!!! Всё, готов уже… убит".
На данный момент не удалось установить имя солдата, который погиб тогда во время авианалёта на переправу через Днепр у трассы Москва-Минск.
Наградные листы 51-го отдельного мото-понтонного мостового, 90-го и 99-го отдельных понтонно-мостовых батальонов, а также 113-го отдельного моторизованного инженерного батальона 31-й армии сохранили детали того, как происходила организация переправы через Днепр.
Фронтовой приказ №: 46/н От: 22.04.1943 Издан: ВС 31 Армии Западного фронта
Архив: ЦАМО, Фонд: 33, Опись: 682525, единица хранения: 494, № записи 4092249
Медаль "За отвагу"
Место службы: 113 омиб 31 А ЗапФ
Дата подвига: 22.03.1943
Лист 33, Интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.mil.ru
Смелый водитель, обеспечивал бесперебойную доставку леса, камня, ВВ и противотанковых мин. В районе р.ДНЕПР его автомашина 22.3.43 года подорвалась на мине противника, слегка контуженный тов. Столяров пересел на другую автомашину, продолжая выполнение боевого задания. В течение 2-х ночей лично, за счет запасных трофейных частей, восстановил свою подорванную машину, помогая в переброске понтонного имущества в район д.ВЕРЖА.
Кроме того, тов.Столяров обратными рейсами, по своей инициативе вывез много арматурного железа, что дало возможность изготовить 8000 шт скоб и штырей для постройки мостов в районе армии.
Фронтовой приказ №: 672 от: 22.06.1943, издан: ВС Западного фронта
Архив: ЦАМО, фонд: 33, опись: 686044, единица хранения: 2533, № записи 22385310
Орден Красной Звезды
Место службы: 113 омиб ЗапФ
Дата подвига: 01.03.1943-31.03.1943
Лист 95, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Временно исполняя обязанности командира взвода со своим подразделением в рекордный срок восстановил 2 моста, разрушенных противником при отступлении, каждый длиной до 20 м в районе д.Шаниха и Издешково, обеспечив бесперебойное продвижение наступающих частей армии.
Круглосуточно, мужественно и смело под артиллерийским огнем противника работал на постройке моста через р.Днепр, задание командования выполнил досрочно.
Обеспечил инженерную разведку и доставку к месту постройки моста потребное количество лесоматериала.
При наводке понтонного моста через р.Вержа, под неоднократным артиллерийским огнем противника, его паромы вошли в линию моста, в итоге мост был наведен досрочно.
(23 апреля 1943 г.)
Командир 51 омпомб: майор Чиж
Фронтовой приказ №: 672 от: 22.06.1943, издан: ВС Западного фронта
Архив: ЦАМО, фонд: 33, опись: 686044, единица хранения: 2533, № записи 22385310
Орден Красной Звезды
Место службы: 51 омпмп ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943,05.04.1943
Лист 71, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Старший лейтенант Донцов Н.Н. один из лучших командиров части, смелый, находчивый понтонер.
При наведении мостовой переправы через р.Днепр 4 и 5 апреля с.г. Донцов руководил сборкой паромов. Умело расставив людей, т.Донцов выполнил задание досрочно. При несении комендантской службы т.Донцов проявил себя бесстрашным, не теряющимся в боевой обстановке командиром.
Переправа непрерывно обстреливалась артиллерийским огнем противника, и осколками были пробиты 2 полупонтона.
Один полупонтон получил большую пробоину, и вода быстро начала его затоплять. Тов.Донцов не растерялся, снял с себя шинель и быстро заделал пробоину и тем самым спас паром от затапливания. Переправа продолжала функционировать, несмотря на рвущиеся вокруг снаряды. Осколками порвало натянутый через р.Днепр канат. Тов.Донцов сам лично нарастил его, бесстрашно работая под свистом снарядов и мин, показывая своей отвагой пример своим подчиненным.
(15 апреля 1943 г.)
Cтарший лейтенант Донцов Николай Николаевич, 1921 г.р., призванный в армию Иркутским РВК, попал в хирургический полевой подвижный госпиталь №381 5 июня 1943 г. Он получил тяжёлое ранение живота в результате трагической случайности, подорвавшись на своей заградительной мине у реки. Донцов умер 17 июня 1943 года (согласно выписке из книги учета умерших ППГ №381). Был похоронен в могиле рядом с госпиталем в лесу южнее 1 км деревни Уварово Издешковского района Смоленской области.
Орден Красной Звезды
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 06.04.1943
Лист 81, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
6 апреля с.г. руководя наводкой наплавного моста через р.Днепр, капитан Иванов проявил исключительную смелость и находчивость. Когда в результате артиллерийского обстрела часть полупонтонов была выведена из строя, капитан Иванов сам лично заделал дыры в полупонтонах, несмотря на беспрерывный обстрел, чем самым не дал затонуть полупонтонам, и мост продолжал действовать нормально.
(15 апреля 1943 г.)
Орден Красной Звезды
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 07.04.1943
Лист 83, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При несении комендантской службы на переправе через р.Днепр (магистраль Москва-Минск), 7-го апреля в результате артиллерийского обстрела противника были пробиты 3 полупонтона, но тов.Иванов не растерялся, быстро и четко расставил людей, и дыры в полупонтонах были заделаны, что предотвратило затапливание паромов и срыв переправы. Будучи комендантом переправы тов.Иванов четко организовал пропуск грузов, не имея никогда задержек.
(15 апреля 1943 г.)
Орден Красной Звезды
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 89, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через р.Днепр при артиллерийском обстреле осколком снаряда был пробит полупонтон, но тов.Котов сам лично заткнул пробками и не дал возможности затонуть полупонтону, и переправа продолжала действовать.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль "За отвагу"
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 234, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через р.Днепр 4 и 5 апреля т.Шульгин под непрерывным огнем противника умело руководил своими подчиненными, отдавая для выполнения боевого задания все силы и возможности. Задание было выполнено досрочно по сборке паромов и ввода их в линию моста. Тов.Шульгин не считается ни с какими трудностями, чтобы выполнить задание с честью.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль "За отвагу"
Место службы: 51 омпомб 31 А ЗапФ
Дата подвига: 07.04.1943
Лист 159, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
7 апреля с.г. при артиллерийском обстреле переправы через р.Днепр, тов.Жужа, являясь помощником дежурного по мосту, быстро организовал заделку пробоин в понтонах, чем самым не допустил их затапливания, и переправа продолжала функционировать.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 06.04.1943-07.04.1943
Лист 286, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через р.Днепр 6-7 апреля с.г. Полынский руководил разработкой подъезда и, когда арт.обстрелом подъезд был выведен из строя, тов.Полынский приложил все свои силы и знания к быстрому устранению аварии и задержки в пропуске грузов не было.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 51 омпомб 31 А ЗапФ
Лист 147, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При несении комендантской службы на переправе через реку Днепр, тов.Булембаев вновь показал себя отважным и мужественным бойцом, честно исполняющим свой долг. Во время обстрела переправы тов.Булембаев продолжал оставаться на своем посту в полупонтоне, и, когда полупонтон был пробит осколками, он быстро аварию устранил.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 176, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через р.Днепр т.Кротких со своим отделением производил устройство пристани на левом берегу реки. Задание было выполнено на 1 час ранее, несмотря на ряд трудностей и обстрел противника. Будучи начальником аварийной команды, сумел организовать, несмотря на обстрел, заделку пробоин, и переправа продолжала действовать.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 178, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через р.Днепр (магистраль Москва-Минск) т.Кузецов показал себя стойким, находчивым командиром. В результате артиллерийского обстрела 2 полупонтона получили пробоины. Тов.Кузнецов сам лично под рвущимися снарядами заделал пробоины, чем самым не дал возможности затонуть парому и предотвратил срыв переправы.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 219, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении мостовой переправы через реку Днепр тов.Старостенков показал образец мужества и отваги, связывая оборвавшийся канат на середине реки, пробираясь по обломкам льдин под рвущимися снарядами противника.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 08.04.1943
Лист 247, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Тов.Воронин при несении комендантской службы 8-го апреля с.г. на переправе через р.Днепр, не смотря на обстрел противника чётко исполнял свои обязанности по пропуску грузов, проявляя организованность и бесстрашие.
(15 апреля 1943 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 302, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Ефрейтор Тремба при наводке переправы на реке Днепр своей решительностью ликвидировал задержку в переправе грузов, канат, перекинутый через реку, оборвался, и товарищ Тремба по кускам плывущего льда добрался до середины реки и связал канат, чем самым переправа вновь начала действовать.
(15 апреля 1943 г.)
И ещё как минимум 4 понтонера 51-го омпомб были награждены медалями «За боевые заслуги» за наведение переправы через Днепр в начале апреля 1943-го года:
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Лист 265, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943
Лист 269, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943
Лист 273, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 51 омпомб ЗапФ
Дата подвига: 06.04.1943
Лист 290, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Командир 90-го опмб майор Семёнов
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943
Лист 67, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении переправы в ночь на 5-е апреля 1943 г. через р.Днепр тов.Диденко со своим расчётом должен был установить переходную часть моста из рамных опор. Ночь была тёмная, холодная, ветреная. Течение реки было бурное. На реке появился лёд. Льдина вышибла одну из рам, тов.Диденко, не растерявшись, схватил конец каната и, рискую разбиться об лёд, прыгнул в ледяную воду, настиг уплывающую раму и привязал её канатом.
Рама была подтянута и установлена на место.
Не выходя из воды, тов.Диденко с двумя бойцами установили ещё две рамы. Переходная часть моста была построена в срок. После этого тов.Диденко отказался пойти погреться, а стал командовать расчётом, который смыкал паромы в линии моста. Переправа была закончена своевременно.
(26 апреля 1943 г.)
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943
Лист 75, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943,09.04.1943
Лист 77, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru/
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943
Лист 108, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За отвагу»
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943
Лист , Интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За отвагу»
Место службы: 90 опмб 31 А ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943
Лист 161, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За отвагу»
Место службы: 90 опмб 31 А ЗапФ
Дата подвига: 04.04.1943-05.04.1943
Лист 174, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Лист 117, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Орден Красной Звезды
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 09.04.1943
Лист 87, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Медаль «За отвагу»
Место службы: 90 опмб ЗапФ
Дата подвига: 09.04.1943
Лист , Интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Командир капитан Бабаков
Фронтовой приказ №: 38/н от: 15.04.1943, издан: ВС 31 Армии Западного фронта
Архив: ЦАМО, фонд: 33, опись: 682525, единица хранения: 494,№ записи 4091857
http://podvignaroda.ru/?#id=4091857&tab=navDetailDocument
Орден Красной Звезды
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 5, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
В период наведения паромной переправы через р.Днепр на шоссе Москва-Минск, невзирая на холодную погоду, выполнял работы, будучи по грудь в воде, при этом не снижал темпов.
(6 апреля 1943 г.)
Орден Красной Звезды
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 7, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Работы, связанные с пребыванием в холодной воде, не снизили темпов работ у Коликова. Будучи регулировщиком в районе днепровской переправы, обнаружил заряд ВВ с 19-суточным часовым замыкателем на шоссе Москва-Минск. Невзирая на опасность, красноармеец Коликов извлёк заряд ВВ и обезвредил его.
Как установлено, взрыв должен был последовать через два дня, что могло привести к жертвам и разрушениям на основной магистрали Армии.
(6 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 13, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
Красноармеец Калюжный – отличный телефонист батальона.
На его участке линия связи и телефон в надлежащем порядке.
В период наведения паромной переправы через р.Днепр и комендантского обслуживания отлично нёс службу.
Совместно с красноармейцем Коликовым обнаружил заряд ВВ с 19-суточным часовым замыкателем на шоссе Москва-Минск.
Заряд ВВ извлечён и обезврежен, чем предотвращен взрыв, который должен был последовать 5.04.43 г.
(6 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 11, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
В период наведения паромной переправы через р.Днепр и её обслуживания, по грудь в холодной воде, выполнял задания, проявляя при этом мужество.
(6 апреля 1943 г.)
Медаль «За отвагу»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 17, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
В период наведения паромной переправы через р.Днепр показал себя мужественным, работая по грудь в холодной воде.
(6 апреля 1943 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 25, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении паромной переправы через р.Днепр работал по грудь в воде, показал себя мужественным и стойким.
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 35, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении паромной переправы через реку Днепр своим личным примером увлёк бойцов своего отделения для работы в холодной воде.
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 47, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
В период наведения паромной переправы через р.Днепр и период комендантского обслуживания бесперебойно обеспечивал работу линии связи, как днём, так и ночью, чем в основном обеспечен надлежащий порядок в районе переправы.
(6 апреля 1943 г.)
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 39, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении паромной переправы через р.Днепр, невзирая на холодную воду, выполнял задания по грудь в воде, проявляя мужество.
Медаль «За боевые заслуги»
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 41, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
В период выполнения боевых заданий по строительству мостов на отдельных участках работ, как-то: забивка свай, установка рам, укладка прогонов, Леснинов всегда стремился на труднейший объект, где честно и добросовестно выполнял свои обязанности.
Личным примером показывает товарищам, как нужно выполнять боевое задание и воодушевляет их на подвиги и самоотверженность. В трудный момент, когда необходимо было стоять по грудь в воде для обеспечения переправы через р.Днепр, Леснинов также проявил себя геройски, показав при этом решимость, мужество и смекалку.
Медаль "За боевые заслуги"
Место службы: 99 опмб 31 А ЗапФ
Лист 45, интернет-ссылка на наградной лист:
http://podvignaroda.ru
При наведении паромной переправы через р.Днепр показал образцы мужества, выполняя работы по грудь в холодной воде.
Другие документы ЦАМО об освобождении Алфёрова от немецкой оккупации: