Главная > Летопись > 1943 год, освобождение > Вопросы инженерного обеспечения операции преследования

ВОПРОСЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
операции преследования

март 1943 г.

1943: 2 Ржевско-Вяземская операция, документы ЦАМО

Источник: ЦАМО, Фонд: 386, Опись: 8583, Дело: 195, Лист начала документа в деле: 7
Авторы документа: 31 А, полковник Смирнов, инженер-подполковник Щавелев, майор администр. службы Артеменков
Интернет-ссылка на оригинальный документ:
https://pamyat-naroda.ru/documents

Листы 1-5

1. Обстановка перед наступлением.

За три недели до наступления от перебежчиков и пленных было известно, что противник готовился к отходу, эвакуирует в тыл имущество и усиленно ведет подготовку к устройству заграждений.
В период 20-30 февраля вел усиленный обстрел артиллерией г.ЗУБЦОВ и рубежа нашей обороны, а также проявлял активность силовой разведки.

2. Оборонительный рубеж противника.

Противник занимал оборонительный рубеж свыше 6-ти месяцев. На переднем крае имел сплошную траншею полного профиля, проволочные заграждения, состоящие из рогаток 2-3 ряда, усиленные спиралями «Бруно» и местами минированные ручными гранатами и шашками тола в 75-100 грамм.

 Перед передним краем сплошных минных полей, кроме минированных заграждений, противник не имел.

В траншеях первой линии имелись только ОТ с легкими перекрытиями типа «козырька». Фланкирующий огонь в системе обороны велся с открытых площадок ручных и станковых пулеметов.

Опорные пункты располагались на линии вторых траншей, имели открытые ОТ и очень незначительное количество ДЗОТов фланкирующего и фронтального огня.

Опорные пункты были между собой связаны огневой связью и хорошо были замаскированы. Передние траншеи имели землянки на 3-4 человека с обогревательными печами и одним накатом. Между опорными пунктами имелись противотанковые минные поля, из мин ТМ-345, расположенные ромбически. В каждом минном поле располагалось 120-150 шт. Минное поле было ограждено проволокой. Ввиду усиленного таяния снега, мины были все на поверхности снега, что показывает, что они были зимней установки и без элементов неизвлекаемости. Протяженность минных полей была 50-800 м, глубина минных полей 5-6 рядов.

Определенной системы установки мин не наблюдалось. Землянки отдыха располагались за 3-й траншеей, землянки для командного состава были оборудованы с комфортом; стены и потолки были обтянуты мешковиной и выкрашены. Сеть ходов сообщения была довольно развитой, на 1 км. фронта в глубине 3-4 хода сообщения.

На дорогах, идущих с нашей стороны к переднему краю, были обнаружены мины летней и осенней установки, которые после очистки дорог от снега и после большого пропуска транспорта на 2-3 день взрывались. Насыщенность минными заграждениями особенно была велика на глубину до 8 км., где были заминированы не только дороги, но и незначительные тропинки и каждая поляна в лесу.

В оставленных землянках были размещены многочисленные и разнообразные «сюрпризы», как например: была заминирована бутылка вина, буханка хлеба, консервные банки и др.предметы; в целях маскировки часть продуктов и предметов были не заминированы. В полосе отступления по всем дорогам, особенно на глубине 50-70 км., было установлено большое количество минных полей. Примерно за районом г.СЫЧЕВКА минирование дорог уменьшается и сходит почти на нет в районе р.ДНЕПР.

Плотность минных заграждений на дорогах моно судить по схеме, найденной у противника маршрут ПЕЧЕРА – г.СЫЧЕВКА, где было изъято 378 мин и 19 минных полей на 17 км.

Крупные населенные пункты, как РЖЕВ, СЫЧЕВКА, ВЯЗЬМА и др. подвергались почти 100% разрушению путем взрывов, неразрушенные здания минировались путем установки МЗД. До района СЫЧЕВКА встречались деревни, ещё не полностью сожжены, южнее г.СЫЧЕВКА в районе г.ВЯЗЬМА и р.ДНЕПР населенные пункты им сожжены на 100%. Не обнаруженных мин замедленного действия в населенных пунктах в полосе Армии не было.

Взрывание мостов противник осуществлял, как правило, огневым способом с помощью детонирующего шнура, подвязывая мины Т-35 и даже авиабомбы по 250 кг (сняты с не взорванного моста в гор. СЫЧЕВКА). Разрушение мостов производилось полное. У мостов через большие препятствия умышленно на разрушались береговые опоры, между которыми и закладывались заряды с МЗД; такие заряды были обнаружены на взорванных мостах через р.ВЕРЖА. Наиболее сильные разрушения противник произвел автострады Москва-Минск, где на участке ГЖАТСК- р.ДНЕПР, противник произвел 19 больших воронок в диаметре до 12-16 м, глубиной 6-8 м; уничтожено свыше 370 м/мт, выброшено свыше 30000 м3 грунта; кроме этого на этом же участке изъято 4 фугаса с минами МЗД. Взорвалось на автостраде не обнаруженных МЗД 6 шт.. Образцы МЗД высланы в Инж. Отдел Фронта.

Широко противник применял заграждения на объездах у разрушенных мостов и на бродах, часть минных полей была летней установки (район разрушенного моста через р.ВЕРЖА у КНЯЗЕВА). Нового в подрывной технике противника не обнаружено: МЗД и взрыватели типа наших МУВ.

3. Работа инженерных частей.

Инженерные части армии заблаговременно готовились к наступательной операции и были нацелены на предстоящие работы задолго до начала наступления.

С начсоставом была отработана тема: «Инженерное обеспечение прорыва сильно укрепленной позиции противника». Проведено ряд показных занятий по разминированию и проделыванию проходов в заграждениях противника. С рядовым составом были организованы также занятия на специальных городках по блокировке ДОТ и преодолению всех видов препятствий.

Подготовка инжчастей Армии к предстоящей операции была неудовлетворительной.

Армия имела в своем составе к началу операции следующие инжчасти:

а) 6 дивизионных саперных батальонов с укомплектованностью 60-80%.

б) Два армейских батальона с укомплектованностью 85%.

в) Два фронтовых батальона 99 ОПМБ, 113 ОМИБ, 142 БИЗ , последний прибыл только 6 марта и вступил в операцию с 8 марта; укомплектованность фронтовых батальонов 80-90%.

Инженерные части были распределены по дивизиям за 10 дней до начала операции, начало операции затянулось до 3 марта, а поэтому саперы имели достаточное время на изучение переднего края и наших минных полей, и проделывали проходы в проволочном заграждении противника, что облегчало в дальнейшем выполнение задач инжчастей.

Эшелонирование сапер в наступательной операции производилось следующим образом: 1 эшелон – полковые и дивизионные саперы с задачей: разведка и проделывание проходов в минных полях и разминирование населенных пунктов.

2 эшелон – армейские и фронтовые саперы с задачей: уширения проходов, обозначение проходов, жердевая обноска минных полей, прокладка колонных путей, они же выделяли группы разведчиков.

Расчистка дорог угольником существенных результатов не дала ввиду уплотненного снега и от нее пришлось отказаться. Расчистка колонных путей производилась вручную.

АДО Армии непосредственно работало с инж. частями Армии до г.СЫЧЕВКА, а там остался на строительстве мостов, а в дальнейшем перешел на автостраду по заделыванию воронок.

Диспетчерская служба целиком неслась частями АДО . В процессе всего наступления в резерве Начальника Инжвойск Армии было 2 роты и 142 БИЗ и один взвод разведки, одна группа которого исключительно работала по разминированию районов КП Армии.

Продвижение войск и материальной части из-за отсутствия дорого, мостов и неразминированных участков не задерживалось.

Форсирование речных преград при состоянии льда, отошедшего от берегов, производилось путем усиления льда верхним настилом из бревен и досок, что вполне обеспечивало  первые и даже вторые эшелоны. На основных армейских маршрутах временные переправы заменялись мостами.

К моменту достижения частями Армии автострады произошло перебазирование всех видов снабжения на ГЖАТСК, в связи с чем встал второй вопрос о немедленном восстановлении автострады. Силами инженерных частей от г.ВЯЗЬМА до р.ДНЕПР автострада была восстановлена за 3 дня для движения всех видов транспорта.

Силами АДО  автострада была восстановлена от г.ГЖАТСК до г.ВЯЗЬМА. В районе г.ВЯЗЬМА 99 ОПМБ за 7 дней были построены 3 высоководных моста под грузы 30 тонн, общей протяженностью 168 м. Инженерные части в указанной операции с поставленными задачами справились, несмотря на неблагоприятные метеорологические явления: раннее таяние снега, преждевременный подъем воды в реках и на полное разрушение путей отхода противником. На всех маршрутах в полосе продвижения Армии от г.РЖЕВ до р.ДНЕПР не взорвано 6 незначительных мостов, около 80 м, исключая мост в г.СЫЧЕВКА.

Несмотря на колоссальное количество установленных мин и минированных зданий, потери от мин в людском составе и матчасти были незначительны и в большинстве своём из-за недисциплинированности самих пострадавших.

Количество построенных мостов инжчастями Армии в данной операции (1440 п.м.), говорят о колоссальной работе, проделаной саперами при отсутствии вблизи стройматериалов.

Лучшие образцы в работе и по объёму основных работ показали 99 ОПМБ и 113 ОМИБ. Количество представленных бойцов и командиров к Правительственной награде – 99 человек, из которых уже 60 человек получили награды.

Группа сапер 573 ОМСБ в 21 человек обеспечивали наступление двух артполков РГК и своей работой не допустили ни одного подрыва матчасти и живой силы и не задерживали ни в одном месте артиллерию. Трое сапер этой группы получили Правительственные награды по представлению Командующего Артиллерией.

4. Недостаток в работе инжчастей.

Не все инженерные части вышли для проведения наступательной операции подготовленными, даже по самым элементарным и необходимым вопросам, как разминирование и знание немецких мин (саперы 30 ГВ СД). Некоторые части при постройке мостов применяли наравне с хорошим стройматериалом гнилой материал на ответственных элементах, благодаря чему мосты быстро выходили из строя и требовали ремонта; не крепили элементы мостов скобами; по окончанию работ не убирали рабочие площадки, что демаскировало мосты.

Небрежное, нехозяйственное отношение к снятым минам наблюдалось почти во всех частях, несмотря на неоднократные предупреждения об этом.

Снятые мины не складывались, взрыватели и капсуля разбрасывались в стороны далеко от снятых мин. Мины зачастую расходовались как ВВ; подрывались такие мины, которые можно было легко снять. При другом отношении можно было бы сохранить десятки, тысячи мин и тотчас же использовать против врага.

Отсутствие хорошо налаженной систематической разведки, и несвоевременное представление сведений в штабы батальонов, не давали возможности заблаговременно планировать производимые работы, что приводило к тому, что прибывающие подразделения на место работ, часами не знали что делать. Получаемые данные по разведке штабами батальонов своевременно не доводились до вышестоящих штабов. Дивизионные инженеры, зачастую работая непосредственно с первым эшелоном сапер, отрывались не только от штаба инж.войск, но и от своих штабов, и не руководили приданными саперами и не ставили им своевременно задачи. Инженер 113 СД по несколько дней совершенно не освещал деятельности сапер и частей дивизии.

Штабом инжвойск Армии были своевременно спущены указания и планы работ по наступательной операции, и с началом наступательных действий наших войск, ответственные работники Штаба Инж. Войск были направлены в дивизии для контроля выполнения указаний Штаба Инжвойск и в помощь дивизионным инженерам.

За время наступательной операции Штабом Инжвойск был выпущен информационный листок по борьбе с минными заграждениями врага и описаний его наиболее распространенных «сюрпризов».

5. Материальное обеспечение инжчастей и войск.

Инженерные части были обеспечены положенным имуществом на 100%. Два армейских и один фронтовой батальоны имели подвижные средства заграждения (по 1000 противопехотных мин, 500 ВВ и пакеты МЗД). За районом г.СЫЧЕВКА эти средства были оставлены ввиду отсутствия транспортных средств и плохих дорог. Дивизии имели 100% обеспеченность шанцевым инструментом, противотанковыми и противопехотными минами, и в первые же дни наступления большинство этого имущества было оставлено всеми частями.

Летучка ВТС склада своевременно дислоцировалась за частями Армии и имела полностью имущество для первоочередных задач войск в наступлении и обороне.

ВЫВОД

  1. В данной наступательной операции инженерные части с поставленными задачами справились.
    С работой не справился штаб инжвойск по отработке документации.
  2. Для сбора трофейного имущества необходимо выделить специального командира из состава инжчастей.
  3. Из собранных мин и другого имущества создавать летучки и обращать их в резерв подвижных средств заграждения.
  4. Для разминирования создавать спецгруппы из подготовленных сапер.


НАЧ.ОПЕРОТДЕЛА ШТАБА 31 А
ПОЛКОВНИК СМИРНОВ


НАЧ.ШТАБА ИНЖВОЙСК 31 А
ИНЖЕНЕР-ПОДПОЛКОВНИК ЩАВЕЛЕВ

Другие документы ЦАМО об освобождении Алфёрова от немецкой оккупации:

  1. ЛИКВИДАЦИЯ Ржевско-Сычевской группировки противника (операция 31 Армии, март 1943 г.) – фрагмент, стр.32-37
  2. ВОПРОСЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ операции преследования (март 1943 г.)
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК №2 15 марта 1943 года
  4. Журнал боевых действий 82 КСД (фрагмент, стр.192-195)
  5. Журнал боевых действий 30 Гв. СД (фрагмент, стр. 117-120 с оперсводками)
  6. Журнал боевых действий 98 гв сп (фрагмент, стр. 34-37)
  7. Журнал боевых действий 42 гв. СД (фрагмент, стр. 3–6, с оперсводками и боевыми приказами)
  8. Журнал боевых действий 312 СД (фрагмент, стр. 119-143)
  9. Журнал боевых действий 1081 сп 312 СД (фрагмент, стр. 14-15)
  10. Журнал боевых действий 1083 сп 312 СД (фрагмент, стр. 24)
  11. Оперсводки, боевые донесения 331 СД (второй эшелон 31-й Армии)
  12. Журнал боевых действий 1104 сп 331 СД (фрагмент, стр. 58-61)
  13. Журнал боевых действий 1108 сп 331 СД (фрагмент стр. 63-64)
  14. Журнал боевых действий 509 (612) осапб (фрагмент, стр. 135-140)
  15. Журнал боевых действий 537 оминсапб (фрагмент, стр. 34-44)
  16. Автострада Москва-Минск, мосты и переправы (информация из наградных листов 113 омиб)
  17. 282-й км автострады Москва-Минск - переправа через Днепр (информация из наградных листов 51 омпомб, 90 и 99 опмб и 113 омиб)
  18. Журнал боевых действий 251 СД (фрагмент, стр. 107)
  19. ДОТ у 263 км трассы Москва-Минск (Укрепленный Район 152)
VK
OK
MR
GP
На главную