Как выглядела округа Алфёрова до революции? Теперь трудно в это поверить, но до революции было очень много деревень вокруг станции Алфёрово: одноимённая деревня Алфёрово, Малое Алфёрово, Кононово, Плешково, Марьино, Бессоново, Азарово, Заленино, Куракино, Уварово, Дубки, Горлово, Енино, Голочёлово, Якушкино, Леонтьево, Третьяково, Сережань, Азаровка, Высоцкое, Дымское, Воровая, Бель, Панасье, Телятково, Комово, Дмитровка, Яковлево, Александровка, Реброво, Еськово, Бекасово, Сакулино, Берёзки. И это ещё не полный перечень исчезнувших ныне деревень. Среди них были большие, такие, как Высоцкое – по 40 с лишним дворов, и совсем маленькие. Помимо деревень были хутора и «участки»: Иванов хутор, Шмелёв участок, Колосов хутор, Холмец, Перелом, Зверев участок, Фомин, Спирин, Черношейка, Косняковка, Рожок, Дача, Муравьёва горка. О них уже и старожилы не помнят, потому что в конце 20-х, начале 30-х годов происходило насильственное переселение людей с участков. В деревнях жило много людей. Семьи были большие, с большим количеством детей. Но школ для их обучения не было.
В Издешкове первая школа была построена в 1909 году из разобранного деревянного вокзала станции Издешково. Эта школа была организована при станции Издешково Московско-Брестской железной дороги, так как возникла необходимость обучать грамоте детей железнодорожников не только со станции Издешково, но и соседних станций Митино, Алферово, Семлево. Ближайшие школы находились на станциях Дорогобуж и Вязьма. Сначала срок обучения был трехгодичным, потом – четырехгодичным. Специально проведенной переписью было установлено, что число детей школьного возраста (8-11 лет) на 1 сентября 1909 года составляло 138 человек. Принимали в неё не только детей железнодорожников, но и рабочих, служащих, кустарей поселка, а также крестьян детей близлежащих деревень.
Бурный рост числа школ и учащихся происходил после Октябрьской революции. Тогда в каждом классе было по 30-40 учеников. Учеников было так много, что занимались в две смены. Школы организовывались в бывших барских домах, а также в деревянных зданиях церквей, переоборудованных под школы.
Накануне войны начальные школы – «четырёхкласски» - были на станции Алферово (в «голубковом доме»), в деревне Высоцкое (здесь бессменным учителем долгое время была Серафима Викентьевна Яковлева, дочь небогатого помещика из Голочёлова), в Куракино (чуть раньше была ещё младшая школа в Дубках - в барском доме потомков декабриста Якушкина, что «под дубом»), в Третьяково, в Дымском, в Щелканово и в Бессоново. В Кононово и в Бессоново работали школы-семилетки (Бессоновская семилетняя школа была открыта приблизительно в 1934 году в деревянном здании Знаменской церкви, которую закрыли к тому времени). В Голочелове, в барском имении – в «викентьевом» доме (доме отца Серафимы Викентьевны Яковлевой?) – находилась десятилетка. В июне 1941 года в ней был первый и последний выпуск. Кроме того, в селе Афанасово (рядом с Бекасово) была Афанасовская семилетняя школа, а в Семлёво – средняя.
Немецкая оккупация длилась с октября 1941 года по март 1943 года. Немцы пытались снова открыть школы, организовать в них занятия по немецкому образцу. Дети ходили в школы, но недолго. Многие учителя были расстреляны немцами по обвинению в связи с партизанскими группами, многие погибли на фронте.
При отступлении в марте 1943 года фашисты сожгли все деревни вокруг станций Алфёрово и Издешково (за исключением деревни Бессоново). Почти все постройки были уничтожены. Не осталось ни крестьянских хат, ни барских домов, ни церквей, ни административных учреждений. Сгорели все здания, где до войны находились школы. В Бессоново уцелело много зданий, но помещения, где располагалась школа – бывшая церковь и дома-пятистенки, были сожжены. Поселок Издешково был разрушен полностью – обугленные камни грудами лежали на месте бывших улиц.
После войны учеников в школах стало меньше. Рождаемость упала. Много детей умерло во время оккупации и сразу после неё, когда свирепствовал тиф и наступил жесточайший голод (в 1945-47 годах). Сколько детей погибло? Это неизвестно. Школы открылись вновь: в Кононово и в Бессоново - семилетки, в Высоцком и Куракино – младшие школы. В Издешкове была средняя школа. По распоряжению Наркомпроса, для обучения детей на освобожденных от немецко-фашистских захватчиков территориях были направлены 12 учителей-сподвижников. В Издешково из Иркутской области прибыла С.С.Швер. По её воспоминаниям, целый год занятия проходили в три смены при уроках длительностью 35 минут в уцелевшем здании деревни Морозово. Вместо столов использовались сколоченные доски, освещением служили лампы из гильз. Учебник был только у учителя.
Несмотря на все трудности тяжелого послевоенного времени, благодаря большому энтузиазму учителей, для которых педагогический труд был призванием и смыслом жизни, уровень подготовки учеников был высоким. Выпускники школ стремились продолжить образование, поступали в высшие учебные заведения, уезжали из деревень и посёлков. К тому же, до конца 60-х годов это был почти единственный способ получить паспорт, а вместе с ним и свободу. Возвращались далеко не все, большинство стремились устроиться в других местах. Сложилась парадоксальная ситуация. Просвещение в конечном итоге способствовало не развитию местности, а с точностью до наоборот – приходу в упадок. Деревни обезлюдели, стали приходить в запустение.
В 1974 году была закрыта Бессоновская школа, так как учеников осталось очень мало. Дети из деревень Уварово, Куракино, Сережань и Бессоново учились в Алфёровской восьмилетней школе, куда их привозили на совхозном автобусе. Сначала классы были большие - до 20 человек. Но к 80-м годам XX века количество учащихся уменьшилось. В то время в школе насчитывалось около 60 учеников.
Тенденция уменьшения количества детей и школ продолжается и по сей день. Ходят упорные слухи о закрытии теперь уже Алфёровской школы. В настоящий момент в Издешковской школе обучается 135 учеников, а в Алферовской – немногим более 20.
Каков же результат столетней просветительской деятельности к 20-м годам XXI века? В скором времени он вполне может быть и таков: количество школ и количество обучаемых в них в начале XXI века будет почти такое же, как на момент открытия первой школы в Издешкове в 1909 г.