Без корней, как известно, и трава не растёт. Иногда возникает желание увидеть местность, откуда эти корни произошли. Особенно, если натыкаешься в семейном архиве на старую пожелтевшую, грозящую развалиться прямо в руках, фотографию. Возникают вопросы: кто на ней изображён? Где и когда она была сделана? Кто и зачем хранил её много лет?
Мы решили проехать по Старой Смоленской дороге через Дорогобуж до деревни Соловьёво.
Древний город Дорогобуж встречает нас плотным утренним августовским туманом.
Дорогобуж раскинулся на берегах Днепра. На одном из высоких холмов находится городище, обнесённое рвом и земляным валом. Здесь возник древний Дорогобуж, впервые упоминаемый в уставной грамоте 1150 г..
За свою историю город много раз разрушался и восстанавливался. В 1238 г. отряды хана Батыя, пробиравшиеся к Смоленску, сожгли Дорогобуж. В Отечественную войну 1812 г. город подвергся разрушению. Заняв Дорогобуж 13 августа, французы сожгли его. На обратном пути отступающая из Москвы наполеоновская армия 26 октября вновь заняла Дорогобуж. В ходе ожесточенного сражения русским войскам под командованием генерала Милорадовича удалось выбить французов во главе с маршалом Неем из города. В 1912 г., к 100-летию победы над Наполеоном, на городище был поставлен монумент в память военных событий 1812 года.
Как и во многих городах Смоленщины, на центральной площади Дорогобужа установлен танк. Он воздвигнут в честь доблестных воинов 312 стрелковой дивизии, освободивших Дорогобуж 1 сентября 1943 г. от немецко-фашистских захватчиков.
К середине XIX в. в Дорогобуже существовало 12 церквей, из которых лишь одна была деревянной. Из их числа за годы советской власти уцелела лишь одна – церковь Петра и Павла (1835 г.) на окраине города.
На мраморной плите, прикреплённой к постаменту памятника в честь победы над Наполеоном, надпись: «У села Усвятье командующие русскими армиями М.Б. Барклай де Толли и П.И. Багратион планировали дать генеральное сражение, однако при осмотре позиция была признана неудовлетворительной, и русские войска оставили её. 13 августа армия Наполеона заняла Дорогобуж». Наш путь по старой смоленской дороге лежит как раз мимо села Усвятье. О нём много и красочно написано в книге Тамары Михайловны Тимашевой «Не много лиц мне память сохранила…». Это книга - «горькие были» - воспоминания автора о детстве, совпавшем с войной, правдивая и талантливая книга о драматических событиях гитлеровской оккупации.
«Испокон веку стояло Усвятье на старой смоленской дороге», - пишет Тамара Михайловна. Ранее старая смоленская дорога шла прямо по селу. После войны её спрямили и пустили в обход села. Заезжаем посмотреть на Усвятье собственными глазами.
Справа от въезда в село – памятник уроженцам этой местности, погибшим во время Великой Отечественной войны с надписью «Вечная слава павшим в боях за родину». На железных табличках перечислены имена погибших из каждой деревни. В Алфёрове во времена советской власти работа по уточнению списков не вернувшихся с войны так и не была доведена до конца, имена павших не были увековечены.
В Усвятье видим аистов, устроивших своё развесистое гнездо прямо по центу села на столбе. Говорят, аисты – к счастью…
Мы едем дальше по старой смоленской дороге – в Соловьёво. В книге Т.М.Тимашевой читаем:
Дядя Миша появился в Староселье поседевший и в одном ботинке. На Соловьёвой переправе он попал под бомбёжку. От того, что он там видел, долго не мог прийти в себя. Кровавые воды Днепра, и мост, что может присниться только в страшном сне… Мост из машин, повозок, орудий, лошадиных трупов и человеческих тел….
С переправой через Днепр у деревни Соловьёво связана одна из самых кровавых трагедий Великой Отечественной войны. Здесь Днепр разделял людей на живых и мёртвых. Никто не знает, сколько было погибших. По разным данным на Соловьевой переправе погибло от 50000 до 100000 советских солдат и офицеров. В конце июля – начале августа 1941 г. Соловьева переправа была единственной ниточкой, через которую велось материально-техническое обеспечение войск Западного фронта (фашистские танки перерезали трассу Москва-Минск 15 июля).
По новому бетонному мосту, построенному в 1972 году, пересекаем Днепр - третий раз за эту поездку, и въезжаем в деревню Соловьёво. Справа от дороги - церковь на Поле памяти, где ежегодно проходят захоронения останков воинов, найденных поисковыми отрядами. Слева – памятник батарее капитана Флерова – «Катюша», и краеведческий музей.
Соловьёва переправа известна с XV века как Соловьёв перевоз, через который переправлялись войска литовцев, в XVII веке через этот перевоз переправлялись поляки. Во время Отечественной войны 1812 года после Смоленского сражения через переправу переправлялась отступающая российская армия. Все эти события нашли отражение в экспозиции музея.
29 июля 1941 г. командование Западным фронтом приняло решение о выводе окруженных войск 20-й и 16-й армий через Соловьёву переправу. Тысячи автомобилей, тягачей с орудиями и повозок, десятки тысяч солдат, командиров под непрерывным огнем противника двигались к переправе. Вместе с ними шло мирное население, эвакуировались областные и городские учреждения, госпиталя и медсанбаты.
По воспоминаниям участника боев на Соловьевой переправе В.Г. Соломко, в районе деревни Соловьёво не было стационарного моста. Сообщение между берегами поддерживалось лишь канатным паромом, вместимостью на две машины. Паром перетягивали от одного берега к другому при помощи ручной лебедки. Несмотря на кромешный ад - бомбежку и артиллерийский обстрел, - переправа функционировала. Саперные части фронта и армий непрерывно ремонтировали паром. Строили рядом временные мосты, переправляя на западный берег машины с боеприпасами, горючим, продовольствием; на восточный - беженцев, раненых, отступающие подразделения. В ход шло все: и деловой лес, стоявший рядом, и лодки местных жителей, и плоты из подручных средств. Все, кто умел плавать, должны были добираться на высокий холмистый левый берег самостоятельно.
Из воспоминаний Юрия Александрова («Я с Москвою повенчан»):
Наши машины подъехали к переправе к вечеру. Смеркалось. На пологом правом берегу Днепра скопилось множество людей, лошадей, подвод, автомашин, различной боевой техники, артиллерийские орудия – «сорокопятки», которые солдаты тащили на руках, 76-миллиметровые полковые пушки на прицепах и конной тяге, какой-то старый броневик – стальной гроб для экипажа.
Несколько в стороне виднелась заботливо укрытая брезентом и замаскированная «катюша» - гроза для гитлеровцев. Об этом секретном оружии ходили легенды.
Воздух был пропитан порохом и гарью. Кое-где ещё тлели какие-то обломки, освещая горы трупов. В течение ряда дней фашистская авиация, в условиях абсолютного господства в воздухе, совершала регулярные бомбёжки и обстрел переправы, превращая в кровавое месиво всё, что скопилось здесь. Последний налёт, видимо, был недавно.
Из воспоминаний Б.Феоктистова:
Единственным местом, где нет немцев, была понтонная переправа через Днепр в районе деревни Соловьёво. Вот на эту переправу устремились все. Это уже не было организованным отходом, это было бегство. Вперёд, т.е. назад, рвались, обгоняя друг друга, машины, повозки, верховые, пешие. Среди машин и повозок много санитарных, с ранеными. Подгоняемые страхом, уже никто не уступал им дорогу, все рвались к переправе. Когда мы подъехали на своей повозке к переправе, то увидели море людей и всевозможного транспорта. Самой переправы не было видно, к ней не подступиться. Образовалась пробка, пропустить которую "ниточка" понтонного моста была не в состоянии. Немецкие самолеты безнаказанно бомбили и обстреливали скопище возле переправы. Это был кошмар. Вой сирен, взрывы бомб, крики раненых и людей, обезумевших от страха. Люди бегут, раненые ползут, таща за собой окровавленные лоскуты одежды, длинные полосы бинтов с соскочивших повязок.
По свидетельству очевидца 2 августа 1941 г. Соловьёва переправа выглядела так:
Вражеская авиация держала переправу под постоянным обстрелом. Подъездная дорога со стороны Смоленска была заторена скелетами сгоревших машин, ими же был завален весь берег. Дно Днепра на месте переправы было завалено утонувшими машинами.
На рассвете 4 августа по артиллерийским позициям и танковым колоннам врага два залпа произвела батарея «эрэсов», переброшенная в район переправ по приказу генерал-майора Рокоссовского.
5 августа 1941 года соединениям 3-й танковой армии генерала Гота удалось овладеть переправами у Соловьёва и Ратчина.
«Доныне помнят берега у Соловьёвой переправы как шли мы грудью на врага в бою неравном и кровавом».
Этот молчаливый экспонат музея – топор, пробитый снарядами – самый красноречивый свидетель того кошмара, который происходил на Соловьёвой переправе.
А вот и фотография, которая подвигла нас предпринять это путешествие.
Она была сделана в деревне Соловьёво в 30-е годы XX века. С оборотной стороны фотографии надпись:
Фото довоенное. В центре Белинская Зузанна Адамовна. Слева её сын I брака Молотков Михаил (или Пётр?). Справа её дочь II брака Сорокина Валентина Семёновна 1920 г.р. Подписал внук Белинской Сорокин Станислав Дмитриевич в 1985 г.
Как оказалась Белинская Зузанна Адамовна (полячка и католичка, родом из Бабиновичей) на Соловьёвой переправе – неизвестно. Её свёкр Молотков был паромщиком на переправе. Жила она здесь вплоть до конца июля 1941 года. Дом находился так близко к Днепру и к переправе, что после весеннего разлива реки под печкой находили рыбу. Известно, что второй муж Белинской - Сорокин Семён погиб во время финской войны, а оба её сына от первого брака – Михаил и Пётр, пропали без вести во время Великой Отечественной. Старая разорванная фотография – единственное неполное изображение одного из братьев.
Дом Зузанны Адамовны был разнесён в щепки прямым попаданием немецкой авиабомбы. Сама она спаслась чудом вместе с двадцатилетней дочерью Валентиной. Как уцелела фотография? Наверное, тоже чудом… Судя по приведённым выше воспоминаниям очевидцев, место, где они жили, превратилось в ад на земле. Им ничего не оставалось, как бежать от него подальше. Побежали на запад – в Гнёздово. Там жила родная сестра Зузанны Адамовны – Мария. Таким образом они оказались на территории, уже занятой немцами. Сыновей с войны Зузанна Адамовна так и не дождалась. Сидела после войны у окна и ждала – вдруг придут? Не пришли.
У создателей краеведческого музея в Соловьёво большие планы по его развитию. Есть красивый амбициозный проект по строительству мемориального комплекса воинской славы под открытым небом на месте Соловьёвой переправы. Начало его созданию положило открытие уникальной трехчашевой купели на месте чудесного источника, который известен очень давно. Источник назван в честь святого Георгия Победоносца – покровителя воинства.
Старая Смоленская дорога убегает дальше в даль – к Смоленску, а мы поворачиваем на Фальковичи. Проезжаем мимо Шестаково (17 км. от Кардымова). Здесь сохранилась Ильинская церковь 1855 г., построенная в стиле классицизма. Усадьба в селе Шестаково была устроена ротмистром кн. Я.Д. Трубецким. Он поставил здесь в 1762 г. деревянную Ильинскую церковь. Затем усадьбой владел ротмистр И.А. Транбицкий, в середине XIX в. – штабс-капитан П.П.Потёмкин.
Мы возвращаемся на трассу Москва-Минск. Наше путешествие закончилось.
Фестиваль «Соловьёва переправа» на ПЕРВОМ СМОЛЕНСКОМ! Эстафета Вечного огня, реконструкция боя и презентация фильма.
5 августа 2012 г.