Главная > Летопись > 1943 год, освобождение > Информационный листок №2

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК №2

15 марта 1943 года

1943: 2 Ржевско-Вяземская операция, документы ЦАМО

Источник: ЦАМО, Фонд: 1141, Опись: 1, Дело: 5, Лист начала документа в деле: 61
Авторы документа: 31 А, подполковник Мамонтов, интендант 2 ранга Артеменков
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru/documents

Страницы 1-2

Чтобы задержать темп продвижения вперед наших войск и нанести возможно больший урон нашей материальной части и людям, преследуемый нашими войсками противник широко применяет минирование в полосе своего отступления.

Все пути отхода противник минирует вплоть до отдельных тропинок и полянок в лесах. Все мосты разрушает путем подвязывания противотанковых мин к каждой свае. В г.СЫЧЕВКА с мостов, которые противник не успел взорвать, были сняты авиабомбы весом до 250 кг. В основном мосты подрывались минами и авиабомбами.

Если в обороне минные поля противником создавались исключительно из «Т-35», то маршруты его отступления в большинстве случаев заминированы минами в деревянных оболонках и комбинированы с ППМ типа «Шпринг мин» (прыгающие). На р.ОСУГА были минированы ледяные переправы и въезды, где мины были залиты водой и приморожены.

Населенные пункты противник минирует на 100%; количество минированных зданий различно, в зависимости от значимости населенного пункта.

Разминирование жилых домов нашими саперными подразделениями в г.СЫЧЕВКА показало следующие наиболее характерные факты о способе минирования немцами жилых помещений:

  1. В здании неполной средней школы вдоль стен проходит ребристая труба водяного отопления. Между стеной и ребристой трубой заложено ВВ, в котором вставлен взрыватель натяжного действия.
    Возле трубы валялся всякий хлам, в том числе фанерный ящик, наполненный мусором. К ящику привязана тонкая проволока длиной 15-20 см., второй конец которой соединен со стержнем взрывателя. Сюрприз был рассчитан на то, что при уборке помещения ящик с мусором должен быть выброшен, и при отодвигании последнего от стены должен произойти взрыв.
  2. В топку голландской печи был заложен заряд, в который ввернут взрыватель натяжного действия. Проволока от взрывателя была прикреплена к дверке топки. Таких сюрпризов в помещении было обнаружено три.
  3. В тепловую отдушину печки был заложен заряд, от взрывателя которого вдоль стенки был опущен шпагат. Сюрприз был рассчитан на любопытного посетителя, который мог бы потянуть за конец шпагата, ничего не ожидая от этого.
  4. В половице пола комнаты было прорублено небольшое квадратное отверстие, через которое опущено несколько 200-граммовых шашек тола. Данный заряд был соединен у основания со стойкой нар в расчете на то, что при разрушении нар стойка будет оторвана и при ее уборке должен обязательно произойти взрыв.
  5. В одном доме была поднята половица, под конец которой был заложен заряд нажимного действия. Конец доски, лежащей на балке, был отпилен с таким расчетом, чтобы доска могла спуститься и надавить на взрыватель при воздействии на неё тяжестью. Чтобы замаскировать отпиленный конец доски, на это место был положен лист железа. Около данной половицы стояли два ящика с алебастром, при обследовании которого от взрыва погибли два человека.

Были случаи, когда противник минировал брошенные на полу плащ-палатки. Противник часто минирует и ту технику, которую он не успевает эвакуировать, так, например: саперами был разминирован брошенный немецкий  трактор, около которого было снято два заряда.

Захваченные у противника карты с нанесением минированных участков и различных объектов, дают все основания утверждать, что план устройства минных заграждений разработан заранее высшими штабами и планомерно осуществляется отступающим противником.

На пути своего отступления немцы практикуют самые изощренные способы минирования дорог, мостов, зданий и, чтобы избежать ненужных потерь, необходимо:

  1. Саперам непрерывно вести инженерную разведку, четко обозначать  и ограждать не только минные поля, но и отдельные мины;
  2. Строжайше соблюдать войсками дисциплину движения (двигаться только в обозначенных проходах и по проверенным дорогам);
  3. В войсках необходимо провести широкую разъяснительную работу о применяемых противником минных заграждениях;
  4. Избегать занятия войсками хороших зданий, оставленных противником неразрушенными без  тщательно проведенной разведки.
  5. Назначать ответственных командиров по разминированию в полосах наступления частей и соединений.
  6. Установить опознавательные знаки на проверенных и разминированных зданиях, указывать – кто производил разминирование.


Начальник Штаба Инж.войск 31 А
ПОЛКОВНИК МАМОНТОВ


СТ. ПНО ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА ВОЙНЫ
ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА  АРТЕМЕНКОВ

Другие документы ЦАМО об освобождении Алфёрова от немецкой оккупации:

  1. ЛИКВИДАЦИЯ Ржевско-Сычевской группировки противника (операция 31 Армии, март 1943 г.) – фрагмент, стр.32-37
  2. ВОПРОСЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ операции преследования (март 1943 г.)
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК №2 15 марта 1943 года
  4. Журнал боевых действий 82 КСД (фрагмент, стр.192-195)
  5. Журнал боевых действий 30 Гв. СД (фрагмент, стр. 117-120 с оперсводками)
  6. Журнал боевых действий 98 гв сп (фрагмент, стр. 34-37)
  7. Журнал боевых действий 42 гв. СД (фрагмент, стр. 3–6, с оперсводками и боевыми приказами)
  8. Журнал боевых действий 312 СД (фрагмент, стр. 119-143)
  9. Журнал боевых действий 1081 сп 312 СД (фрагмент, стр. 14-15)
  10. Журнал боевых действий 1083 сп 312 СД (фрагмент, стр. 24)
  11. Оперсводки, боевые донесения 331 СД (второй эшелон 31-й Армии)
  12. Журнал боевых действий 1104 сп 331 СД (фрагмент, стр. 58-61)
  13. Журнал боевых действий 1108 сп 331 СД (фрагмент стр. 63-64)
  14. Журнал боевых действий 509 (612) осапб (фрагмент, стр. 135-140)
  15. Журнал боевых действий 537 оминсапб (фрагмент, стр. 34-44)
  16. Автострада Москва-Минск, мосты и переправы (информация из наградных листов 113 омиб)
  17. 282-й км автострады Москва-Минск - переправа через Днепр (информация из наградных листов 51 омпомб, 90 и 99 опмб и 113 омиб)
  18. Журнал боевых действий 251 СД (фрагмент, стр. 107)
  19. ДОТ у 263 км трассы Москва-Минск (Укрепленный Район 152)
VK
OK
MR
GP
На главную